Самоанализ педагогической деятельности воспитателя в разрезе стилей педагогического общения
Вопросы педагогического общения в условиях современной модели образовательного процесса начинают играть все большее значения. Безусловно, во все времена данная проблема играла существенную роль в эффективности обучения и воспитания, но на сегодняшний день мир, в том числе и наше государство, отходит от системы централизованного обучения в группах, ориентируясь на индивидуальное обучение. Именно в этой ситуации стиль педагогического общения выходит на основополагающие позиции. Стоит отметить, что в методической литературе выделяют четыре основных стиля общения – два из них крайние, соответственно, противоположные, и два – промежуточные. Стоит отметить, что когда производится самоанализ педагогической деятельности воспитателя, редко рассматривается этот вопрос, что недопустимо в работе высококлассного педагогического работника. Почему именно воспитателя? Не только, еще и учителей начальных классов. Именно в этом возрасте закладываются азы будущей личности, желания ребенка посещать школу. В этой ситуации самоанализ деятельности учителя начальных классов должен проводиться регулярно, дабы исключить возможные ошибки и недочеты в работе.
Авторитарный тип общения
Стоит отметить, что подобный вариант, относящийся к первому стилю, к сожалению, еще наиболее распространен. При этом для стиля общения педагога с учениками, воспитанниками или учащимися характерны быстрая реакция на те или иные действия или бездействия детей, формирование конкретных, не терпящих апелляций команд или инструкций, ограничение творческого потенциала. Проводимый самоанализ деятельности учителя, в данной ситуации маловероятно отобразит эти факты. Чаще всего данная проблема связана с недостаточным профессиональным образованием педагога, но возникают ситуации, когда подобная манера проведения занятий формируется из личностных качеств отдельного педагога. Речь идет о его не желании вкладываться в учебный процесс полностью. Последний вариант наиболее опасен с точки зрения развития педагогических традиций в дальнейшем, поскольку проводимый таким работником самоанализ педагогической деятельности воспитателя, к примеру, на бумаге или устно будет выглядеть абсолютно убедительно и, самое главное, аргументировано. Как говорят в народе, не подкопаешься. С другой стороны, многие известные педагоги, пусть не явно, не открыто, но соглашаются с тем, что подобного рода способы организации общения могут быть приемлемы, как минимум, на отдельном, коротком этапе общего учебного или воспитательного процесса, хотя бы для формирования ответственного отношения у детей к происходящему.
Стимулирующий стиль общения и самоанализ педагогической деятельности воспитателя, его исповедующий
Противоположностью авторитарному стилю общения в литературе называют так называемый стимулирующий стиль. Данный вариант, безусловно, является наиболее передовым и прогрессивным. Суть его заключается не в подавлении самостоятельных решений ребенком на том или ином этапе педагогического процесса, а стимулирование сотрудничества, когда управления деятельностью ученика или воспитанника педагог осуществляет различного рода косвенными приемами воздействия, например, наводящими вопросами и т.д. Понятно, что самоанализ педагогической деятельности воспитателя в подобной ситуации будет строится отталкиваясь не от достижения поставленных образовательных или воспитательных целей, а от степени достижения взаимного понимания и сотрудничества, как с отдельно взятым воспитанником, так и с коллективом в целом. Таким образом, самоанализ деятельности учителя любого, но в первую очередь самоанализ деятельности учителя начальных классов, должен быть направлен не только, и не столько, на оценку выполненной работы, а, в первую очередь, на перспективы дальнейшего сотрудничества со своими подопечными.