Масло используется для смазки двигателя в автомобиле. Оно бывает разного вида. Выбор того или иного типа напрямую зависит от двигателя и всех условий, в которых эксплуатируется транспортное средство.
Сегодня автомобильные масла делятся по трем основаниям: по типу, по вязкости, по предназначению и качеству.
1. Тип. В этом случае различают минеральные, синтетичные и полусинтетические масла. Минеральный вид получают при смешивании дистиллятных базовых и остаточных масел. Он имеет низкую стоимость и подходит для большинства моторов. Синтетический тип дороже, но при этом обладает высокими эксплуатационными показателями. Такое масло можно использовать при любых климатических условиях и во время любого сезона. Полусинтетический тип получают при помощи смешивания двух предыдущих, поэтому он имеет лучшие показатели, нежели минеральный вариант, а также более низкую цену, чем синтетический. Такое масло можно применять для всех типов двигателей.
2. Вязкость. Это самый важный показатель. На нем основана классификация масел SAE J-300, она имеет пять летних и еще шесть зимних вариантов. Последние отражаются буквой «w» (25w, 20w, 15w, 10w, 5w, 0w). Чем меньше первая цифра, тем вязкость масла ниже при минусовой температуре и легче осуществляется холодный старт двигателя. Например, если вязкость 0w, то насос будет иметь возможность прокачать масло при температуре 35 °С ниже нуля, и стартер сможет прокрутить двигатель при температуре - 30 °С . При этом показатель вязкости равен 3.8 мм2/c. Если вязкость по SAE – 25W, то прокачиваемость возможна при - 10°С , а проворачиваемость – при - 5°С (кинематическая вязкости равна 9.3 мм2/c). Летние масла обозначаются цифрами 60, потом 50, 40, 30 и 20. Существуют и всесезонные продукты, обладающие двойным обозначением: первый – зимний, второй – летний класс (SAE 10W-30, например).
3. Классификация масел по предназначению делит их на те, что применяются для бензиновых двигателей и на те, что используются для дизельных. Есть еще и универсальные продукты. По качеству все они имеют либо низкий, либо высокий уровень. По предназначению моторные масла классифицируются по нескольким системам: американской и европейской, которые и определяют область их использования. Европейская система считается более строгой. В зависимости от свойств моторных масел (противоизносные, антиокислительные, антикоррозийные, моющие и другие) устанавливается еще и их принадлежность к определенному классу.
Американская система API делит масла на такие категории: «S» для бензиновых моторов и «С» для дизельных.
Классификация масел по данной системе имеет следующий вид:
- для бензиновых двигателей – SM (2004), SL (2001) и еще SJ (1996), SH (1993), SG (1989);
- для дизельных – CI-4(2002), CH-4 (1998), еще CG-4 (1995), CF (1994) и, конечно, CF-2 (1994), CE (1987), CD-II (1987).
Буквы после S и C обозначают качество продукта. Оно лучше, если буква находится дальше по алфавиту. Сегодня масла с маркировкой «B» и «А» не производятся, так как они обладают низкими эксплуатационными показателями.
Европейская система более подробно характеризует свойства и область, где применяются моторные масла. Классификация ACEA имеет ровно три категории: это «А» для бензиновых, а также «В» и «Е» для дизельных двигателей. С 2004 года появился класс «С», масла которого подходят для обоих типов.
Классификация масел по европейской системе выглядит следующим образом:
- для бензиновых двигателей (легковые автомобили и микроавтобусы) – А5-2002 , А4-98, А3-96, а еще А2-96, А1-96;
- для дизельных (легковые автомобили и микроавтобусы) – В5-2002, В4-98, В3-96, В2-96 и, наконец, В1-96;
- для двигателей грузовиков и автопоездов – Е5-99, Е4-99, Е4-98, E3-96, E2-96, а также E1-96.
Чем больше цифра в маркировке, тем масло (автомобильное) более высокого качества. Год, указанный через дефис, является годом утверждения спецификации.
Каждый автомобилист может выбрать такое моторное масло, которое считает нужным. Однако в своем предпочтении он, так или иначе, будет опираться на вышеуказанную классификацию.