Старец Порфирий Кавсокаливит: краткая биография, дата и место рождения, служение Богу, мудрые советы, дата смерти и прославление в лике святых

Афонский старец Порфирий Кавсокаливит известен в религиозном мире, а особенно широко – на своей родине, в Греции. Там о нем написано около десятка книг. Самыми лучшими и полными по праву считаются «Воспоминание о старце Порфирии» Анастасисоса Дзавары, а также «Старец Порфирий – духовный отец и наставник" Георгия Крусталлаки. Почти все книги написаны на греческом языке и не переведены на русский.

Биография

Старец Порфирий Кавсокаливит родился 7 февраля 1906 года в деревушке Айос-Иоаннис, которая расположена на греческом острове Эвбея. При рождении назван Евангелос Баирактарис. Его семья была очень бедной, но благочестивой.

Получил всего несколько классов начального образования. В 1918 году был принят в Кавсакаливийский скит, который находится на горе Афон. Получил монашеское имя Никита и прожил там 6 лет в качестве послушника.

В 1924 году отправился в Авлонари, в монастырь священномученика Харлампия. Причиной послужила сильнейшая хворь, которая в этом священном месте была благополучно излечена. Сам старец обладал чудесным даром исцеления.

Долгое время жил в обители святого Николая Чудотворца, находящейся в Ано-Вафеа, где полностью посвятил себя служению Богу и людям.

В 1938 году получил сан архимандрита за свои многочисленные заслуги.

В 1940 году старец Порфирий Кавсокаливит переезжает в Афины, где становится приходским священником церкви Святого Герасима. Это место стало его домом на долгие годы, вплоть до ухода на покой в 1973 году.

Но и на пенсии священник продолжал приносить благо окружающим. В последующие годы он основал исихастирий Преображения Господня в Милесе.

Получив известия о своей скорой кончине, священнослужитель вернулся в свою келью Кавсокаливийского скита, где смиренно встретил смерть вдали от мирской жизни.

Дата смерти старца Порфирия Кавсокаливита – 2 декабря 1991 года.

Лик святых

Это список имен людей, которых канонизировали, то есть причислили к святому лику для вечного почитания. В него заносятся священнослужители, внесшие своими трудами большой вклад в религию.

Порфирий был прославлен в лике святых Синодом Константинопольского патриархата 1 декабря 2013 года.

Наречение именем

В 1926 году состоялась встреча священника с земляком Синайским Порфирием.

В знак восхищения духовными качествами молодого монаха, почетный архиепископ нарек его своим именем и рукоположил в сан пресвитера («старейшина", «старец" – каноническое, древнейшее наименование священства второй степени в христианской религии).

Безусловно, это стало большой честью для священника. Старец Порфирий Кавсокаливит – это имя известно многим в современном духовном обществе. Священнослужитель с гордостью пронес его через всю жизнь.

Служение Богу

Религия с самого детства помогала и поддерживала старца Порфирия Кавсокаливита. По Библии и богослужебным книгам ему удалось изучить начальную грамоту. В 12 лет открыл для себя житие святого Иоанна Каливита. Как часто бывает с великими людьми, вдохновился творчеством и решил повторить его путь, посвятив себя служению Богу.

После этого, будучи совсем ребенком, сбежал от родителей и сел на паром, который шел до горы Афон. Там познакомился с двумя старцами из Кавсакаливийского скита, которые взяли его под свое духовное опекунство. Они воспитали его в абсолютном, беспрекословном послушании, которое во взрослой жизни переросло в смирение. Это качество и любовь к Богу пронизывают все его советы и наставления.

Толпы людей ждали возможности попасть к нему на исповедь. Священник работал без устали изо дня в день. Исповеди длились многие часы практически без перерыва. Так продолжалось долгие годы.

За время своей религиозной деятельности старец Порфирий помог тысячам людей исцелиться от душевных и физических ран.

Любовь к Афону

Привязанность к родной земле и первому месту служения - Свято-Георгиевской келии, священник пронес через всю жизнь.

Судьба сложилась так, что он не смог быть там большую часть своего существования. Это связано с серьезным заболеванием – воспалением легких, которое он получил в 18 лет. Несмотря на лечение, возвращение в Афон вызвало рецидив болезни, поэтому старцы были вынуждены отослать его безвозвратно. Монах был очень этим расстроен, так как мечтал поселиться к этой келье навсегда.

