Английский автогонщик Найджел Мэнселл - биография, достижения и интересные факты
Найджел Мэнселл (Nigel Mansell) – английский автогонщик, который стал чемпионом мира Формулы-1 (в 1992 г.) и CART World Series (в 1993 г.). Он был действующим чемпионом мира, когда он переехал в США, став первым, кто победил в CART в дебютном сезоне, и остается единственным человеком в истории, одновременно удерживавшим оба титула.
Его карьера в "Формуле-1" охватывала 15 сезонов, а последние 2 года выступлений в соревнованиях высшего уровня он посвятил серии CART. Мэнселл остается самым успешным британским гонщиком "Формулы-1" с 31 победой и занимает 4 место в списке победителей гонки за Михаэлем Шумахером, Аленом Простом и Айртоном Сенной.
Ранняя биография
Найджел Мэнселл родился 8 августа 1953 года в г. Аптон-на-Северне (Вустершир, Великобритания) в семье Эрика и Джойс Мэнселлов. Водить он начал в 7 лет. В том же возрасте он увидел победу Джима Кларка из «Лотуса» на Гран-при Великобритании и решил подражать великому шотландцу.
Свою гоночную карьеру он начал довольно поздно, прокладывая себе путь за собственные деньги. После значительных успехов в картинге он, к неодобрению своего отца, перешел в "Формулу-Форд". В 1976 году Мэнселл выиграл 6 из 9 гонок, в которых он принял участие, включая дебютное выступление в парке Мэллори. В следующем году он участвовал в 42 соревнованиях и выиграл 33 из них, став чемпионом британской "Формулы-Форд" 1977 года, несмотря на то, что сломал шею в квалификационной сессии на Брэндс-Хэтче. Доктора сказали ему, что он опасно близок к параличу конечностей, что его движения будут ограничены на 6 месяцев и он больше никогда не будет ездить. Мэнселл сбежал из больницы и вернулся к гонкам. За 3 недели до аварии он отказался от работы инженера в аэрокосмической промышленности и продал большую часть своих личных вещей, чтобы финансировать участие в "Формуле-Форд". Позже в том же году ему была предоставлена возможность соревноваться на болиде Lola T570 Formula 3 в Сильверстоуне. Он занял 4-е место и решил, что готов перейти в высшую формулу.
"Формула-3"
Мэнселл участвовал в "Формуле-3" с 1978 по 1979 год. Первый сезон он начал с поул-позиции и 2-го места. Однако его автомобиль не был конкурентоспособным, поскольку коммерческая сделка с Unipart потребовала от его команды использовать двигатели Triumph Dolomite, значительно уступавшие моторам Toyota у лидеров соревнований. После трех финишей седьмым и одного четвертым в своей последней гонке он расстался с командой. В следующем сезоне он участвовал в платном заезде с Dave Price Racing. После первой победы в Сильверстоуне в марте он занял 8-е место в чемпионате. Его гонка проходила ровно, но столкновение с Андреа де Цезарисом привело к аварии, в которой ему посчастливилось выжить. Он снова был госпитализирован, на этот раз со сломанными позвонками. Его вождение заметил владелец Lotus Колин Чепмен, и вскоре после несчастного случая, скрывая степень травмы болеутоляющими, Мэнселл хорошо справился с пробами на тест-пилота команды Формулы-1.
1980–1984 годы: «Лотус»
Мастерство Найджела Мэнселла в качестве тест-водителя, в т. ч. установление им самого быстрого времени в Сильверстоуне на болиде Lotus, произвело на Чепмена достаточное впечатление, чтобы дать ему 3 старта в 1980 г., на экспериментальной версие болида. На его дебютном выступлении в "Формуле-1" на Гран-при Австрии в 1980 г. в кабине произошла утечка топлива, начавшаяся незадолго до начала гонки, которая оставила на его ягодицах болезненные ожоги I и II степени. Неисправности машины заставили его покинуть эту и вторую гонку, а авария на третьем соревновании в Имоле означала, что он не прошел квалификацию. Лидер команды Марио Андретти списал свою машину до финальной гонки сезона, и ради него Мэнселл должен был отказаться от своей. Андретти объявил, что переходит в «Альфа-Ромео» в конце сезона, оставив в «Лотусе» вакантное место.
