Распространенные предложения, их особенности
Все предложения в русском языке строятся по определенному типу в зависимости от наличия/отсутствия тех или иных элементов, значения или конструкции самой мелкой коммуникативной единицы.
Так, например, если анализировать предложения с точки зрения цели высказывания, то можно увидеть три вида:
Повествовательные, содержащие информацию (Я пошел в школу.)
Вопросительные (Ты пойдешь в институт?)
Побудительные (Отправляйся на занятия.)
Независимо от цели высказывания предложение может иметь другие характеристики. Например, по интонации одна конструкция может быть либо невосклицательной (Я пришел.) либо восклицательной (Я пришел!).
Если рассматривать основу предложения, то можно выделить односоставные конструкции (с одним главным членом) или двусоставные (с полной основой) – Светает. Подумайте о своих поступках. Тишина. (Односоставные). Я очень люблю лето. (Двусоставное).
Наконец, данную синтаксическую можно рассматривать с точки зрения наличия или отсутствия второстепенных членов.
Распространенные предложения состоят из грамматической основы и второстепенных членов. Второстепенными считаются дополнения, обстоятельства, определения. Однако для того чтобы предложение было распространенным, не нужен «полный комплект» второстепенных членов, а достаточно хотя бы одного из них. (Утром школьные учителя готовятся к урокам. Тетрадь лежит на столе. Пришел новый сотрудник. Я вернусь утром). Все приведенные примеры представляют собой распространенные предложения с разным «набором» второстепенных членов.
Соответственно, нераспространенными считаются те конструкции, у которых нет других членов, кроме грамматической основы – Тишина. Светает. Город просыпается.
Из всего вышесказанного можно следует вывод: нераспространенные и распространенные предложения могут быть разными по цели высказывания, интонационной окраске. (Принеси книгу! Пожалуйста, не плачь. Ты плачешь? Как ты можешь?!)
Очень часто учащиеся допускают грубую ошибку, употребляя фразу «простое распространенное предложение». Так говорить нельзя, потому что категория распространенности/нераспространенности относится только к простому предложению. Если речь идет о сложном, то следует говорить отдельно о каждой его части. Приведем пример.
Светает, и лед, покрывающий лужи, начинает таять.
повествовательное (по цели высказывания);
невосклицательное (по интонации);
сложное (по количеству частей или грамматических основ);
сложносочиненное, потому что его части соединены сочинительным соединительным союзом, указывающим, что действие частей происходит одновременно;
Первая часть («Светает») представляет собой простое односоставное нераспространенное предложение;
Вторая часть - простое, двусоставное, распространенное предложение.
Второстепенные члены могут относиться к любому члену предложения. Их задача - расширять, пояснять или уточнять значение − Гость вошел в комнату. Новый гость робко вошел в переполненную комнату.
Анализируя предложение, нельзя упускать из виду, что категории распространенности или нераспространенности приняты в школьной грамматике. В академическом русском языке эти признаки изучаются более глубоко, что школьная программа не учитывает. Поэтому иногда возможны разночтения понятия "распространенные и нераспространенные предложения". Например, с точки зрения школьной программы обращения или вставные конструкции не являются членами предложения, следовательно, не могут его распространять. Поэтому конструкция «Ваня, идем!» будет считаться простым, односоставным, нераспространенным предложением, осложненным обращением. С точки зрения некоторых лингвистов независимая словоформа («Ваня»), введенная в конструкцию, позволяет считать предложение распространенным.