Организация управления предприятием: функции, методы и цели
На бизнес оказывает влияние множество факторов: конкуренция в ведущейся деятельности, экономическое положение населения, качество предлагаемого товара и услуг, местоположение компании и ее отдаленность от мест сбыта и прочее. Но пожалуй, самое главное, от чего зависит успешность фирмы, – это организация управления предприятием. От этого фактора зависит многое. Если не все. При неправильном руководстве даже самый лучший товар либо не сделают в необходимом объеме, либо сорвут сроки на исполнение. В этой статье мы рассмотрим основные организации управления предприятием и разберем ошибки, которые нельзя допускать.
Суть процесса управления организацией
Организация управления предприятием – это целенаправленная и контролируемая деятельность, представляющая из себя совокупность различных методов мотивации и контроля работы коллектива для достижения поставленной задачи (сюда относят как глобальную цель организации, так и кратковременные, такие как увеличение рынка сбыта, улучшение качества продукции, повышение эффективности продаж и так далее).
Организация структуры управления предприятием делится на управляющую и управляемую части, где управляющая – это дирекция, менеджера и информационный отдел (также носит название административно-управленческого аппарата), а управляемая – это организационные отделы, занятые процессом производства. Успешность организации будет заключаться в правильном координировании обеих составляющих частей.
Цели системы управления предприятием
Для того чтобы разобраться в вопросе организации системы управления предприятием, необходимо определиться с ее целями. Они могут быть различными, но объединяются в четыре основных блока:
- Экономические – направлены на увеличение продаж и повышение прибыли предприятия.
- Производственно-коммерческие – выполнение заданного объема производства и реализации продукта, направлены на обеспечение экономической цели, договорных обязательств и так далее.
- Научно-технические – направлены на получение необходимых технических характеристик продукта, имеют целью повышение качества, а также увеличение производительности в результате технологического совершенствования.
- Социальные – направлены на удовлетворение потребностей исполнительного персонала.
Экономическая цель является преимущественной, остальные три при этом работают на нее, дополняют друг друга. Обычно предприятие работает одновременно по каждой из них, естественно, разделяя обязанности между руководителями разных подразделений. Показателем успешной работы над реализацией целей организации будет увеличение продаж и повышение общей прибыли фирмы, то есть выполнение ее экономической цели.
Функции системы управления предприятием
Разделение и специализацию руководства и его деятельности называют функциями управления предприятием организацией. По принципу долгосрочности различают основные и конкретные функции управления. Основные (они же постоянные) функции – это планирование, организация, мотивация и контроль.
- Планирование направлено на определение перспектив развития экономики, предугадывание ее будущего состояния и определение роли предприятия в получившейся картине. На основании получившихся результатов составляется дальнейший план действий. Планирование включает в себя несколько последовательных этапов: концепция (теоретическая основа, идея), прогноз (предугадывание возможностей бизнеса с помощью научного обоснования), программа (итоговое формирование дальнейшей деятельности с подсчетом необходимых для реализации ресурсов).
- Организация направлена на формирование руководства, регулирование отношений между управляющей и управляемой системами, она же улучшает эффективность всех других функций благодаря тому, что создает четкую систему менеджеров и обеспечивает их успешное взаимодействие.
- Мотивация помогает найти причины, помогающие коллективу достигать поставленные перед ним задачи, предоставляет ему их, стимулируя тем самым на эффективную деятельность.
- Контроль – завершающий этап, который ведет наблюдение с целью проверки. Главная задача этой функции – корректирование произведенной стратегии. Контроль устанавливает регулирующие показатели, затем замеряет и анализирует их, после чего определяет действия, способствующие улучшению этих показателей. Рекомендации могут быть различными: пересмотр целей, перераспределение задач, привлечение персонала, совершенствование организации управления предприятием.
Конкретные функции воздействуют на специфическую сферу деятельности и обусловлены разделением управленческой структуры. Объектом функции берется отдельное звено, например, маркетинг, отдел сбыта, система администрирования. Обычно они бывают краткосрочными и ориентируются на ту сферу, которая на этапе контроля показывает неудовлетворительные результаты.
