Понятие мотивации часто встречается в психологии и несет немаловажное значение для описания человеческой деятельности. Без этого побуждающего фактора невозможно планомерное осуществление ни одного действия, так как желание что-то выполнять постепенно пропадает, а поддерживающего стимула в виде цели нет. В отличие от естественно возникающих в сознании человека стремлений, подобное воздействие может быть оказано на него извне другими людьми. Это делает мотивацию прекрасным инструментом, позволяющим направить деятельность целевой группы индивидуумов в нужное русло.
Ведь когда отсутствует мотивация, нет и важного источника жизненной энергии. Последнее закономерно приводит к тому, что активность трудовой деятельности людей стремительно падает. Каковы же основные методы мотивации труда?
Все согласятся, что каждому управляющему следует обладать должными знаниями о принципах постановки целей сотрудникам. Это умение необходимо человеку, который желает максимально оптимизировать производительность труда на своем предприятии и привести его к успеху. В решении непростой задачи особенно эффективно показали себя методы мотивации персонала. Общие принципы любого из них основаны на таком воздействии извне, которое формирует в каждом отдельно взятом сотруднике стимул к более активным действиям. Мотивация бывает организационной, материальной и психологической. Рассмотрим подробнее каждый из вариантов.
Организационный метод
Повышение сотрудниками своей квалификации, получение новых знаний и навыков зачастую играет очень большую роль в наличии желания работать. Сюда же следует отнести возможности для профессионального роста, повышения в должности и другие привлекательные перспективы. Организационные методы мотивации заключаются в том, чтобы дать работникам стимул посредством организации для них семинаров и тренингов за счет компании. Также эффективным оказывается вовлечение работников в дела компании.
Материальное поощрение
Этот способ лучше всего подходит для привлечения на производство новых сотрудников. Куда меньшую эффективность он оказывает на уже давно работающий в компании персонал. Тем не менее, за счет своей простоты и легкости исполнения материальные методы мотивации являются самыми распространенными. Важно не злоупотреблять таким стимулом, иначе он перестанет быть для людей значимым. Разного рода премии и поощрения должны выдаваться не более чем раз в полгода-год. В ином случае сотрудники начнут воспринимать их как часть заработной платы.
Психологический подход
Этот способ, несомненно, является самым сложным для воплощения в жизнь. Одновременно с тем надо помнить, что морально-психологическая мотивация показывает самую высокую эффективность среди прочих методов повышения производительности труда. В ее основе – формирование у людей устойчивого мнения относительно выполняемой работы. Ключевыми задачами здесь являются следующие: выработка чувства ответственности за свою деятельность, понимание ее важности для компании, профессиональная гордость выполняемой работой.
Для успешного применения данного метода необходимо создать соответствующую атмосферу. Хорошо, если у сотрудников появится шанс проявить свои творческие способности или самостоятельно разработать новые идеи, позволяющие улучшить рабочий процесс (но не наносящие вред общему имиджу компании).
Советы руководителю
При выборе мотивационного инструмента нужно в первую очередь полагаться на ожидания своих сотрудников. В зависимости от них тот или иной метод может оказаться неэффективным. Как же узнать желания персонала? Здесь на помощь придут все доступные средства (от прямых опросов до заполнения анонимных анкет). На основе полученной информации следует составлять весь план дальнейших действий руководителя.
Также важно помнить, что человеческие ожидания, стремления и потребности – это не какой-то статичный показатель. Они динамично меняются в зависимости от состояния общества, политических настроений и экономической стабильности. Таким образом, разумно будет периодически менять привычную схему мотивации сотрудников, привнося в нее конструктивные изменения.