Сеть магазинов "Магнит": история основания компании и открытие первого магазина
Поучительна и интересна история создания АО «Тандер» крупнейшего из продовольственных ритейлеров «Магнит». Это один из самых посещаемых и процветающих магазинов в России, который обошел по популярности такие сети, как «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель».
Немного про основателя фирмы
Широко известная в РФ фирма является владением Сергея Галицкого, основателя и ныне председателя данной сети супермаркетов. Именно с этого человека и началась история «Магнита».
Родившийся 14.08.67 года в Краснодарском крае, Сергей Галицкий серьезно увлекался шахматами. В результате получил титул чемпиона города Сочи. После армии в 87-м году поступил в университет Кубани на экономический факультет по планированию народного хозяйства. Сегодня состояние Сергея приравнивается к миллиарду долларов, но когда-то он подрабатывал даже грузчиком, позднее клерком с переходом на должность заместителя управляющего в Краснодарском банке.
Давнее увлечение не раз выручало Сергея, ведь именно шахматы развили логическое мышление и способности в математике, без чего в бизнесе просто невозможно что-либо сделать.
История создания «Магнита»
Образовавшаяся в 1995 году компания «Тандер», которую возглавил Сергей Галицкий получилась путем разделения фирмы «Трансазия», созданной бывшими одноклассниками. Последняя компания занималась поставками химической продукции и косметических средств от всемирно известных брендов Johnson & Johnson и Avon.
В 1998 году открылся первый продуктовый магазин, после этого последовало открытие других точек торговли в маленьких городах, это гарантировало отсутствие конкуренции с большими супермаркетами. Площадь магазинов достигала 400 квадратов, но со временем, объединившись с другими торговыми предприятиями, переросла в торговую сеть. Сергей Галицкий называл свои торговые точки магазинами с низкими ценами «возле дома».
10 лет развития в истории «Магнита» не прошли даром. Поэтому сегодня торговая сеть с оборотом в 1,5 миллиарда обошла самого большого своего конкурента «Пятерочку». Владелец же компании с состоянием в 460 миллионов возглавил список самых богатых и влиятельных людей в мире по рейтингу Forbes.
Число магазинов к концу 2006 года достигло 1900, а в 2010-м их насчитывалось уже больше 4 тысяч. Первый в истории гипермаркет «Магнит» был открыт в 2007-м, но на сегодняшний день их уже 50 по всей России, где трудятся около 100 000 сотрудников.
Сеть розничной торговли
Если рассматривать отдельные показатели работы сети, то нужно отметить, что за два десятка лет истории «Магнита» компания «Тандер» превратилась в лидера среди продуктовых ритейлов на территории РФ. На сегодняшний день она имеет 10 700 маркетов, 237 гипермаркетов, 189 семейных магазинов и 3100 косметических магазинов в более чем 2500 городах РФ.
Бесперебойная работа транспортировки товаров объединяет 35 центров распределения и отправки товаров покупателям.
Дистрибьюторская сеть работает качественно, учитывая специфику товаров, сроки хранения и реализацию. Поставки осуществляются в срок, поскольку компания имеет собственный автопарк с 6000 единиц необходимой для развозки товаров техники. Кроме того, до сих пор количество рабочих мест только увеличивается. Поэтому право «Магнита» называть себя крупнейшим работодателем России вполне оправдано. Также компания считается «Наиболее привлекательным работодателем», если рассматривать проведенные исследования независимого портала Superjob.
Однако бесконечный рост невозможен, поэтому спад в показателях темпа роста «Магнит» вполне предсказуем. Например, в 2011 году он составил 42,13 %, а в 2016-м уже 13,07 %. В настоящий момент акции компании продаются на бирже ММВБ по цене 9280 рублей за штуку. При этом специалисты прогнозируют, что новый спад, который будет самым большим в истории сети «Магнит», ожидается уже в следующем году.
Награды и признание
Подведенные итоги биржи в Лондоне показали, что в конце 2012-го стоимость компании перевалила за 21 миллиард в долларовом эквиваленте. За 15 лет истории сети магазинов «Магнит» она обогнала всех конкурентов и возглавила список лучших ритейлов России.
В 2014 году сеть обошла по рейтингу самые дорогие бренды розничной торговли на территории Европы. Издание Forbes утверждает, что в 16-м году фирма завоевала титул инновационного предприятия, войдя в сотню крупнейших инновационных компаний. РБК поставил ее на восьмое место в рейтинге «Топ-500».