К счастью, в последние годы жизни священнослужителя Господь решил исполнить его желание и позволил ему вернуться на родину. Там старец провел два года.

На святой горе Афон старец Порфирий был похоронен. Последними словами его были строки из Евангелия: «Да будет все едино".

Литературное наследие

Молодой священник, подобно святому Иоанну Каливиту, так восхищавшему его, написал несколько произведений. Его литературные труды внесли огромный вклад в религию.

Стоит отметить, что оформлены в сборники эти труды не самим священником. Книги старца Порфирия Кавсокаливита о житие изданы монастырем Живописного Источника.

"Житие и слова"

Основная и самая популярная из них - это труд старца Порфирия Кавсокаливита «Житие и слова". Сборник был переведен на русский язык в 2005 году.

Уникальный текст - настоящий кладезь мудрости, покоряет читателя своей простотой и живостью с первых строк.

Труд представляет собой расшифрованные записи, сделанные на магнитофон духовными чадами священнослужителя.

В нем старец описывает события своей жизни, рассказывает множество удивительных историй, которые с ним произошли. Говорит о том, что многое рассказывать не стоит, но он делает это из любви к своим духовным чадам и Богу.

Издание книги на русском языке вызвало в религиозном обществе неоднозначные отзывы. Кому-то она показалась очень увлекательной и захватывающей. Поучения, основанные на Священном Писании.

А некоторые священнослужители сильно раскритиковали труд, заявив, что он содержит духовную прелесть (заблуждение и обман, очарование, вызванное чем-либо).

Вместо простых нравоучений старец рассказывал истории из своей жизни. Возможно, если бы он сухо читал лекцию или рассказывал о том, что где-то прочитал, его советы не стали так известны. Каждому человеку проще понять свои ошибки на примере других людей.

Старец Порфирий не разделял духовную жизнь и мирскую, как это принято у большинства людей. Он считал, что это обедняет и принижает величие человеческой жизни, такой, какой ее создал Бог.

Говоря о любви к Богу, старец отмечал, что она похожа на естественную любовь, только не носит плотский характер. Божественная любовь более безмятежная, пронзительная и глубокая.

Священник сам был целостной личностью и помогал другим людям стать ею – найти свое место, обрести покой и смирение. Прожить счастливую жизнь.

Духовные наставления Порфирия Кавсокаливита являются актуальными и воодушевляющими. Они побуждают веровать, молиться и любить Христа.

"Цветослов советов"

Старец Порфирий Кавсокаливит написал еще одну, не менее известную книгу, - "Цветослов советов".

Давайте подробно разберем, о чем же она. Труд содержит главы с основными характеристиками на следующие темы:

1. Любовь Христова:

  • Существование без Христа не имеет смысла. Он – жизнь, радость и свет.
  • Любовь к Богу беспредельна.
  • Любовь к нему облегчает жизнь, освобождает от совершения грехов.
  • Ничто духовное не бывает без страдания.
  • Смирение и любовь делают жизнь счастливой.
  • Не нужно ждать любви от окружающих, а любить всех самому.

2. Болезни:

  • Главное – это здоровье души.
  • Телесный недуг имеет вразумляющее значение.
  • Не нужно просить Бога избавить от болезни.
  • Телесная немощь - безмолвный знак любви Господа.
  • Лекарство немаловажно, но не имеет первостепенного значения.
  • Во время болезни не стоит отвергать советы и рекомендации врачей. Но все же главное – иметь доверие к Божьей любви.

3. Самоубийство:

  • людям, склонным к суициду, "Цветослов" советов Порфирия Кавсокаливита рекомендует сменить окружение, которое оказывает негативное влияние;
  • родственники должны много молиться о них;
  • общаться с глубоко верующими людьми;
  • только молитвы, а не советы и осуждения способны спасти человека от самоубийства.

4. Брак:

  • Богу угодна и семейная жизнь, и монашеская;
  • Бог дает такого супруга, какого ты просишь.

5. Ссоры:

  • если в сердце есть смирение, то оно во всем видит добро;
  • крепкие отношения с близкими помогают недостижимо войти в Любовь Христову.

