На северо-восточном побережье греческого полуострова Афон, в двух часах езды от крупного административного центра Карье, находится женский монастырь Пантократор. Возвышающийся на 50-метровой скале и окруженный стеной с прорезанными в ней бойницами, он в былые времена являлся не только крупным духовным центром, но и мощным фортификационным сооружением. Остановимся подробнее на истории этой всемирно известной обители.
События давно минувших веков
Честь основания монастыря Пантократор традиционно приписывается двум греческим аристократам XIII века − стратопедарху (полководцу) Алексею и его родному брату Ивану, удостоенному сана «примикирий», который в те времена означал принадлежность к высшему придворному кругу. Однако многие ученые полагают, что обитель является детищем другого исторического лица − византийского императора Алексия Комнина (1181-1222), ставшего родоначальником династии, правившей затем на протяжении многих десятилетий.
Как одни, так и другие основывают свои утверждения лишь на гипотезах, бытующих в научном мире; первое же документальное упоминание о монастыре относится к 1358 году. Доподлинно известно также, что в 1362 году обитель была расширена и значительно перестроена по распоряжению константинопольского патриарха Каллиста I. В ранний период своей истории монастырь не раз становился местом, где подолгу жили крупнейшие религиозные деятели, такие как фессалоникийские архиепископы Симеон и Феона, а также предстоятель Византийской церкви Каллист II Ксанфопул.
Обитель, размещенная в цитадели
Монастырь Христа Пантократора, что в переводе с греческого языка означает «Вседержителя», в настоящий момент занимает седьмое место в иерархии афонских обителей. Как уже упоминалось выше, за счет особенностей своей планировки, в течение прошедших веков он был способен выполнять функции оборонительного сооружения. С этой целью его внутренняя часть разделена на два обособленных участка. В одном из них расположены различные хозяйственные постройки – гостиницы, мастерские и продовольственные амбары, в другой же, отгороженной мощной стеной, находится главный храм, освященный в честь Преображения Иисуса Христа, трапезная и колокольня.
Первый крупный пожар в обители
Построенный на священной горе Афон, монастырь Пантократор за долгие века своей истории пережил немало бед. Первой в их длинной череде стал пожар, охвативший его в 1392 году и повлекший за собой разрушение большинства построек. Однако благодаря щедрым пожертвованиям со стороны ряда высокопоставленных греческих и византийских чиновников восстановительные работы удалось завершить в течение года.
Большую роль в деле сыграл и тот факт, что по распоряжению Константинопольского патриарха незадолго до разразившейся катастрофы в состав монастыря Пантократор были включены несколько древних, но мелких обителей, устроенных во имя святых: Дорофея, Авксентия, Фалакра, Факина и Равдуха. Все они имели своих постоянных паломников и жертвователей, которые не преминули откликнуться, внеся посильные суммы в общую кассу.
Беды, постигавшие монастырь в последующие века
Имеются сведения и о двух других, не менее разрушительных пожарах. Один из них произошел в 1773 году по вине молнии, ударившей в купол храма Преображения Господня. Однако и тут на помощь пришли благочестивые люди, не пожалевшие средств на восстановление святыни. Кроме того, самое крупное огненное бедствие разразилось на территории монастыря в 1948 году. Вызванные им разрушения были настолько значительны, что ставили под вопрос возможность дальнейшего существования обители. Но и в данном случае братия монастыря, поддержанная православной общественностью разных стран, сумела преодолеть обрушившиеся на них невзгоды.
Наиболее же тяжелой полосой в истории обители принято считать времена османского ига и вызванного им экономического кризиса. В этот период она неоднократно подвергалась ограблениям, а многие иноки мученически закончили свой земной путь. В настоящее время жизнь в монастыре Пантократор построена на основе весьма строгой общежительной системы, установленной в 90-е годы прошлого века одним из прежних настоятелей – старцем Вассианом - и неукоснительно поддерживаемой его нынешним руководством.
