История музея «Московский транспорт» на Рогожском Валу начинается с передачи ему коллекции от «Музея пассажирского транспорта» в 2016 году, который можно считать его предшественником. Последний был основан в 1999 году в городе Москве. Изначально фонд его состоял из трамваев, троллейбусов, автобусов, спецтехники, которые заполняли дороги столицы в разные времена.
Предыстория музея
Создавать музей начали в 1989 году. Открыли в трамвайном депо им. Баумана в сентябре 1999 года. В помещениях и на территории бывшей конечной станции «Ростокино». Дату открытия приурочили к столетию Московского трамвая. В музее собрали трамваи, троллейбусы, автобусы и иную технику, которая использовалась с XIX века. Имелись отдельные стенды посвященные фирменным знакам работников общественного транспорта, старым билетам, документам и фотографиям. Отдельные экспонаты представляли из себя уникальные экземпляры. Самым старшим была электрическая конка.
На открытой площадке трамвайного депо им. Баумана были выставлены отреставрированные образцы старого общественного транспорта. Их общее количество составляло почти 100 единиц. Отдельные экспозиции находились в здании станции «Ростокино», которая была признана историческим сооружением. С октября 1990 года музей начинает работать по графику, а его посещение бесплатное.
Трудные времена
Однако музей просуществовал недолго, около двух лет. Бывший московский мэр Ю. Лужков распорядился начать на территории музея строительство нового электродепо «Ростокино», которое предназначалось для монорельсовой транспортной системы Москвы. Осенью 2001 года музей закрыли, технику вывезли для временного хранения на площадки под открытым небом, на территорию трамвайного ремонтного завода на улице Волочаевской.
В результате того, что переселение проходило в сжатые сроки, часть экспонатов была утеряна. Впоследствии техника, которая стояла под открытым небом, под воздействием внешних факторов (пыль, осадки в виде дождя и снега) стала разрушаться. Некоторые более ценные экспонаты поместили в различные парки общественного транспорта Москвы. Однако из-за того, что охрана на трамвайном ремонтном заводе оставляла желать лучшего, многие ценные вещи были украдены, техника подвергалась разграблению. Так оказался безвозвратно утерянным уличный светофор, изготовленный в первой половине 20-го века.
Поиск места для будущего музея
В 2006 году Московское правительство издало распоряжение о начале работ по созданию музея городского транспорта в Строгино. Согласно указанию, они должны были начаться в 2008 году. Но этого не произошло.
Общественный фонд «Городские проекты» в 2013 году предложил перенести экземпляры музея в бывший троллейбусный парк им. Щепетильникова, который находился под охраной государства и имел рабочую путевую инфраструктуру. Но управление транспорта Москвы предложение отклонило вследствие недостаточной территории.
В 2014 году многострадальную технику перевели на другие площадки, а именно в 17-й автобусный парк и на автобазу строительных машин. Транспортный департамент Москвы, подыскивающий место для возможного размещения музея, сообщил общественности о том, что на территории ВДНХ для него предполагается выделить место. Однако и эти планы не были воплощены в жизнь из-за отсутствия необходимых площадей и подъездных трамвайных путей.
Правительство Москвы, не оставлявшее замыслов по созданию музея, в 2015 году приняло решение об объединении городских экспозиций автотехники в единый музейный комплекс. Координирующей структурой и ответственной организацией за эти работы выбрали ГУП «Мосгортранс».
Открытие экспозиций
В начале 2016 года музей транспорта Москвы открылся на Рогожском Валу, в помещениях бывшего музея ретро-автомобилей. Его назвали музей «Московский транспорт». Весте с экспонатами, принадлежащими городу Москве, разместили и автомобили из частных коллекций.
