Место, которое отведено судебной власти в структуре правительственного аппарата управления в Российской Федерации, в большей степени определено положением о разделении власти. Это положение закреплено соответствующими статьями Конституции страны.
Судебная власть – это вид правительственной власти, обладающий самостоятельностью. Подчиняется она только Конституции, при этом судьи являются независимыми представителями и при осуществлении своих функций никому не подотчетны.
В соответствии с принципом разделения, осуществляется не только распределение функций между тремя ветвями управления, но и устанавливается их самостоятельность и взаимная "уравновешиваемость". В системе государственного управления органы судебной власти связаны с исполнительными и законодательными обязанностью использовать законы и прочие нормативные акты, обладая при этом полномочиями фактически отменять указы, законы, постановления Президента и Правительства в случае признания их неконституционными.
Необходимо отметить, что высшие и рядовые инстанции, осуществляющие правосудие, стоят в одном ряду с Правительством, Президентом РФ, Федеральным собранием.
В вынесении приговоров судебная власть наделена полной самостоятельностью. При этом исполнение данных решений является обязанностью исполнительных учреждений. Судебная власть посредством применения гражданами возможности обжаловать бездействие (или действие) может противостоять незаконным деяниям власти исполнительной. В результате функции и полномочия правосудия являются в некоторой степени противовесом двум другим направлениям государственного управления. В целом же три ветви формируют полноценный регулирующий механизм.
Принцип разделения предотвращает переход взаимного контроля и сбалансированности в присвоение полномочий. Законодательные и исполнительные властные органы не наделены правом вершить правосудие, точно так же, как и судебная власть не занимается законотворчеством, заменяя таким образом законодательные органы, а также вмешиваться в сферу деятельности власти исполнительной. При этом практика правосудия оказывает воздействие на нормотворческую деятельность, исправляет отдельные ошибки в деятельности исполнительных структур. Судебная власть, кроме того, выявляет истинное содержание норм посредством толкования права в рамках своего содержания.
В соответствии с Конституцией существует четыре вида судопроизводства: уголовное, гражданское, конституционное и административное. Для каждого из них установлен свой комплекс процессуальных норм и правил.
В Конституции страны не содержится перечня всех судебных инстанций. В Основном Законе отражено общее правило. Согласно положениям установление судебной системы в России осуществляется по федеральным законам и Конституции. Таким образом, ни одна инстанция не может быть учреждена каким-либо нормативным актом, кроме федерального закона. Это предотвращает создание особых судебных систем и субъектов. В противном случае нарушилось бы единство структуры правосудия в государстве.
В субъектах РФ существуют органы арбитражной и общей юрисдикции. Их деятельность осуществляется по единым принципами всей структуры федерального правосудия. При этом Высший Арбитражный и Верховный Суд признается высшей судебной инстанцией, в связи с чем органы в субъектах называют судами федеральными.
В настоящее время выделяют следующие инстанции:
- Конституционную юстицию.
- Суды общей юрисдикции. Эти инстанции решают уголовные, гражданские, а также административные дела.
- Арбитражные суды. Они рассматривают экономические споры и некоторые другие дела.