Сегодня компания входит в пятерку наиболее дорогих брендов в РФ. Поскольку рыночная капитализация подсчитывает до 19 миллиардов долларов оборотных средств, она занимает 18-тую строчку в списке Brand Finance, где отмечены самые влиятельные и респектабельные компании за последний год.
Сергей всегда считал, что на работу нужно ходить с удовольствием. Только в этом случае человек выкладывается на все сто и получает, соответственно, лучшую прибыль от дела. Всегда нужно искать то, к чему есть способности и желание. Так, на открытом собрании в Сколково были озвучены заслуги Галицкого, из которых особенно ярко запомнились номинация «Человек года - 2017», «Герой труда Кубани», звание «Бизнесмен года», присужденное ему в 2011 году и, конечно, именные часы от президента страны за вклад в экономическое развитие страны в 2006 году.
Контроль качества
Неоспоримость поддержания качества продукции на должном уровне задействовала целый ряд комплексных работ. Непрерывность процесса на любой из его стадий, будь то выбор производителя или реализация товара, требует тщательной проверки на качество продукции.
Также качество предполагает и обслуживание клиентов на должном уровне. Поэтому сервис должен быть на высоте, создавая комфортные условия покупки товара.
Принцип системы организации контроля подразумевает законность, ориентировку на покупателя и недопущение опасной для здоровья продукции к прилавкам магазина.
Последнее предполагает несколько организационных моментов, придерживаясь которых несложно отследить некачественный продукт.
Хранение и транспортировочная система
Собственная отлаженная система транспортировки, промышленный парк, центры по распределению товаров позволяют сохранять на определенном уровне качество продукции. Тем самым исключено попадание плохого товара на прилавки супермаркетов.
Аудит компаний, поставляющих продукцию
Сотрудники компании на протяжении всей истории «Магнита» учились оценивать риски от поставок низкосортного товара, а именно проверять склады и производственные помещения на факт соблюдения санитарных правил и нормативов, согласно законодательству. При необходимости разрабатываются правила и требования вместе с поставщиком, для того чтобы избежать малейшего риска.
Исследования продукции в лабораториях
С начала истории открытия «Магнита» компания поддерживает партнерские отношения с ведущими институтами, аккредитованными для проведения испытаний. Продукцию проверяют на соответствие заявленному качеству и предписаниям в законодательстве.
Дегустационная экспертиза
Дегустация – самая важная часть проверки. Она позволяет отследить малейшие изменения во вкусовых характеристиках продукции.
Горячая линия
Это отличная возможность получить обратную связь от потребителя, а впоследствии улучшить сервис и качество продукции. Недовольство со стороны потребителя подвергается взвешенному анализу и, если это действительно оправдано, то товар и вовсе может исчезнуть с прилавков магазинов.
Продукция собственного производства
На протяжении всей истории магазин «Магнит» поддерживает развитие собственного торгового бренда при реализации того или иного товара, так называемые СТМ. Часто таким продуктом является готовое питание, которое производится тут же, на кухнях самого магазина. Хранение или перевозка таких продуктов исключена.
На соблюдение необходимых по закону стандартов безопасности пищевой продукции и ее качества направлены следующие меры:
- применяется новое современное оборудование;
- выдерживается техника изготовления;
- используется лишь качественное сырье;
- повышается уровень профессионализма сотрудников;
- осуществляется контроль на любом производственном этапе и при реализации товаров.
Ни один товар, приготовленный на кухнях супермаркета, не появится в кулинарном отделе, прежде чем не пройдет внутренний контроль. Утвержден определенный порядок проведения проверок внутри предприятия, чтобы оценить степень соблюдения санитарии и гигиены там, где имеет место подобное производство. В данном случае это эксперт внутреннего аудита плюс подключение видеокамер.
В заключение
Стоит сказать, что за свою длинную и успешную историю «Магнит» смог завоевать абсолютное лидерство среди крупных продуктовых сетей России. И все это получилось благодаря превосходным управленческим характеристикам основателя компании Сергея Галицкого. Он и сегодня продолжает улучшать работу своего детища, делая счастливыми обладателями хорошей работы тысячи людей и миллионы потребителей по всей России, которым доступны качественные и свежие продукты каждый день.