Несмотря на то что Мэнселла недолюбливали, и спекуляции в прессе о том, что вакансию заполнит Жан-Пьер Ярье, в начале сезона Чепмен объявил, что место будет отдано Мэнселлу.
Четыре года Манселла в качестве полноправного водителя Lotus были тяжелыми, поскольку машины были ненадежными. Из 59 стартов он закончил только 24. В лучшем случае он занимал 3-е место, что случилось 5 раз за 4 года, в т. ч. в пятой гонке Lotus в сезоне 1981 г. и 7-й в карьере Мэнселла в Формуле-1. Его коллега по команде Элио де Анджелис неожиданно выиграл Гран-при Австрии в 1982 г. и часто был быстрее менее опытного Найджела.
В 1982 г. Мэнселл планировал участвовать в 24-часовом спортивном мероприятии в Ле-Мане, чтобы заработать дополнительные средства. Его зарплата в Lotus составляла 50 тыс. фунтов стерлингов в год, и ему предложили 10 тыс. фунтов за гонку. Чепмен считал, что участвуя в Ле-Мане, гонщик подвергнет себя ненужному риску, и заплатил ему 10 тыс. фунтов. В конце сезона был подписан контракт, сделавший английского гонщика миллионером.
В результате Найджел Мэнселл очень сблизился с основателем команды и был ошеломлен его внезапной смертью в декабре 1982 г. В своей автобиографии Мэнселл написал, что когда Чепмен умер, из его мира выпало дно. Часть его умерла с ним, он потерял члена своей семьи.
Найджел Мэнселл перестал пользоваться поддержкой, так как менеджер Lotus Питер Уорр не очень уважал его как водителя. Однако с одобрения спонсора John Player Special было объявлено, что английский гонщик останется с командой.
В 1984 г. Мэнселл впервые вошел в десятку лучших и занял свою первую поул-позицию. На Гран-при Монако в 1984 г. он удивил многих, обогнав Алена Проста в гонке за лидерство, но вскоре прекратил борьбу, потеряв контроль на скользком треке. В середине сезона новые менеджеры команды подписали контракт с Айртоном Сенной на следующий год, оставив Мэнселла без места. Получив предложения от Arrows и Williams, тот сперва отклонил предложение последней команды, но затем подписал с ней договор.
Мэнселл в том году запомнился многим, когда рухнул без сознания, толкая свой автомобиль к финишу после поломки трансмиссии на последнем круге Гран-при Далласа 1984 года. Тогда стояла рекордная жара и после 2 ч езды при 40 °C Мэнселл упал в обморок, толкая болид, чтобы спасти 6-е место (и, следовательно, 1 очко чемпионата) в гонке, которую он начал первым и половину времени возглавлял.
Последнее выступление Мэнселла в составе Lotus было сильно скомпрометировано нежеланием Уорра выдать новые тормозные колодки. Тормоза отказали за 18 кругов до финиша, когда Найджел шел вторым.
1985-1988 годы: Williams
В 1985 г. Фрэнк Уильямс выбрал Мэнселла напарником Кеке Росберга в составе команды «Уильямс». Позже Найджел назвал Кеке одним из лучших напарников, которые были в его карьере. Гонщик получил знаменитый номер Red 5, который он перенес на последующие болиды Williams и Newman/Haas.
Сезон 1985 г. складывался для британского гонщика так же, как и предыдущие, но к середине года он стал более конкурентоспособным, поскольку двигатели Honda стали лучше. Найджел Мэнселл занял 2-е место на Гран-при Бельгии, а затем была его первая победа за 72 старта на Гран-при Европы в британском Брэндс-Хэтче. Затем он выиграл Гран-при Южной Африки в Кьялами. Эти достижения превратили британского гонщика в звезду Формулы-1.
