Система охлаждения служит для того чтобы обеспечивать нормальный режим работы двигателя внутреннего сгорания. Нормальная температура во время работы - 85-90 градусов по Цельсию. Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения при необходимости должен проводиться своевременно и качественно, так как от нее зависит экономичность, надежность, а также срок службы самого ДВС.
Общее описание системы
Для того чтобы обеспечить нормальное функционирование двигателя, необходимо, чтобы система охлаждения поддерживала нужную температуру жидкости. Потребность в ремонте может возникнуть в том случае, если жидкость в системе находится в состоянии постоянного и длительного перегрева или же, наоборот, переохлаждения. Кроме этого, ремонт системы охлаждения обязателен и в том случае, если возникает утечка жидкости, а также, если во время работы насоса возникает сильный шум. Специалисты рекомендуют перед каждой длительной поездкой обязательно проверять уровень охлаждающей жидкости.
В некоторых автомобилях уровень жидкости показывается на датчике с пометкой MIN. Если стрелка опустилась ниже этого значения, то нужно долить жидкость. Проверять уровень в системе необходимо при холодном двигателе, то есть перед запуском. У некоторых авто есть система оповещения, которая контролирует данный показатель. В этом случае, если уровень будет слишком низким, водитель услышит звуковой сигнал.
Уход за системой и что запрещено делать
Есть несколько вещей, которые категорически запрещается делать, так как это может вызвать сбои в системе охлаждения.
Во-первых, строго запрещается доливать охлаждающую жидкость в горячий двигатель. Это опасно тем, что могут возникнуть трещины в рубашке охлаждения блока цилиндров. Если это произойдет, ремонта системы охлаждения не избежать.
Во-вторых, запрещается запускать и кратковременно эксплуатировать двигатель сразу после того как был слит антифриз или тосол из системы. Это опасно тем, что могут разрушиться уплотнительные кольца гильз цилиндров.
Стоит знать еще один небольшой факт - частая смена воды в системе приводит к ускорению появления коррозии, а также к образованию накипи.
Диагностику и ремонт системы охлаждения в некоторых случаях можно проводить и самостоятельно. Например, в летний период важно следить за чистотой в сердцевине радиатора. Если будет замечено засорение этого участка, то нужно его почистить струей воды или сжатым воздухом. Рабочая струя должна быть направлена на сердцевину со стороны вентилятора. Если в системе появилась накипь, ржавчина или другие осадки, то ее нужно промыть.
Чтобы избежать ремонта системы охлаждения, следует проводить сезонное обслуживание. При подготовке двигателя к зиме необходимо проверить плотность охлаждающей жидкости в системе при помощи такого прибора, как плотномер. Нужно очень тщательно выбирать и саму жидкость, так как если в ней будут примеси нефтепродуктов или они попадут туда из других источников, вся жидкость начнет вспениваться во время нагрева. Это приведет к перегреву двигателя, а также к утечке вещества через расширительный бачок или сам радиатор. Чаще всего в автомобили заливается тосол А-40 или А-65. Температура кристаллизации составляет -40 и -65 градусов по Цельсию соответственно, а температура кипения около 108 градусов. В системе жидкостного охлаждения должна присутствовать и вода. Однако температура ее кипения гораздо ниже, а при работе двигателя через определенное время она и вовсе начинает испаряться. Из этого следует, что в качестве профилактики следует иногда доливать небольшое количество дистиллированной воды в систему.
Проверка состояния системы
Если говорить о проверке технического состояния данной системы, то она заключается в том, что нужно определить качество ее герметичности и тепловой баланс. Сделать вывод о герметичности можно после того как будет проведен полный осмотр всех механических частей. Нужно убедиться в отсутствии утечек как при работающем, так и при выключенном двигателе. Кроме этого, важно следить за скоростью убывания вещества из расширительного бачка во время эксплуатации ДВС.
Что касается теплового баланса, то сделать выводы о его нормальной работе можно исходя из таких факторов, как скорость прогрева двигателя, а также поддержание номинальной рабочей температуры во время эксплуатации ДВС. Ремонт системы охлаждения не требуется, если обеспечена полная герметичность, а температура двигателя находится в пределах от 80 до 95 градусов по Цельсию при скорости автомобиля в 80-90 км/ч.
Подтекание жидкости и способ проверки системы давлением
Иногда случается и так, что подтекание тосола или антифриза может произойти из-за того, что недостаточно плотно соединены шланги данной системы со штуцерами и патрубками, износились сальниковые уплотнения, появились трещины в бачках и т. д.