6. Заем:

  • лучше давать в долг, не ожидая возврата;
  • против искушения нельзя бороться нетерпением и эгоизмом;
  • смирение и другие добродетели очищают от страстей.

7. Рассудительность:

  • нужно уважать свободу каждого человека, смотря на окружающий мир с бесконечным милосердием;
  • Бог через события жизни подсказывает ответ;
  • не надо осуждать человека, ведь тогда зло только разрастается;
  • цветослов старца Порфирия Кавсокаливита говорит о том, что всем нужно войти в Нетварную Церковь, иначе не попасть в Церковь Небесную;
  • Церковь предвечна и нетварна;
  • отношения с церковными служителями очень важны, они помогут молитве быть услышанной Богом.

8. Молитва:

  • матерь всех благ;
  • рождается из любви к Христу;
  • лучшая помощь страждущему;
  • личное освящение – величайшее милосердие к близким.

Здесь остановимся поподробнее, так как Порфирий Кавсокаливит относился к молитве с чрезвычайным благоговением.

Человек ищет в молитве радость и утешение, Бог его научает молиться. Каждая душа ищет чего-то небесного, к нему обращено все сущее.

Молитва – беседа с Господом, возлюбите ее. Она приводит в душу человека божественный свет. Ведь в ней – царство Божие внутри Вас.

Сам святой дух ходатайствует, о чем молиться, воздыханиями неизреченными.

Обращаться к Богу в молитве нужно как смиренные рабы, просящим и умоляющим голосом. Тогда она будет угодна Господу.

Перед распятием стойте с благоговением и просите о помиловании.

Принимая благодать от Бога, человек и сам становится благодатным. Видит мир вокруг него другими глазами.

Результатом усердия будет веселье, божественная радость.

Молитве не научишься, другой человек не научит. Сделать это может только сам Господь.

Пусть воссияет нетленный свет божественного познания для каждого, кто молится и верует в Господа нашего.

Таким образом, мы незаметно для себя возлюбляем Бога без насилий, усилий и подвигов.

9. Покаяние:

  • исповедь – путь движения человека к Богу;
  • христианство – это свобода;
  • после исповеди лучше передавать свою любовь прихожанам.

10. Похвала:

  • Мудрые слова старца Порфирия Кавсокаливита: «Сначала сделай выговор, а потом похвали";
  • через похвалу человек чувствует вашу любовь.

11. Любовь:

  • каждый сам вправе сделать выбор между супружеской и Божьей любовью;
  • браки должны заключаться по любви и в духовном богатстве, соблюдая заповеди Христа.

12. Смерть:

  • не нужно обращаться к вере лишь из страха смерти;
  • смерть – лишь дорога в вечность;
  • для тех, кто состоит в Церкви Христовой, смерти нет.

13. Осуждение:

  • нельзя делать окружающих виновниками своих бед;
  • не осуждай грех, даже если видишь его;
  • не все, кто совершил преступление, злодеи.

14. Монахи:

  • выбирать монашество нужно по зову сердца;
  • надо стараться всячески помогать мирским людям;
  • выбирать монастырь по собственному усмотрению.

"Цветослов советов" старца Порфирия Кавсокаливита может научить многому, но в целом хочется сделать вывод, что главное для человека – быть в мире не только с Богом, но и с самим собой. Иначе человек вынужден делать вещи, которые ему не характерны. Это ужасное состояние, свойственное людям, у которых в душе царит абсолютная путаница. При этом человек испытывает сильнейшее душевное потрясение.

Чтобы такого не случилось, необходимо следить за своим состоянием. Всегда обращаться к молитве, к Богу. Это путь к освобождению и принятию.

Отдельно стоит поговорить о теме, связанной с беременностью, рождением и воспитанием детей.