Структуры управления предприятием
Исходя из определяемых функций, для успешного исполнения которых требуются различные компетенции, формируется состав руководства, который может собой представлять одного человека, отдел или подразделение управленцев. Организация системы управления предприятием подразумевает выбор наиболее подходящего варианта. Исходя из объема необходимых полномочий различают шесть структур управления:
- Линейная. В такой структуре осуществление управления происходит от начальника к подчиненному по иерархии. Важный нюанс – приказы идут только от одного человека. Очень важно подобрать оптимальное количество сотрудников для одного управляющего, от этого будет зависеть эффективность работы. У такой системы есть свои недостатки, например, сложный процесс принятия решений – для того, чтобы получить одобрение на какое-либо действие, подчиненному необходимо обратиться ко всем вышестоящим по иерархии, вследствие чего происходит медлительность реакции по отношению даже к наиважнейшим вопросам, плюсом к чему еще и процветает коррупция и подсиживание.
- Функциональная. В такой организации управления предприятием общие для нескольких отделов функции передаются одному отделу или человеку, исполняющему приказы нескольких начальников. Плюсом структуры является полное исключение дублирования работы исполнителя, минусом – отсутствие единства приказов, которые, по мере увеличения сложности могут тормозить рабочий процесс.
- Линейно-функциональная. Эта структура объединяет две предыдущие: решения разрабатываются квалифицированными специалистами, после чего по иерархии вниз отдаются приказы.
- Программно-целевая. При таком управлении организацией труда на предприятии выделяют руководителей каждого отдельного проекта, после чего те отдают приказы, направленные на достижение отдельных целей компании. Управленец получает задание от директора или его заместителя, при этом имея в подчинении штат сотрудников. Со временем такие отделы часто преобразуют в независимые внутренние фирмы.
- Матричная. Такая структура сочетает в себе сразу линейную, программно-целевую и функциональную организацию.
- Дивизионная структура объединяет продуктовый и региональный принцип. Основоположными частями здесь будет отделы, наделенные определенной самостоятельностью, вступающие между собой в договорные отношения и самостоятельно финансируемые благодаря получению прибыли. Руководство при этом принимает решения на долгую перспективу.
Общественные закономерности, влияющие на выбор структуры управления предприятием
Организацию структуры управления предприятием следует выбирать из определенных общественных закономерностей, имеющих влияние на ход деятельности фирмы в целом. К таким законам относят:
- Технико-экономический закон, который раскрывает суть технической стороны производства, отражает отношение человека к технике и природе.
- Социальные и социально-экономические законы, показывающие суть взаимоотношений между отдельными классами.
- Правовые.
- Социально-психологические законы, показывающие суть взаимоотношений между сотрудниками и целыми отделами в компании, их взаимодействие друг с другом.
Принцип эффективного построения структуры управления предприятием
Успешная организация управления деятельностью предприятия начинается с определенных правил построения, принципов, на которые необходимо опираться при выборе структуры и методов управления. Во-первых, нельзя забывать о том, что главным источником повышения производительности всегда является человек, следовательно, исходя из его психологических и социальных качеств, должна быть составлена эффективная программа работы фирмы. Причем если предоставить работникам или отделениям некоторую автономию, их результативность значительно возрастет. Однако, свободу сотрудников нужно сочетать с централизмом и оставлять у работников главные цели – стандарты качества, политику компании.
Следующий принцип – планирование всегда должно иметь долгосрочные перспективы и опираться на постоянное изменение рынка. Предприятие также должно быть готово к расширению штата при необходимости. При выборе системы управления, необходимо ориентироваться на максимально простые и понятные формы, не усложнять процесс руководства. И конечно, не забывать об интересах потребителей.
Методы системы управления предприятием
Метод управления – это способ воздействия на сотрудников и коллектив в целом, предназначение которого обеспечить координацию их работы для получения необходимых результатов. По содержанию методы организации управления предприятием делят на три обширные группы:
- Административные методы основываются на подчинении сотрудников вниз по иерархии и делятся, в свою очередь, на организационные и распорядительные. Первые охватывают целые структуры управления и дают четкое разделение обязанностей, проявляются они в общих инструкциях и нормах предприятия. Вторые составляют оперативное реагирование и проявляются в виде приказов.
