Фильмы про Ктулху и мифология Древних
Говард Лавкрафт обогатил мировую литературу целой плеядой новых мифов. Эти мифы рассказывают о Древних – могущественной расе богов, правящих на Земле в те далекие времена, когда еще библейский Иегова не появился на свет. Ктулху – один из них. В настоящее время он спит глубоким сном в городе Р'льех, на дне Тихого океана.
О влиянии мифов на жизнь людей, об Иных богах, прародителях Древних, о фильмах про Ктулху и о тайных обществах, ожидающих пробуждения повелителя Р'льех, читайте ниже.
Азатот
В лавкрафтовской мифологии в начале всего был повелитель хаоса Азатот – бестелесный бог, находящийся в центре бесконечности, вне времени и пространства. Он – первозданное существо, ровесник Вселенной и прародитель Ньярлатхотепа, создавшего, в свою очередь, Йог-Сотота, Шуб-Ниггурата, Ктулху и других Древних. Азатот восседает на бесформенном троне, окруженный хаосом. Иногда он играет на флейте мелодию, придуманную еще до рождения самой Вселенной. Опасна эта мелодия - услышавший ее во сне человек необратимо впадает в метафизический транс, перестает различать сон и явь, жизнь и смерть, и растворяется в фиолетовых водоворотах хаоса. Азатот управляет многомерным космосом, содержащим в себе бесчисленное количество обитаемых миров. Он может влиять на любое существо из видимого и невидимого спектров. В фильмах про Ктулху имя Азатота практически не упоминается. Легенды о нем можно почерпнуть только в книгах Лавкрафта и последователей.
Иные
Ньярлатхотеп – бог, имеющий тысячи лиц. Единственный из всего пантеона богов Лавкрафта, кто может принимать человеческий облик. Он часто навещает Землю: входит в человеческие города под видом пророка или фараона, предрекает страшные напасти и ставит над людьми омерзительные опыты, о которых нельзя даже шептать.
Йог-Сотот – хранитель ключей от Врат между мирами, похожий на сгусток светящихся шаров. Пребывает одновременно во всех временах и постоянно находится рядом с каждым из людей. Йог-Сотот обладает сверхъестественной мудростью и источает атмосферу космического ужаса. Встреча с ним парализует волю, мышление и превращает человека в послушную марионетку.
Шуб-Ниггурат – мрачное божество плодородия. Иначе его зовут Черный Козел. Он аморфен, козлоног и страшен, его сопровождает свита порожденных им же более мелких монстров. С помощью специальных непотребных обрядов во время полнолуния адепты Козла вызывают своего господина и предаются под его руководством гнусным бесчинствам.
Важным отличием мифов Лавкрафта является отсутствие строгой сюжетной структуры. Обитатели мифов пребывают в неизвестности и свободе. Читатель сам структурирует информацию и домысливает непознаваемое. Для Лавкрафта важны не мелочи и подробности, а само столкновение читателя с ужасом – сосуществование ограниченного человека и безграничного непередаваемого кошмара. Лавкрафт предупреждает нас – люди, сталкивающиеся с вечными тайнами и пытающиеся разобраться в них, сходят с ума. Им никогда не познать Вселенную.
Ктулху
Ктулху – самый популярный и наиболее ярко прописанный Древний в мифах Лавкрафта. О нем пишут в новых интерпретациях старых мифов, передают информацию из уст в уста, снимают фильмы. Про Ктулху слагают легенды экзальтированные члены тайных обществ, поклонники его культа. Лунными ночами они совершают страшные ритуалы с человеческими жертвоприношениями, с целью пробудить спящего Ктулху. Они поют величественный гимн – «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р'льех вгах’нагл фхтагн», который переводится как «В толще вод, в своей обители Р'льех, спит Ктулху, но настанет час и он проснется». Когда он, восстав от сна, покинет подводную обитель и воцарится на Земле, человеческая история пойдет совсем по другому пути. В рассказе Лавкрафта «Зов Ктулху» подробно описывается внешность властителя Р'льех – это существо огромного размера, покрытое чешуей зеленого цвета, истекающее слизью. Ктулху имеет гуманоидную форму, голова его похожа на осьминога, а на спине развеваются два больших кожистых крыла. Ктулху наводит ужас, но притягивает масштабом харизмы, он страшен, но он и прекрасен в своем величии.
Фильмов про Ктулху и Древних совсем немного. Чаще всего это малобюджетные работы, созданные поклонниками творчества Лавкрафта. Наиболее аутентичным является фильм «Зов Ктулху» 2005 года. Эта картина, стилизованная под немое кино, хорошо передает атмосферу лавкрафтовского рассказа. В ней чувствуется бережное отношение к материалу и трепетное преклонение перед величием Ктулху. Фильм «Ктулху» 2007 года снят по мотивам рассказа «Тень над Инсмаутом» и к самому Ктулху имеет отдаленное отношение, а его имя используется лишь для привлечения зрителей.
Пробуждение
Ктулху спит на вершине горы в городе Р'льех, расположенном на дне Тихого океана. При удачном расположении звезд гора с саркофагом Ктулху появляется над водой, и именно в это время возможно его пробуждение. Тогда и нужно объединиться всем адептам культа Ктулху на планете и с помощью тайных ритуалов пробудить Властителя. А когда он проснется, он поможет нам поднять восстание против современного мира. Мы, истинные адепты Ктулху, победим и заставим всех смеющихся над нами ничтожных рабов преклонить свои колени.
Наш Повелитель займет свой трон и будет новая жизнь, полная смысла, величия и восторга. Будут новые небеса – фиолетовые небеса многомерных пространств. Будет новая Земля – Земля верующих в незыблемые традиции Древних богов. Будут новые люди – люди, воссоздающие фундаментальный порядок Архонтов.