Постживописная абстракция Фрэнка Стеллы
Двадцатый век был особенно богат на художественные и скульптурные эксперименты. Он стал временем перелома эпох для слишком многих стран и континентов, при этом оставшись веком революции в памяти последующих поколений. Отгремевший совершенно недавно, он все еще жив, и XXI век ощущает его присутствие в художественном проявлении, продолжая говорить о мире на его языке и искать новые способы самовыражения. Одним из таких людей, оставивших наследие, является американский художник Фрэнк Стелла.
Кто такой Стелла?
Мастер постживописной абстракции Frank Stella наиболее известен на Западе. Это американский художник, начавший свой творческий путь во второй половине XX века и продолживший создавать удивительные произведения искусства в современности. Является признанным мастером постживописной абстракции в духе hard-edge painting – «стиль резкой грани», или «живописи жестких контуров».
Как выглядит постживописная абстракция?
Направление также называют хроматической абстракцией. Это течение в живописи, присущее второй половине XX века. Оно зародилось в 1950-х в США в качестве более мягкого и плавного продолжения геометрической абстракции.
Для этого направления характерны четкие края, но мазок свободен и размашист в пределах строго очерченного контура. Являющаяся, по сути, минималистской, постживописная абстракция стремится к яркому контрасту простых форм или практически к полному, но гармоничному их слиянию. Для направления также характерны монументальность и аскетичность, строгая лаконичность деталей, подчиненных единому замыслу творящего. Это живопись созерцательная, вдумчивая, меланхолическая и удивительно органичная, чего не сказать об ее предшественнице – геометрической абстракции.
Термин был введен в употребление в 1964 году. Автором его стал критик Клемент Гринберг, которому необходимо было каким-то образом обозначить направление живописи, представленное на курируемой им выставке в Музее искусств округа Лос-Анджелес.
«Стиль резкой грани»
Под словосочетанием hard-edge painting подразумевают живопись, содержащую фигуры с резкими, четкими, очерченными контурами. Как правило, это геометрические фигуры, но данная закономерность не является правилом.
«Стиль резкой грани» имеет непосредственную связь с постживописной и геометрической абстракцией, а также с живописью цветового поля. Он возник как реакция на спонтанность и буйство абстрактного экспрессионизма.
Термин hard-edge painting был предложен в 1958 году. Его автор – арт-критик «Лос-Анджелес Таймс», куратор художественных выставок и писатель Жюль Лангснер.
Творческий путь Фрэнка Стеллы
Художник начал творить в стиле постживописной абстракции еще в 50-х годах прошлого века, во время изучения живописи в Академии Филлипса. В дальнейшем продолжал развиваться и оттачивать навык, работая чертежником и оформителем в Нью-Йорке, куда переехал после получения второго образования. Стелла также окончил исторический факультет Принстонского университета.
Собственно, то, что сегодня весь мир знает как уникальный стиль Фрэнка Стеллы, начало формироваться в его творчестве уже к концу 1950-х. Впервые проявился авторский стиль художника в цикле «черных» картин. Это серия изображений, представляющих собой игру на чистом контрасте черного и белого цветов. Поверхности полотен заполнены черными полосами, между которыми остаются узкие белые промежутки. Именно с этой серии начинается обращение Фрэнка Стеллы к проблемам чистой визуализации.
В 1960-е годы художник продолжает экспериментировать. В это время он создает серию «алюминиевых» картин, где также изображены лишь полосы, отделенные друг от друга узкими просветами. Но в этот раз они были не черного, а металлического цвета. Следом вышла серия «медных» картин, выполненная в том же стиле. Также в этот период Фрэнк Стелла отказывается от прямоугольных холстов и переходит к так называемым «фигурным холстам»: полотнам в виде букв «L», «T» или «U».
Позднее художник переходит к исторической тематике. В 1971 году Фрэнк Стелла пишет цикл «Польские деревни», раскрывающий тему Холокоста. Все полотна выполнены как фактурно-конструктивные беспредметные рельефы. По мнению арт-критиков, картины Стеллы должны напоминать крыши синагог.
Но художник не останавливается и на этом. С 1976 года он использует в работе искривленные сложные формы. С помощью судостроительных лекал на свет появляется серия «Экзотические птицы». А в 1983 году рождается серия лабиринтообразных «Концентрических квадратов», выполненных полихромно либо в ярких цветах.
В поздний период творчества художник отходит от геометрической абстракции и «стиля резких граней». Его работы становятся более плавными, романтичными, формы аккуратно перетекают одна в другую. В этот же период границы между живописью и декоративным искусством в творчестве художника размываются окончательно.
В 2009 году Стелла получил Национальную премию США в области искусств, а в 2011 году был награжден премией Международного центра скульптуры.