Старец Порфирий Кавсокаливит о детях

Очень много внимания священнослужитель уделял этому вопросу. Слово старца Порфирия Кавсокаливита о воспитании детей касалось еще и не рожденных малышей. Вот основные элементы его мировоззрения:

  1. Воспитание ребенка начинается с момента зачатия. Если между супругами нет любви, у ребенка будет проблемный характер.
  2. Дети, которым родители не дарят достаточно любви – такие же сироты, как в детском доме.
  3. Лучше не сдерживать негодование на детей, ведь тем самым вы наносите им огромную душевную рану.
  4. Нельзя думать плохо ни о детях, ни о других ближних своих.
  5. Нельзя недооценивать маленьких детей, считая, что они ничего не понимают.
  6. Страх и переживания передаются от матери к ребенку.
  7. Беременность – знак высокого почтения от Бога.
  8. Во время беременности нужно разговаривать с ребенком и гладить живот.
  9. Из-за грехов родителей дитя может заболеть.
  10. Любовь важнее образования.
  11. Нельзя ругаться при детях.
  12. Сказал слово старец Порфирий Кавсокаливит и о воспитании детей запутавшихся родителей. Когда они конфликтуют между собой, в доме наступает негативная атмосфера. И проблемы в таких семьях с воспитанием детей происходят еще со времени беременности женщины.

В целом можно сделать вывод, что любые проблемы с детьми происходят от их родителей. Скорость, отсутствие тяги к совершению грехов, терпение, кротость и миролюбие обеспечат ребенка спокойной и счастливой жизнью.

Молитва - это духовная «ласка» ребенка. Родители не должны забывать упражняться в ней.

Чем больше мать молится, тем глубже ребенок ощущает и принимает в себя благочестивые помыслы.

При всей важности молитвы, церковных обрядов, исповеди, нельзя забывать о простых радостях жизни: красивый закат, благоухание цветов, значение воды. Потому что все это творение Господа. Наслаждаясь прекрасной природой, мы тоже общаемся с ним. Также и искусство - музыка исходит от Бога. Благотворно влияет на душу человека, излечивает ее.

Византийское пение

Мы вкратце разобрали самые важные темы в поучениях Порфирия. Есть еще много полезных советов, подробно с ними можно познакомиться в самих произведениях старца. А мы поговорим о пении, еще одном аспекте, который чрезвычайно волновал священника.

Порфирий Кавсокаливит любил византийское пение, считал, что оно пронизано смирением. Афонские певчие, по его мнению, пели просто и умилительно, стараясь своей музыкой помочь молящимся монахам.

Пение мирных жителей тоже прекрасно, но порой самодовольно. Мешает получать наслаждение от исполнения.

Петь нужно смиренно, избегая излишней мимики и взмахов рук и прочих движений. На клиросе (возвышение возле алтаря) стоять молча и спокойно.

Чтобы музыка доходила до молящихся, необходимо проживать ее, пропускать через себя. Вызывает блаженство, радость, благодарение.

Музыка должна быть благочестивая, добрая. Тогда будет толк - эти качества передадутся прихожанам.

Византийское церковное песнопение – это целое учение. Призвано смягчить людей, пробудить в них любовь к Богу или усилить ее, насколько возможно.

Вспоминая свою любимую святую гору Афон, Порфирий Кавсокаливит уверял, что каждому стоит приехать туда и послушать, как поют местные монахи. Их пение, в которое они вкладывают всю свою душу и веру в Бога, вызывает великое умиление и смиренность, уносит в духовный мир.

Светская музыка, по его мнению, не так предпочтительна. Но если хочется ее послушать, то лучше выбирать произведения без слов. Такая музыка имеет духовное воздействие.

Афонский старец

Старец Порфирий Кавсокаливит жизнь посвятил служению человеку и Богу. Обладал множеством духовных качеств: исцеление людей, любовь ко всему окружающему, терпение и кротость. Мог видеть саму сущность предметов и явлений, а также смотрел глубоко в душу человека.

Наставления афонского старца Порфирия Кавсокаливита имеют самые разные направления. Касаются и семьи, отношений супругов с детьми и между собой, человеческих грехов и других вопросов, которые волнуют мирских жителей.

Несмотря на слабое здоровье и болезни, приносящие ему страдания, священнослужитель никогда не просил Бога исцелить его и прожил долгую жизнь.

Великое наследие старца Порфирия Кавсокаливита «Житие и слова» содержит множество поучений и мудрых советов. Они помогают людям жить, веровать в Бога и по сей день.

Неизмеримо значение советов старца Порфирия Кавсокаливита о воспитании детей. Молитва – главный способ наполнить сердце ребенка радостью и благочестием.

Комментарии