- Экономические методы основываются на заинтересованности в результатах производства и направлены на побуждение сотрудников к достижению целей, поставленных перед ними руководством. Сюда относится денежное поощрение работников в виде премий, а также материальная ответственность за выполненную работу.
- Социально-психологические методы основаны на психологическом состоянии работников и включают в себя различные воспитательные и просветительные работы, создание благоприятной рабочей обстановки и урегулирование социальных связей в коллективе, участие сотрудников в управлении.
Состав руководства организации
Организация управления персоналом на предприятии осуществляется с помощью высшего руководства, назначаемого владельцем фирмы или советом учредителей. Аппарат управления должен включать четыре направления: общее, техническое, экономическое и оперативное.
Общее руководство объединяет всех линейных управленцев и возглавляется директором предприятия, опирающегося, в свою очередь, на заместителей и помощников. Во главе технического направления находится главный инженер организации, он же обычно - первый заместитель директора предприятия. Однако, наиглавнейшая его задача – управление научно-исследовательской работой. Во главе экономической службы находится главный бухгалтер, в подчинении которого находятся планово-экономический отдел, отдел труда, бухгалтерия, материально-техническое снабжение, финансовый отдел и отдел маркетинга.
Служба оперативного управления состоит из производственно-диспетчерского отдела и планово-диспетчерского бюро. Руководителем оперативной службы назначается дежурный диспетчер.
Дальнейшее руководство определяется исходя из объемов производства и включает в себя начальников цехов, мастеров участков.
Работа с персоналом предприятия
Следует подробнее разобрать работу с персоналом предприятия. Как уже говорилось выше, человек – главный ресурс организации, следовательно, ему стоит уделить максимальное внимание.
Работа с персоналом начинается с адаптации. Этот процесс включает в себя практическое ознакомление людей с их обязанностями, четкое доведение до них всей необходимой информации, правил и положений предприятия, его целей, а также налаживание межличностных отношений между сотрудниками.
Нельзя забывать о развитии персонала, повышении его профессионализма. Все начинается с понимания сотрудников о необходимости постоянного обучения и саморазвития, осознании своей роли в коллективе и повышении ответственности за свой результат. Для этих целей проводятся обучающие мероприятия и тренинги. Развитие основывается на обучении, которые должны управляться и финансироваться организацией. Немаловажным преимуществом для сотрудников будет являться возможность карьерного роста с повышением квалификации.
Анализ организации управления предприятием дает понять высокую роль мотивации персонала. Мотивация представляет собой процесс побуждения сотрудников к эффективной работе и основывается на административных, экономических и социально-психологических методах воздействия. Структура любого из мотивов состоит из трех основных частей: определение потребности работников, вознаграждение, которое сотрудник может получить и назначение действия, необходимого для удовлетворения потребности.
Для целей мотивации персонала служат такие потребности, как физиологические, социальные, психологические, признания обществом его личности, необходимость самовыражения, сопричастность к хорошо выполненной работе и другие.
Заключение
Организация планирования управлением предприятием является сложным и многогранным процессом, нуждающемся в квалифицированной разработке профессионалами. С ростом фирмы наблюдается тенденция усложнения организационно-управленческой структуры, увеличения ее масштабов. Главной целью любого предприятия является исполнение обозначенных стандартов, для чего необходимо довести уровень дисциплины до необходимой отметки. Для этого каждая фирма подбирает наиболее подходящие для своей структуры методы воздействия и управления.
Экономика и управление предприятием организацией тесно связаны между собой. При правильном подходе к выбору руководства фирмы, работы с сотрудниками, методов стимулирования персонала к достижению нужных результатов, предприятие будет развиваться и увеличивать свою прибыль. При ошибочном подходе все будет с точностью до наоборот. Именно поэтому организации управления стоит уделять максимальное внимание и периодически проводить анализ результатов деятельности руководства.