Лиссабонский собор: история, архитектура
Sé de Lisboa (также известный как главный собор Лиссабона Санта Мария, или просто как Лиссабонский собор) относит нас к эпохе первой христианской Реконкисты после сотен лет исламского мавританского правления. Он является самым важным и культовым зданием города.
История создания
После освобождения столицы Португалии в 1147 году Лиссабонский собор, согласно первоначальному замыслу Афонсу I, короля Португалии, он должен был быть построен в румынском стиле после того, как христиане завладели городом. С тех пор структура храма была значительно расширена и переделана в течение многих столетий. Внутри собор темный, в нем много ниш. Это создает очень мрачное и тяжелое настроение.
Древний собор Лиссабона был построен первым королем Португалии на месте старой мечети для первого епископа города, английского крестоносца Гилберта из Гастингса. Автор проекта Лиссабонского собора – архитектор Мастер Роберто.
Работа над его строительством началась в 1147 году, в год освобождения города. Построенный на месте мавританской главной мечети, он служил как памятником освобождению Лиссабона, так и крепостью, на случай возвращения мавров. Вскоре после его основания останки святого Винсента из Сарагосы, покровителя Лиссабона, были возвращены и помещены в собор. Все реликвии до сих пор хранятся в ризнице (или сокровищнице) Лиссабонского собора.
Описание
Своим внешним видом, с двумя колокольнями и великолепным окном-розой, он напоминает средневековую крепость, его внутреннее убранство больше соответствует романской архитектуре, не считая готических хора и амбулатория (полукруглой обходной галереи вокруг алтаря).
С XII века собор Софии был неотъемлемой частью ранней истории Португалии, являясь своего рода свидетелем крещений, браков и смерти представителей элиты Португалии того времени. Внешний вид великой старой церкви напоминает больше крепостное укрепление, чем религиозный центр, с массивными стенами и двумя внушительными башнями.
Единственным акцентом на простом крепостного типа фасаде собора является большое окно-роза (розетка), расположенное над главным входом; оно вместе с двумя колокольнями является самыми яркими особенностями здания. Большая часть архитектуры собора является романской по стилю, хотя есть значительные готические влияния, которые можно увидеть в частях здания, добавленных в XIII веке. Самым примечательным примером последних являются монастырь и хор. Интерьер собора довольно мрачный и строгий, хотя отчасти это объясняется большим ущербом, вызванным землетрясением 1755 года. Исключением является главная часовня, которая была восстановлена после землетрясения в более красочном неоклассическом стиле и стиле рококо с отделкой цветным мрамором.
Особенности
У входа, слева, есть крестильная купель, в которой в 1195 году крестили Святого Антония, родившегося неподалеку – менее чем в 200 м от собора, вниз по склону на месте нынешней церкви Святого Антония. В первой часовне слева размещена красивая детализированная сцена Рождества.
В прилегающем монастыре XIV века, в месте, где когда-то были сады, проводили раскопки, во время которых были обнаружены останки римлян и вестготов, а также части стены бывшей на этом месте мечети.
В ризнице находится сокровищница со множеством священных предметов, самым важным из которых является шкатулка с останками Святого Винсента, официального покровителя Лиссабона.
Внутренние готические арки простираются до потолка, а средневековые статуи и декоративные украшения заполняют ниши. С задней стороны находится древний монастырь, который был построены непосредственно над разрушенной мечетью и стал символом освобождения католиками Португалии от североафриканских мавров. Собор является замечательным древним комплексом, погруженным в историю.
Еще одна архитектурная особенность собора – окно-роза. Эта розетка была кропотливо реконструирована на протяжении ХХ века из фрагментов оригинального окна, разрушенного мощным землетрясением 1755 года. Землетрясение также привело к разрушению крыши, под обломками которой оказались сотни верующих, находящихся в то время в соборе на праздновании Дня Всех Святых.
Посещение туристами
Одно из самых известных зданий Лиссабона – Лиссабонский собор – посещают многочисленные туристы. Для них открыты сам собор (неф, трансепт и алтарь) и заброшенный монастырь. Собор открыт для посещения каждый день с 7:00 до вечерней мессы, проводимой на португальском языке в 19:00. В главном соборе нет никаких сборов при входе, но все посетители должны быть одеты соответствующе. Монастырь открыт каждый день с 10:00 до 17:00, а входная плата составляет 2,50 евро для взрослого и 1 евро для ребенка.
Как правило, посещение Лиссабонского собора занимает примерно 15-20 минут и еще 20 минут – посещение монастыря. Сам он расположен на главной дороге, которая идет от Байши до Альфамы, а ближайшая станция метро – Россио, но наиболее живописным видом общественного транспорта является причудливый желтый трамвай (маршрут 28 ), который проходит прямо перед собором.
Интересные факты
Слово Sé в названии (Sé de Lisboa) произошло от первых букв слов Sedes Episcopalis, что в переводе означает место епископа. Интересно, что первый епископ Лиссабона не имел корней или связей с регионом, а на самом деле был английским крестоносцем по имени Гилберт.
Этот собор был первой постройкой религиозного назначения, сооруженной крестоносцами-христианами в XII веке.
Считается, что это самое старое здание в Лиссабоне. По сравнению с легкомысленной мануэлинской архитектурой монастыря Жеронимуша, романские линии собора выглядят довольно суровыми. Благодаря зубчатым стенам и стрельчатым окнам в башнях он, как и другие аналогичные строения в Португалии того времени, по виду больше напоминали крепость, а не церковь. На фото Лиссабонский собор предстает величественным и строгим зданием.
Реконструкция
Работы по реконструкции продолжались в ХХ столетии, окно было восстановлено в 1930-х годах. В этот период восстановления от многих неоклассических черт, как внутри, так и снаружи собора, попросту избавились, чтобы придать собору более аутентичный средневековый вид.
За последние годы раскопки двора монастыря выявили множество археологических находок, относящихся к римским временам.