Есть хороший способ, который может помочь проверить общее состояние жидкостной системы охлаждения, а также выяснить - есть ли утечка вещества. Для этого успешно использует метод с применением давления. Для этого нужно в горловину радиатора или же бачка подать небольшое количество воздуха под давлением. Если в каких-либо местах есть неплотные соединения, то через них начнет вытекать жидкость. Иногда случается так, что утечка происходит, однако герметичность системы проверена и она в порядке. В таком случае обычно проблема кроется в неверной работе клапана радиатора. Если это произошло, то важно проверить состояние этой детали, а также нужно измерить давление, необходимо для его открытия. Нормальный показатель всегда указан в техническом паспорте на машину. Если наблюдается отклонение параметра, то требуется проводить ремонт радиатора охлаждения.
Электролиз алюминиевых частей
Стоит рассмотреть такую проблему, как электролиз, которая возникает в том случае, если радиатор у авто изготовлен из алюминия, а также система имеет температурный датчик для включения вентилятора. Сам по себе электролиз - это реакция разложения химических веществ, которая происходит в том случае, когда сквозь них проходит электрический ток.
Есть несколько признаков, которые свидетельствуют о появлении данной проблемы:
- происходит засорение трубопровода радиатора;
- вокруг негерметичных мест появляется налет белого цвета;
- возле термовключателя для вентилятора появляется налет зеленого цвета.
Если появляются данные недостатки, то нужно обязательно проверить все электрические соединения приборов, имеющихся в системе. Если этого не сделать, то через некоторое время придется заниматься ремонтом радиатора охлаждения, так как он выйдет из строя. Стоит добавить, что для алюминиевых приспособлений в качестве охлаждающей жидкости лучше не использовать воду. Она негативно воздействует на алюминий, вызывая появление коррозии в трубках системы.
Неисправности радиатора и бачка, как их устранить
Возможные неисправности радиатора охлаждения:
- механические повреждения на бачках, которые выражаются в виде трещин, вмятин или пробоин;
- могут трескаться или ломаться пластинки каркаса;
- если радиатор подвергался пайке, то в эти местах могут быть утечки жидкости;
- могут быть повреждены охлаждающие пластины или трубки;
- может происходить засорение системы из-за появления накипи или налипания насекомых.
Ремонт системы охлаждения авто в случае с появлением накипи или загрязнения радиатора начинается с того, что нужно при помощи специальной установки и подогретой моющей жидкости до температуры в 70-85 градусов по Цельсию почистить систему. Промывка же осуществляется обычной водой. Чтобы избавиться от такой проблемы, как налипание насекомых, необходимо воспользоваться специальным растворителем. Он наносится на поверхность элемента, а потом просто смывается водой.
Что касается ремонта бочков, то тут все несколько сложнее. Например, если на латунном бачке появилась вмятина, то устранить ее можно при помощи киянки. Предварительно нужно уложить деталь на деревянную подкладку. Если есть трещины, но они не слишком большие по размерам, то их можно просто залить припоем. Если есть повреждения у верхнего или же нижнего расширительного элемента системы, то их обычно восстанавливают, устанавливая заплаты. Чтобы установить заплату в систему охлаждения ДВС нужно очистить как место повреждения, так и заплату, их лудят, а после этого припаивают друг к другу. Иногда случается так, что повреждения имеются на трубках и установить заплату нет возможности. В таких случаях проблема может быть устранена путем запаивания ее с обоих концов. Однако таким образом, разрешается запаять всего три штуки для одного радиатора. Если из строя вышло более 3 трубок, то их нужно либо заменять новыми, либо же менять полностью радиатор. Если возникают повреждения на пластинках крепления радиатора, то их можно устранить при помощи сварки газового типа.
Проблема с герметичностью радиатора
Иногда случается так, что происходит утечка жидкости, но все уплотнительные кольца, соединения и прочие элементы закреплены надежно. В таком случае нужно проверять сам радиатор. Ремонт системы охлаждения автомобиля в данном случае заключается в выявлении места утечки и его устранении.
Чтобы выявить место утечки, нужно заполнить радиатор водой, закрыть все трубки специальными заглушками, после чего через открытый патрубок подается воздух под давлением в 1 кгс/см. В том месте, где появится вода и есть утечка жидкости. Довольно часто случается так, что доступ к радиатору сильно ограничен, и провести проверку достаточно сложно. Для решения этой проблемы придется снять деталь с автомобиля.
- Для начала с радиатора и двигателя полностью сливается охлаждающая жидкость в какую-либо емкость.
- Далее необходимо отсоединить все электрические провода, которые идут как к вентилятору, так и к датчику его включения.
- После этого отключаются все оставшиеся шланги от радиатора и от расширительного бачка.