В настоящее время музей транспорта Москвы можно считать структурой, которая обладает самой большой коллекцией пассажирского общественного транспорта, по сравнению с аналогичными в других городах бывшего СССР. По качественным и количественным показателям его музейные экспонаты могут составить конкуренцию известным музеям общественного транспорта Лондона, Вены, Стамбула, Стокгольма, Нью-Йорка и других городов мира.
Музейные коллекции
Всего в составе музея транспорта в Москве находится где то около 330 экспонатов. Среди них есть те, которые существуют в единственном экземпляре.
Транспорт, предназначенный для проведения общественных перевозок, представлен легендарными троллейбусами и автобусами прошлого. Среди них уникальный первый московский автобус ЗИС-8, известнейший ЗИЛ-158, а также самый выпускаемый в 20 веке автобус - ЛиАЗ-677.
На выставочных площадях большие экспозиции изделий известных заводов СССР, среди которых ЗИЛ, ГАЗ, УАЗ и т. п. Имеется очень впечатляющая коллекция различных модификаций марок автомобилей «Победа», «Москвич», «Волга», «Чайка».
Есть среди экспонатов и специальная раритетная техника, а именно: пожарные автомашины, автомобили скорой помощи, милицейский транспорт. Здесь же представлены и грузовички – «полуторки», «трехтонки», которые заслужили себе легендарную славу на просторах СССР. Представлен и персональный транспорт бывших советских руководителей.
Собраны в отдельном зале музея и уникальные спорт-кары и болиды для гонок. Они в различные времена принимали участие, в том числе, в международных ралли. Имеется и уникальная коллекция машин, которые сотворили советские и российские конструкторы-самоучки.
Территория музея транспорта в Москве (Рогожский вал, 9/2) поделена на несколько залов. Кроме помещений с основными экспозиционными экземплярами, имеются тематические залы, которые посвящены специальной технике и военным ретро-машинам. Так музей транспорта Москвы отзывы особо впечатляющие получает за экспозиции, посвященные тому, как во менялись во времени автомобили ГАИ и скорой помощи.
Музей постоянно участвует в выездных тематических выставках, в пробегах исторических ретро-автобусов, ретро-трамваев и ретро-троллейбусов. Их задействуют в съемках кинофильмов. Постоянно привлекают к участию в различных массовых мероприятиях, парадах, праздниках на улицах с Москвы.
Местонахождение музея
Музей "Московский транспорт" находится по адресу: улица Рогожский Вал, дом 9/2. В Интернете имеет собственный сайт
Музей транспорта в Москве ежедневно работает с 10:00 до 20:00. Вход платный. Возможно приобретение льготных билетов. Для посещающих музей имеется бесплатная парковка.
Как добраться до музея транспорта Москвы
До музея можно добраться от станции метро «Римская» или станции метро «Парк Ильича». От этих остановок необходимо пройти около полукилометра по ул. Рогожский Вал до пересечения с улицей Новорогожская. Поблизости от музея имеется остановки трамваев №№ 12, 38, 46.
Экскурсии
Музей транспорта в Москве предлагает для посетителей тематические экскурсии, а именно:
- История отечественного автомобилестроения. Более 120 лет российскому Автомобилю.
- От конки до электробуса. Общественный московский транспорт.
- Знаменитые советские автомобильные конструкторы. Их трудовой и творческий путь. Люди. Годы. Автомобили.
- Легендарный московский завод ЗИЛ, его автомобили.
- Автозавод ГАЗ. Нижегородские автомобили. История завода.
- Московский автобус. История.
- История московского завода АЗЛК.
- Автомобили Победы.
Экскурсии длятся от 45 минут до полутора часов.
Во время нахождения в музее транспорта в Москве возможна фото-видеосъемка. Она бесплатная. Также администрация музея предоставляет в аренду ретро автомобили, которые находятся в частной коллекции. Это процедура должна быть согласована с владельцами транспорта.
Если у вас есть исторический, представляющий ценность ретро-автомобиль, то его можно разместить на площадке музея транспорта в Москве в соответствии с договором ответственного хранения.