Методы и средства обучения в начальных классах
При обучении детей в начальных классах школы очень важно донести до сознания учеников весь необходимый учебный материал. Для этого нужны современные методы и средства обучения. С их помощью можно вызвать у учащихся интерес и помочь овладеть детям нужными знаниями, навыками и умениями. Это помогает вызывать положительное отношение к процессу обучения не у только тех, кто учится с интересом, но и у детей, у которых нет стремления к учебе.
При подготовке и ведении урока учителю приходится сталкиваться с такой задачей практически каждый день. В решении этой задачи учителю помогают формы методы и средства обучения. Методами обучения являются способы взаимодействия учителя с учениками, которые направлены на решение различных задач обучения. При этом назначение метода обучения заключается не в простой передаче знаний, а в том, чтобы у школьника вызвать интерес к решению определенной задачи и пробудить его потребность в получении новых знаний.
Методы и средства обучения по своей сути отличаются друг от друга. Метод очень тесно связан с учебным процессом и не существует вне его. В качестве различных средств обучения обычно используются учебники, наглядные пособия, книги, справочники, словари, технические средства и так далее. Эти средства могут использоваться для совершенно различных целей, и они дают возможность изменять сам процесс обучения. То есть при использовании в процессе обучения различных средств возможно изменять и сами методы обучения.
Если рассматривать методы и средства обучения во взаимосвязи, то, прежде всего можно все методы разделить на три группы:
1.Словесные методы обучения: объяснение, рассказ, беседа, работа с помощью учебника или книги.
2.Наглядные методы обучения: демонстрация наглядных пособий, наблюдение, показ обучающих видеофильмов.
3.Практические методы обучения: письменные и устные упражнения, лабораторные работы, графика.
Современные технические средства обучения помогают учителю совершенствовать наглядные и практические методы. Они помогают школьникам младших классов лучше усваивать материал и пробуждают его неподдельный интерес к процессу обучения. Например, если включить в рассказ учителя фрагмент видеофильма по теме рассказа, то участие учителя и учеников в процессе обучения становится значительно активнее.
Если рассматривать составные элементы и отдельные детали метода, то они уже называются методическими приемами. Если метод используется для овладения основным содержанием материала для изучения, то применение различных методических приемов помогает учащимся младших классов углубленно освоить отдельные темы и вопросы предмета изучения. Обычно, когда рассматриваются в совокупности методы и средства обучения школьников младших классов, то можно встретить на практике большое количество самых разнообразных применяемых методических приемов.
Причем эти методические приемы могут быть как общими для изучения различных предметов, так и индивидуальными, которые помогают при изучении только данного конкретного предмета. Уже сам учитель может выбирать те методы и приемы работы, которые позволят ему донести до школьников необходимые знания с помощью пробуждения у них мыслительной активности. Также выбранные методы помогают развивать у детей и поддерживать у них интерес к изучению конкретной дисциплины.
В настоящее время проводятся интенсивные попытки классификации всех методов обучения. Такая классификация имеет большое значение для того, чтобы привести все известные методы обучения школьников младших классов в определенный порядок и построить систему, которая поможет выявить все их общие черты и особенности и определить все сильные и слабые стороны разных методов.