Этапы возведения главного монастырского храма
Главный храм или, как принято говорить на Афоне – кафоликон, освященный в честь Преображения Господня, был заложен одновременно с основанием самого монастыря, но впоследствии дважды перестраивался. Первый раз это произошло в 1614 году, а затем в 1847-м. Однако сохранившиеся исторические документы позволяют составить весьма полное представление о его первоначальном облике.
Характерно, что растянутое во времени строительство наложило свой отпечаток на архитектурные особенности здания. В целом соответствуя канонам классического афонского типа, он в то же время включает в себя ряд элементов, присущих иным направлениям. По мнению искусствоведов, это относится прежде всего к удлиненной восточной арке и двум дополнительным сооружениям, установленным по углам алтаря.
Фрески кафоликона
Особого внимания заслуживают фрески, украшающие внутренние стены храма, большинство из которых датируются второй половиной XIV столетия и хранят в себе характерные черты, присущие работам выходцев из школы выдающегося мастера той эпохи – греческого иконописца Панселина. Однако и тут, как в случае с возведением самого кафоликона, встречаются элементы, присущие различным историческим эпохам. Кроме того, некоторая, хотя и незначительная, часть раннего живописного слоя оказалась закрашенной во время реконструкции храма, производившейся в 1847 году. Теперь на месте утраченных фресок можно видеть стенную роспись, принадлежащую кисти видного мастера середины XIX века – Матфея Иоанна.
Шедевры и святыни главного храма
В историю главного храма монастыря Пантократор навсегда вошло и имя создателя его уникального иконостаса − мастера Хрисанфа Клиенда. Эта работа, выполненная в 1640 году, принесла ему славу непревзойденного мастера резьбы по дереву и декоративной позолоты. Там же, в кафоликоне, хранится и главная реликвия монастыря – образ Пресвятой Богородицы Геронтиссы, что переводится с греческого языка как «Старица». На этой иконе, имеющей весьма большие размеры (1,96 на 0,76 метра), изображена Божья Матерь в полный рост без Своего Предвечного Сына. Автор запечатлел ее на закате дней земной жизни, готовой перейти в Царство Небесное.
Кроме этой иконы, в обители хранится и много иных святынь, к которым стекаются паломники со всего православного мира. Прежде всего, это частицы Животворящего Древа, на котором был распят Спаситель, мощи святого великомученика IV века Феодора Стратилата, а также бессребреников Косьмы и Демьяна. С неизменным благоговением взирают посетители монастыря и на хранящийся здесь же фрагмент щита святого великомученика Меркурия.
Монастырь на острове Корфу
Отметим, что в названии обители использован термин, часто встречающийся на православном Востоке и в странах Средиземноморья. Достаточно вспомнить достопримечательность греческого острова Корфу − монастырь Пантократор. Находящийся на территории административного округа Камарела, он, по мнению исследователей, основан в XVI веке, хотя некоторые из них называют и более ранний период, предшествующий названному на два или даже три столетия. Как и большинству православных центров Греции, этой обители пришлось стать свидетелем османской оккупации и пройти затем долгий и трудный путь возрождения. Достаточно сказать, что только в течение XVII века, уже после изгнания захватчиков, монастырь Пантократор (Камарела) дважды оказывался в критическом положении из-за разрушений, причиненных вспыхнувшими вокруг него военными действиями.
Икона из египетского монастыря
Кроме того, этот греческий термин хорошо известен благодаря одной из самых прославленных икон Спасителя. Это «Христос Пантократор» из Синайского монастыря(фото см. ниже). Под таким названием она вошла во все мировые издания, посвященные византийскому искусству.
Созданная в середине VI века безымянным константинопольским живописцем, икона была передана императором Юстинианом на Синай в дар христианскому монастырю, где для нее была построена отдельная базилика. Там же, на территории Египта, она находится и по сей день. В 1962 году поверхность иконы была расчищена от поздних живописных наслоений, ставших результатом обновлений, выполнявшихся в XVII и начале XIX вв. Этот образ считается одним и наиболее ярких шедевров византийской и мировой иконописи.