В большинстве случаев демократическое государство ассоциируется с равноправным существованием всех его институтов. Такое положение обусловила теория разделения властей, основы которой были заложены целой плеядой выдающихся философов. В чем состоит суть такого устройства страны? Чтобы дать развернутый ответ на данный вопрос, необходимо не только усвоить суть, но также раскрыть её становление.
Теория разделения властей – исторический экскурс
Если проследить эволюцию власти, то станет предельно ясно, что её статус заметно видоизменялся. Как бы то ни было, но большую часть истории человечества власть концентрировалась в едином источнике. Вначале это было племя, затем совет старейшин, потом сам старейшина или вождь. С появлением государства как формы организации социума, вся полнота власти отошла либо к монарху (как это было в Египте), либо к коллегиальному органу (о чем свидетельствует примеры Древнего Рима и Древней Греции). При этом речь всегда шла о судебной, исполнительной и законодательной ветвях. Но и в то далекое время среди философов и государственников уже бродили идеи о разделении их. Об этом свидетельствуют работы Аристотеля, Платона, Полибия.
Однако наиболее широко данные взгляды проявились в эпоху Возрождения, достигшие своего расцвета на смене указанного периода и Просвещения. Так, знаменитые ученые Джон Локк и Томас Гоббс в своих работах заложили основы, утверждая, что абсолютная монархия должна быть ограничена народом. Их идеи поддержал и развил Ш.-Л. Монтескье, благодаря которому и возникло современное понятие разделения властей.
Теория разделения властей – современное понятие
Современное западное восприятие государства гласит, что все его ветви обязаны быть отделены друг от друга. Т.е. законодательная, судебная и исполнительная власть должны сотрудничать друг с другом на принципах независимости и равенства. Именно такое понятие функционирования демократических стран выдвигает теория разделения власти.
Однако зачем придерживаться такого механизма функционирования? Ответ содержится в сути рассматриваемой теории. Согласно ей, при отделении ветвей власти и органов её осуществляющих устраняется сама возможность концентрации большего количества полномочий у определенной группы. Так, существует четыре основных принципа, на которых базируется теория разделения властей Монтескье:
- три указанные ветви власти должны быть обозначены в основном законе страны и согласно ему управляться разными органами;
- три власти функционируют в сотрудничестве, но не в подчинении друг другу;
- они не имеют права вмешиваться в полномочия друг друга;
- строгая аполитичность судебной власти.
Именно на указанных принципах базируется основополагающее начало взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей. Теория разделения властей называет данный механизм следующим образом: сдержки и противовесы. Используется он в тех случаях, когда представители указанных двух видов целенаправленно нарушают сферу администрирования друг друга.
Кроме указанного механизма, теория разделения власти помогает четко соотнести, какие государственные органы должны вливаться в ту или иную ветвь.
Так, основным органом законодательной власти является Парламент. В зависимости от страны, его название может видоизменяться. Однако суть остается прежней – разработка и принятие законов.
К исполнительной власти причисляется Правительство с его структурными подразделениями, к судебной, соответственно, суды. Особняком в отношении последних стоит конституционный суд. В силу двойственности принимаемых им решений, данный орган страны принято выделять в отдельный государственно-правовой институт, который выступает арбитром между всеми структурными элементами государства.
Заложенная в эпоху Просвещения теория разделения властей Монтескье до сих пор является основополагающим принципом существования большинства западных стран. А потому четкое понимание её сути позволяет дать объективную оценку не только формам правления, но и политического режима.