К сезону 1986 года команда Williams-Honda имела автомобиль, способный регулярно выигрывать, а британский гонщик зарекомендовал себя потенциальным претендентом на звание чемпиона мира. У него также был новый партнер по команде Нельсон Пике. Бразилец публично назвал Мэнселла «необразованным болваном», а также критиковал его жену Розанну. Невозмутимый Найджел продолжал выигрывать гонки, в 1986 году записав на свой счет 5 побед, а также участвовал в одном из самых тесных финишей в истории "Формулы-1", заняв II место после Айртона Сенны на Гран-при Испании в Хересе с отставанием всего в 0,014 с. Чемпионат 1986 г. продолжился в Австралии, где Прост, Пике и Мэнселл все еще боролись за титул. Британцу достаточно было занять III место, чтобы стать чемпионом, но он упустил победу, когда его левая задняя шина эффектно взорвалась на финишной прямой за 19 кругов до конца гонки. Он закончил сезон вторым после Алена Проста. Наградой Найджела Мэнселла за его усилия в 1986 г. стало объявление его персоной года BBC Sports.
В 1987 г. последовало еще 6 побед, включая эмоциональную и чрезвычайно популярную в Сильверстоуне, когда он за 20 кругов сократил 20-секундное отставание, чтобы обыграть товарища по команде Пике, когда у его машины заканчивалось топливо. Однако на Гран-при Италии он ошибся с передачей и позволил Пике, использовавшему активную подвеску, выиграть. Тяжелая авария в Японии на квалификации перед предпоследней гонкой сезона 1987 года серьезно повредила спину Мэнселла (у него было сотрясение позвоночника), и в результате его отсутствия Пике стал чемпионом в третий раз, хотя в этих в оставшихся двух гонках он не набрал ни одного очка.
В 1988 г. мощные турбомоторы «Хонды» от «Уильямса» перешли к McLaren, и команда вынуждена была довольствоваться двигателем Judd. Последовал мрачный сезон, в ходе которого команда Williams экспериментировала с ужасно ненадежной (но инновационной) системой активной подвески. Мэнселл завершил только 2 из 14 гонок 1988 года, оба раза заняв призовое место. По иронии судьбы, одно из них было вторым на Гран-при Великобритании в Сильверстоуне, когда команда использовала пассивную подвеску.
Летом 1988 г. Мэнселл заболел ветрянкой, после вождения в жарких условиях Гран-при Венгрии 1988 года его состояние ухудшилось, в результате чего он пропустил следующие 2 этапа.
1989-1990 годы: Ferrari
Мэнселл стал последним гонщиком Ferrari, которого лично выбрал Энцо Феррари перед его смертью в августе 1988 г. и подарил ему Ferrari F40. В Италии его называли львом за его бесстрашный стиль вождения. Сезон был одним из переломных в автоспорте, поскольку тогда были запрещены турбомоторы и Ferrari внедрила электронный редуктор.
В первом выступлении Мэнселлу удалось вырвать крайне маловероятную победу на Гран-при Бразилии – его наименее любимом домашнем треке его соперника Пике. Позже он признался, что заказал билеты на самолет пораньше, поскольку ему казалось, что новый электронный редуктор выдержит всего несколько кругов. Мэнселл стал первым гонщиком, выигравшим гонку в автомобиле с полуавтоматической коробкой передач.
Остальная часть 1989 г. характеризовалась проблемами, в т. ч. с коробкой передач, дисквалификацией на Гран-при Канады и инцидентом с черным флагом на Гран-При Португалии за обратный ход на пит-лейн, в результате чего ему запретили участие в следующей гонке в Испания. Тем не менее Мэнселл занял 4-е место благодаря незабываемой второй победе на Гран-при Венгрии. Тогда он обогнал Айртона Сенну, стартовав лишь 12-м.
1990 год был трудным для Ferrari, поскольку тогда было много проблем с надежностью болида, в результате которых гонщик Найджел Мэнселл сошел с трека в 7 гонках. Тогда он выступал в паре с Аленом Простом, действующим чемпионом мира, который занял ведущую роль в команде и сыграл на комплексе неполноценности Найджела. Например, на Гран-при Великобритании 1990 г. автомобиль, которым управлял Мэнселл, двигался иначе, чем в предыдущей гонке, когда он занял поул-позицию. После объяснения с механиками выяснилось, что Прост, видя, что у его коллеги превосходный автомобиль, поменялся с ним без его ведома. После гонки Найджел объявил, что в конце сезона уходит из спорта. Он победил только раз на Гран-при Португалии 1990 года и в чемпионате занял 5-е место.