- Дальше следует достаточно сложный этап, на котором нужно снять направляющие кожуха. Всего их четыре - это верхний, нижний, правый и левый. Чтобы снять верхнее крепление, нужно вывести радиатор из специальных пазов, для отделения от правого зажима нужно отсоединить его от трех креплений, с левой стороны еще от двух. Нижний же кожух крепится непосредственно к радиатору при помощи трех болтов, которые придется открутить.
- После этого в радиаторе нужно удалить электрический вентилятор, не отсоединяя его от самого кожуха.
- К этому времени радиатор будет удерживаться лишь болтами, которые прикручиваются к нижнему кронштейну, их нужно открутить и снять деталь.
- Последний этап - это съем расширительного бачка, для чего нужно открутить еще один болт.
Ремонт снятой детали
После того, как нужная часть машина была снята, можно воспользоваться той же процедурой, которая была описана ранее, чтобы найти место утечки. Можно пойти по другому пути и поместить радиатор в ванну, заполненную водой. Пузырьки воздуха укажут на место пробоя. Однако тут нужно знать очень важную вещь. Без охлаждающей жидкости внутри радиатор на открытом воздухе не должен храниться более двух дней, иначе появится большой риск распространения коррозии. Чтобы этого избежать можно все отверстия закрыть пробками или же заполнить его охлаждающей жидкостью, которая была слита ранее.
Если после снятия элемента было обнаружено, что он покрыт накипью или маслом, а снаружи есть ржавчина, то его нужно продуть сжатым воздухом. Кроме этого, его можно промывать водой, а воздушные каналы можно очищать деревянными шпильками, но очень аккуратно. Чтобы устранить пробоины в радиаторе, из которых вытекает вещество, пользуются эпоксидным клеем. Важно помнить, что он ядовит, а потом нужно озаботиться средствами защиты. Наносить его можно шпателем, а поверх нанесенного слоя нужно постелить полоску ткани, которая тоже будет пропитана этим составом. Чтобы было намного удобнее укладывать ткань, пользуются пинцетом.
Насос системы охлаждения
В жидкостной системе охлаждения есть насос, который перекачивает эту самую жидкость. Естественно, что он, как и любая другая механическая часть может ломаться. Среди неисправностей насоса выделяют:
- износ подшипника;
- деформацию лопастей;
- растрескивание крыльчатки;
- утечку жидкости через сальник крыльчатки.
Если из строя вышел сальник или был поврежден подшипник, то нужно заняться ремонтом насоса системы охлаждения. Начинается он с того, что нужно снять устройство с автомобиля и разобрать его. Если причиной поломки стал сильный износ, то подшипники спрессовывают с валика, а детали промываются в бензине. Исключение составляют только уплотнительные шайбы и сальник. Нужно также проверить поверхность торца втулки корпуса. Она должна быть идеально гладкой, без каких-либо выбоин или других повреждений. Если это не так, то покрытие нужно отшлифовать. Далее следует перейти к осмотру других частей валика. Если утечка происходит из-за износа манжетов, то их нужно менять. Нужно осмотреть подшипники и их уплотнения, и также заменить их новыми, если старые повреждены.
Пайка радиатора и воздушное охлаждение
Есть способ, который может помочь устранить микротрещины и отверстия. Пайка радиаторов охлаждения считается одним из лучших способов ремонта. Проводить такую работу можно даже своими руками. При пайке очень важно, чтобы припой максимально плотно прилегал к металлической основе радиатора. Например, чтобы успешно провести пайку радиатора охлаждения из латуни, потребуется следующее оборудование:
- электрический паяльник с достаточно большой мощностью;
- кислота для работы;
- припой с основой из олова;
- приспособления, при помощи которых можно будет провести механическую чистку поверхности перед началом работ.
Все нужные места придется очистить до металлического блеска. После этого нужно приступить к обработке поверхности флюсом (кислотой). Паяльник нужно хорошо залужить и хорошо прогреть место пайки. После этого припой равномерно распределяется по поверхности так, чтобы он заполнил все трещины. Так проводится ремонт при помощи пайки.
Отдельно стоит сказать о воздушной системе охлаждения двигателя. Рассматривать ее ремонт не имеет смысла, так как на автомобилях она не устанавливается. Есть несколько причин, почему это так. Во-первых, нет возможности регулировать температурный режим, во-вторых, во время остановки автомобиля с включенным двигателем встречный поток воздуха уменьшался бы, что приводило к быстро перегреву, отсутствие возможности обогрева салона. Все это привело к исключению установки воздушной системы охлаждения.
Что касается стоимости ремонта системы охлаждения, то она, конечно же, сильно зависит от марки автомобиля и от серьезности проблемы. Чаще всего самые дешевые процедуры - это диагностика и замена датчика температуры (примерно по 500 рублей). Наиболее дорогой считается операция замена радиатора, особенно если приходится снимать торпеду в салоне. Минимальная стоимость - 6500 рублей.