Особняк Стахеева на Басманной: описание, история, экскурсия

Род купцов Стахеевых вышел из новгородских земель. Торговое дело в семье было начато в 18-м веке. Их вклад в развитие экономики и культуры России соизмерим по масштабам с такими фамилиями, как Морозовы, Бахрушины, Путиловы, Демидовы. Особняк на Басманной принадлежал Николаю Дмитриевичу Стахееву – предприимчивому и умному человеку, сумевшему в несколько раз увеличить полученное от отца наследство.

Репутация и состояние

Николай Стахеев родился в семье умелых и удачливых купцов. В наследство ими было получено 5 миллионов рублей – огромное состояние. Талант позволил ему увеличить стартовый капитал в несколько раз и стать одним из богатейших людей своего времени. Торговля велась по множеству направлений, современники считали, что проще перечислить, чем не занимался Стахеев. В его активе была золотодобыча, торговля хлебом, бакалеей, в распоряжении был построенный им же торговый флот и железнодорожные линии. Акции Торгового дома Стахеевых были столь надежны, что их частью владел император Николай II.

Сети магазинов, принадлежащих купцу, покрывали всю Россию. В конце 19-го века Н. Стахеев перебирается в столицу. Ходили слухи, что причиной переезда стала женитьба – якобы отбил Николай свою жену у чиновника, заплатив немалый куш. Обустройство в Москве сопровождалось развитием нового направления финансовых интересов – Стахеев начал строить на выкупленных землях доходные дома, что принесло ему крупные доходы.

Стахеев в Москве

Для своей семьи он возвел роскошный особняк. Легенда говорит, что на вопрос архитектора о том, в каком стиле будет дом, купец ответил: «Во всех! Денег хватит на все.»

Отстроенный особняк стал домом для него и многочисленной семьи. Кроме своих отпрысков, Николай Стахеев был примерным опекуном семерых племянников, которых он взял на воспитание после смерти брата. Какой русский человек может прожить без страсти, хоть и пагубной? Николая Дмитриевича любили во всех игорных домах Монте-Карло.

Он проигрывал широко, беззлобно и очень много. Говорят, что, когда он приезжал на очередную игру, акции всех казино шли в рост. Однажды он, не дрогнув, проиграл 11 миллионов, семья хоть и была потрясена, но скандала не вышло – доходы многократно превышали все проигрыши. Фортуна, так любившая его в трудах, напрочь отворачивалась от своего фаворита, как только он садился за игорный стол. Стахеев практически никогда не выигрывал – только спускал состояния, но никогда не беднел.

Супруга, долго терпевшая «страстные порывы», все же подала на развод. Разрыв произошел мирно, ей досталась усадьба на Басманной, детям – доходные дома в Москве. Николай Дмитриевич уехал в Италию, но периодически появлялся у бывшей жены, где его с удовольствием принимали. К этому времени Стахеев начал переводить капиталы в компактные вещи – скупал драгоценные камни, золото, как говорят, прятал все в доме жены, где было устроено множество тайников, о которых знал только хозяин и архитектор.

Легенда про Стахеева и Дзержинского

Революция, разразившаяся в России, доставила ему хлопот и лишила большей части капиталов. Ходит легенда о том, что, прибыв в революционную Москву и ночью пробравшись в свой дом на Басманной, он забрал часть драгоценностей. Сложив их в саквояж, приготовился тайно покинуть столицу под видом доктора. Его схватили и отправили на допрос. Поняв, что уйти так просто не получится, он выторговал свою свободу у самого Дзержинского, открыв тайники и отдав все накопления.

На эти капиталы был построен Дом культуры, а Стахеев якобы получил пожизненную пенсию, на которую проживал в любимом Монте-Карло. История легла в основу романа «12 стульев» авторства И. Ильфа и Е. Петрова. Насколько она достоверна – бог весть, но так хороша, что рассказывать ее будут всегда, пока жив жанр городских легенд.

Игорная страсть добавляла перчинку в характер Николая Дмитриевича, а меценатство делало его одним из самых именитых граждан России. Его трудами и заботами был открыт курорт Алушта. Своим сегодняшним положением и архитектурным памятникам город обязан Стахееву, где он построил добрую половину инфраструктуры и привлек внимание широкой публики к курорту. Словом, человек был неординарный и таким же ярким стал его дом на Басманной, любоваться которым мы можем сегодня.

История дома

Одним из украшений улицы Новая Басманная является роскошный дом коммерсанта, золотопромышленника и мецената Николая Стахеева. В начале 1890 годов он приобрел обширное имение с постройками и капитальным флигелем. Ранее в нем проживал известный философ П. Я. Чаадаев, в доме часто бывали именитые гости – А. Герцен, И. Тургенев, Н. Гоголь и другие писатели.