Мэнселл передумал уходить из автоспорта после вмешательства Фрэнка Уильямса. 1 октября 1990 г. он подписал контракт с Williams, согласно которому он становился центром команды. Ему платили 4,6 млн фунтов стерлингов за сезон, что сделало его самым высокооплачиваемым британским спортсменом того времени.
1991-1992 годы: «Уильямс»
Второе пребывание с «Уильямсом» было лучше первого. Вернувшись в знакомый Red 5, в 1991 г. он выиграл 5 гонок, что наиболее заметно на Гран-при Испании. Мэнселл шел наравне с Айртоном Сенной на скорости более 320 км/ч по финишной прямой. Совершенно другое зрелище было на Гран-при Великобритании в Сильверстоуне. Машина Сенны остановилась на последнем круге, но вместо того, чтобы оставить своего соперника на обочине, Найджел подвез его к пит-стопу.
Решение Williams использовать новую полуавтоматическую коробку передач с начала сезона стоило команде очков на первых этапах чемпионата. К тому времени, когда Мэнселл заработал свои первые 6 очков в Монако, Сенна уже имел 40. Несмотря на хорошее выступление в середине сезона, в т. ч. хет-трик побед, стабильные результаты Сенны (и отсутствие британского гонщика в ключевых гонках) означало, что он снова был вторым, на этот раз после Сенны.
В 1992 г. достижения Найджела Мэнселла были лучшими за все время его карьеры. Он начал с 5 побед подряд (такой же рекорд поставил Михаэль Шумахер в 2004 году). В Монако (6-й гонке сезона) он занял поул и большую часть времени доминировал. Однако за 7 кругов до финиша у него слетела колесная гайка, и он был вынужден поехать на пит-стоп и вернуться уже позади Сенны. На новых колесах Мэнселл установил рекордное время, проехав круг почти на 2 с быстрее Сенны, и сократил разрыв с 5,2 до 1,9 с всего за 2 круга. Пара сражалась за победу в Монако последние 4 круга, но Мэнселл не смог обойти его, отстав всего на 0,2 с. Мэнселл досрочно стал чемпионом Формулы-1 на Гран-при Венгрии, где его 2-е место обеспечило ему титул за наименьшее число соревнований, начиная с момента введения 16-гоночного сезона. Это достижение превзошел Шумахер в 2002 г. Мэнселл также установил рекорд по количеству побед за один сезон (9) и наибольшее количество поул-позиций (14).
CART IndyCar World Series
Несмотря на то что он был чемпионом мира, Найджел Мэнселл ушел из «Уильямса». В автобиографии он напишет, что это было из-за сделки, сделанной на предыдущем Гран-при Венгрии, о которой «Уильямс» забыл, а также из-за перспективы присоединения француза Алена Проста к команде Renault. Мэнселлу сообщили о том, что Прост подписал контракт на 1993 год только во второй гонке сезона 1992 г. в Мексике, что напомнило ему их дни в Ferrari.
Мэнселл ушел из "Формулы-1", чтобы присоединиться к команде Newman/Haas CART в 1993 году. Он занял место перешедшего в McLaren Майкла Андретти. На открытии сезона в Surfers Paradise, Австралия, он стал первым «новичком», который занял поул-позицию и выиграл свою первую гонку. Несколькими неделями позже, однако, он попал в аварию в Foenix International Raceway, серьезно повредив спину. На « Индианаполисе 500» в 2003 г. Мэнселл возглавил гонку, но финишировал третьим, проиграв лидерство Эмерсону Фиттипальди и Ари Лейендейку после неудачного повторного старта. В том же году Найджел отомстил за свой проигрыш в Индианаполисе, победив в 500-мильной гонке в Мичигане. В 1993 г. он приходил первым 5 раз, чего хватило, чтобы стать чемпионом. Интересный факт: Найджел Мэнселл является единственным гонщиком в истории, который одновременно победил на чемпионатах "Формулы-1" и CART.
Его автомобиль Newman/Haas в следующем 1994 г. году был гораздо менее надежным, и результаты пострадали.
