Законодательство любой страны построено на определенных источниках, или формах физического выражения опосредованной воли народа, выливающихся в виды нормативно-правовых актов. Понимание этой своеобразной пирамиды позволяет эффективно применять нормы закона для защиты прав личности и гражданина.
Виды нормативно-правовых актов – общая характеристика
Говоря о нормативно-правовых актах, стоит заранее упомянуть о том, что они собой представляют. Большинство правоведов склонны определять их как внешнюю форму выражения норм права – основных «кирпичиков» всей законодательной базы. Однако от того, кто создает таковые базисные правила, зависит и классификация правовых источников. Соответственно, виды нормативно-правовых актов включают в себя:
- закон – конституционный и обычный;
- подзаконные нормативно-правовые акты;
- международные соглашения, одобренные соответствующими органами государства.
Каждая категория нуждается в особой детализации для понятия её сущности и места в пирамиде применяемого законодательства.
Закон как высшая форма нормы права
Говоря о законе как об общественно значимом явлении, его характеристику следует давать, только исходя из квалифицирующих признаков. К ним относятся:
- формальное выражение норм права;
- нормы права, включенные в данный источник, разработаны только с использованием прямого или опосредованного суверенитета. В первом случае источником последнего является народ, во втором - особый высший орган государства (монарх или парламент);
- нормы права, содержащиеся в данном акте, направлены на обобщенное регулирование отношений, носящих особо значимый для общества характер;
- как источник закон главенствует над остальными формами выражения права;
- закон является базой для разработки и принятия остальных источников права.
Из всего этого можно вывести, что...
Закон – это особый источник права, принимаемый при помощи высшего органа государства, обладающего законодательной властью, и призванный разрешать наиболее значимые проблемы страны.
При этом и сам закон имеет свои разновидности – конституционный и регулярный. Конституционный, как правило, направлен на создание и обеспечение функционирования базисных направлений развития страны. Регулярный закон базируется на положениях конституционного и призван их детализировать.
Подзаконные нормативные акты и их виды
Эффективное управление делами страны невозможно осуществлять только при помощи законов. А потому правоведами был разработан целый комплекс дополнительных источников – подзаконные нормативные акты. К ним в порядке убывания силы действия относят:
- указы Президента – в зависимости от типа правления носят или управленческий (для президентской республики), или регуляторный характер (для парламентской);
- постановления Правительства – призваны разрешать проблемы имплементации норм закона в реалии текущего момента и обеспечивать быстрое реагирование на изменение ситуации в стране;
- инструкции и приказы министерств – носят тот же характер, что и предыдущий тип, за одним исключением – область применения касается только лишь полномочий министерства или ведомства;
- локальные нормативные акты – принимаются во исполнение законных и подзаконных источников права органами местного самоуправления широкого ряда: от субъектов федерации и до администраций городов и сел.
Стоит отметить, что все подзаконные нормативные акты утрачивают свое действие в том случае, если они вступают в противоречие с законом. Однако признание недействительным может быть осуществлено только специализированным органом, коим в большинстве стран является Конституционный суд.
Международные нормативные акты и их виды
Многие правоведы спорят относительно того, стоит ли включать эти акты в «пирамиду» законодательства. Но при активизации дипломатической деятельности во многих сферах менеджмента страны нельзя отвергать значение заключенных международных актов для законодательств государств, их принявших. К такого рода виду относят международный договор, конвенцию, соглашение, имеющие как двусторонний, так и многосторонний характер. При этом все они, пройдя процедуру ратификации, включаются в законодательную базу страны и получают в большинстве случаев статус выше закона.
Итак, виды нормативно-правовых актов позволяют понять сущность построения правовой деятельности в стране и возможность использования этих источников в юриспруденции.