Проект дома разработал архитектор М. Бугровский. С ним Стахеева связывали давние деловые отношения, мастер занимался оформлением и постройкой нескольких доходных домов для промышленника. Место под будущий особняк расчистили кардинально – снесли все имевшиеся строения, в том числе и знаменитый дом. К оформлению привлекли скульптора В. Г. Гладкова. Построенный дом стоил владельцу огромной суммы – миллион рублей.

Описание

Дворец, построенный Бугровским – яркий образец эклектики. Внешнее решение выполнено в стиле неоклассицизма, внутренние помещения являются смешением времен и стилей. Особняк Стахеева является образцом типичной застройки Москвы конца 19-го века. Он отстоит от проезжей части, перед фасадом разбит палисадник. Его украшает фонтан «Богиня ночи», привезенный из Франции, выполненный из металла в виде женской фигуры, удерживающей фонарь на вытянутой руке. Его и сегодня можно увидеть на прежнем месте. Парадное крыльцо дома расположено в боковой части главного фасада.

В отделке интерьеров бросается в глаза тщательность проработки, с которой выполнены самые мелкие элементы. За период советской власти здесь все великолепно сохранилось. Остались нетронутыми витражи, многочисленная лепнина, наборной инкрустированный паркет, натуральный камень и многое другое.

В вестибюле гостей встречает беломраморная лестница, ведущая в холл второго этажа. Он выполнен в греческом стиле и украшен колоннами, пилястрами из искусственного мрамора розового оттенка. Рядом с колоннами и в нишах стен установлены светильники чугунного литья французского производства. Самое большое впечатление на посетителей производит великолепно сохранившаяся готическая столовая. В ней представлена искусная резьба по дереву на кессонных потолках, в отделке стен, меблировке.

К сожалению, практически вся мебель из особняка Стахеева была реквизирована и неизвестно где осела, повинуясь революционным вихрям. Только в готическом зале остался нетронутым буфет, украшенный улыбающимися масками Мефистофеля и столовая группа стульев с резными спинками и подлокотниками. Центральное место в помещении занимает величественный камин.

Коллекционер и эстет

Восточное крыло здания при жизни Николая Дмитриевича отводилось под картинную галерею. Что было в его коллекции доподлинно неизвестно, но по воспоминаниям его современников она имела высокую ценность. Принято считать, что Стахеев, несомненно, был владельцем какого-то количества картин Ильи Шишкина, которому приходился родственником по линии жены. В западном крыльце дома располагались рабочие кабинеты и конторы.

В особняке Стахеева есть еще несколько комнат, заслуживающих пристального внимания, например, курительная в мавританском стиле. Отделка стен, потолка, пола – это почти ювелирное произведение искусства, в оформлении оконных проемов был использован натуральный камень.

Тщательная проработка каждого элемента при реставрационных работах заняла 1,5 месяца. Остальные комнаты в доме декорированы в стиле барокко, неоклассицизма и многих других. Позади дома был разбит парк, где привлекал внимание руинный грот «Бельведер». Благодаря счастливой звезде этого дома любоваться гротом и парковой зоной можно и сегодня.

После революции

Особняку Стахеева на Басманной невероятно повезло после революции 1917 года. Его не отдали под коммунальные квартиры, не устраивали здесь присутственных мест или многолюдных комитетов. Здание отошло в распоряжение Народного комиссариата путей сообщения, позднее реорганизованное в Министерство. В 1940 году помещения передали детям, организовав Центральный дом детей железнодорожников.

Дом купца Стахеева наполнился детскими голосами и многочисленными кружками. Первые шаги на творческой стезе во дворце юношества делали Олег Даль, Валентина Толкунова и многие другие. Здесь занимались пением, танцами, работала изостудия и еще множество клубов по интересам.

Современность

Музей-усадьба Стахеева сохранилась без особого урона. Сегодня она находится под охраной, являясь объектом культурного наследия, передана на баланс Министерства культуры. Интерьеры помещений усадьбы знакомы многим любителям мистики и поклонникам телепередачи «Битва экстрасенсов». Сюжеты программы, телекомпания ТНТ, снимает в интерьерах дома купца Стахеева.

В парадных залах проводятся различные мероприятия, даются концерты. Небольшое количество кружков детского творчества по-прежнему функционирует. Музей-усадьба привлекает большое количество посетителей.

Экскурсии

Дом Стахеева интересует многих. Кого-то с эстетической и исторической точек зрения, а кого-то тянет найти припрятанные миллионщиком клады. Не все верят в то, что все сбережения дома на Новой Басманной были отданы в обмен на свободу. Несколько поколений любителей приключений продолжают попытки найти знаки, указывающие на тайники, но пока поиски успехом не увенчались. Кто знает, может, действительно клад дожидается удачливого искателя.

В особняке Стахеева экскурсии проводятся регулярно, часто с большим аншлагом. У посетителей остается масса впечатлений, которыми они щедро делятся и рекомендуют обязательно посетить удивительный дом, где время и люди проявили уважение к культуре и истории.

Комментарии