Возвращение в "Формулу-1"
В 1994 г. после гибели Айртона Сенны карьера гонщика Мэнселла снова продолжилась в Формуле-1. Он заменил новобранца «Уильямса» Дэвида Култхарда на Гран-при Франции и в последних трех гонках сезона. За это ему заплатили 900 тыс. фунтов стерлингов. Берни Экклстоун помог ему выпутаться из американских контрактов. Для Формулы-1 было важно, чтобы в этом сезоне был чемпион мира, и им был нужен Мэнселл. Найджел был медленнее Деймона Хилла, но признаки того, что он набирает форму стали очевидны в Японии во время фантастической битвы с Жаном Алези из «Феррари». Он выиграл Гран-при Австралии, который был последней гонкой сезона, обойдя двух претендентов на титул, Деймона Хилла и Михаэля Шумахера. Первоначально Мэнселл должен был защитить Хилла от Шумахера, но оба гонщика обошли его в начале, столкнулись и Шумахер впервые стал чемпионом мира.
Переход в McLaren
Мэнселл снова был быстрым и все еще востребованным. Его место в «Уильямсе» было отдано Дэвиду Култхарду, и в 1995 г. Мэнселл подписал контракт с McLaren.
С Роном Деннисом они никогда не встречались, но поскольку спонсоры команды желали иметь чемпиона мира, у Денниса было только 2 варианта и второй вариант, Шумахер, уже был занят. Сезон начался не совсем хорошо, Мэнселл не смог вписаться в машину и не смог соревноваться до Имолы, где далеко отстал от темпа своего товарища по команде Мики Хаккинена. В 1995 г. болид McLaren отличался недостаточной поворачиваемостью. Стиль вождения Мэнселла подразумевал торможение перед виражом и поворот во время торможения, но болид McLaren этого не делал. Вторая гонка закончилась с аналогичным результатом и разочаровывала характеристиками управляемости автомобиля, и он ушел из Формулы-1.
Чемпионат Великобритании по шоссейно-кольцевым гонкам
Английский автогонщик Найджел Мэнселл вернулся к гонкам в 1998 г. на британском чемпионате по шоссейно-кольцевым гонкам, три этапа пилотируя Ford Mondeo. Как бы то ни было, Ford был крайне неконкурентоспособным – производитель завершил сезон 7-м из 8. Поскольку номер 5 был уже занят, Мэнселл соревновался с красным номером 55.
Участвуя в 3 из 13 раундов, он финишировал 18-м из 21.
Личная жизнь
Найджел Мэнселл женился на Розанне, с которой они встречались студентами, в 1975 г. Его сыновья Лео и Грег тоже являются гонщиками, а дочь Хлоя стала дизайнером. В 2004 г. у Розанны был диагностирован рак.
В данное время Мэнселл живет на острове Джерси в проливе Ла-Манш, а до 1995 г. во время выступлений в "Формуле-1" его дом находился в Порт-Эрине на о. Мэн.
В 2004 г. он купил яхту, которую назвал Red 5.
Интересные факты
- Своей первой победы в "Формуле-1" Менсэлл добился в 1985 г. на треке Брэндс-Хэтч на болиде Williams-Honda FW10.
- Стартовав с поул-позиции на Гран-при Далласа в 1984 г., Мэнселл пришел шестым, несмотря на то, что потерял сознание от теплового удара, толкая болид к финишу.
- Британский гонщик, выступая на Гран-при Австралии, шел третьим и должен был выиграть чемпионат. Однако за 19 кругов до финиша взорвалась его задняя правая шина. Чемпионом мира 1986 г. стал Прост.
- В 1986 г. в Хересе Айртон Сенна пересек линию финиша на 0,014 с раньше Мэнселла.
- Он был последним гонщиком, которого лично нанимал Энцо Феррари. Вопреки всему он победил в первой же гонке за команду Ferrari.
- В 1992 г. Мэнселлу удалось стать чемпионом мира всего после 11 этапов. В последнем соревновании – Гран-при Венгрии – он пришел к финишу вторым.
- Мэнселл стал чемпионом CART IndyCar, оставаясь чемпионом "Формулы-1" 1992 г. Он единственный, кому это удалось.