Философское мировоззрение – это одна из форм человеческого самосознания, система взглядов на индивида и его место в мире. Его главнейшей составной частью являются знания о мире и о людском бытии, но все же совокупность знаний – это еще не мировоззрение. Если бы это было так, то, как считали философы-просветители, достаточно было просто проинформировать людей о каких-либо знаниях, и они смогли бы переменить свое мнение без внутренних сомнений и кризисов. Ведь определенная позиция такого рода обычно складывается через личные установки, внутреннюю работу, преодоление собственных проблем.
Потому, чтобы уяснить особенности философского мировоззрения, нужно, прежде всего, проанализировать само это понятие. Можно сказать, что так называют синтез знаний и отношения человека к реальности и себе самому, целостность его убеждений, идеалов, ценностей и ориентаций. Мировоззрение может быть разным, в зависимости от социальной группы или принадлежности к какому либо коллективу – общественным, гражданским, индивидуальным. В нем выделяют различные аспекты – например, эмоционально-чувственный и интеллектуальный. Философ Карл Ясперс заметил, что когда хотят подчеркнуть первый аспект, то обычно говорят о таких подсистемах мировоззрения, как мировидение, мировосприятие и мироощущение. Интеллектуальный же аспект точнее всего отражается в термине «миропонимание».
Философское мировоззрение является одним из видов развития и формирования личности, если мы говорим об индивидуальном явлении, и историческим типом общественного самосознания, если речь идет о духовной культуре человечества. Существует также и групповое мировоззрение. Сам этот термин был введен в философский дискурс Иммануилом Кантом. В различных системах, а также в разные эпохи эмоции, чувства и понимание представлено по-разному и в различных соотношениях. Однако любое мировоззрение, независимо от его структуры и классификации, не может существовать без убеждений. Именно они объединяют мысли и идеи с устремлениями и действиями.
Кроме того, эту форму самосознания принято также разделять на жизненно-практический и теоретический, понятийный вид. В первом преобладает здравый смысл и традиционные установки, часто выражаемые в пословицах, притчах и афоризмах, а для второго характерны логические системы с присущим им категориальным аппаратом и процедурами доказывания и обоснования. Философское мировоззрение относится ко второму типу. Его функциональное предназначение состоит в том, что благодаря этой системе взглядов человек понимает свою роль в мире и формирует жизненные установки. Таким образом, он ориентируется на решение наиболее важных проблем своего существования, осознает императивы своего поведения и смысл жизни.
Исторически выделяют три основных типа мировоззрения – мифологическое, религиозное и философское. О существовании мифологической картины мира с определенными ценностями сделал вывод французский культуролог Леви-Брюль. Для этой формы развития человеческого сознания характерно одухотворение природных сил, анимизм и партисипаторность (чувство сопричастности ко всему, происходящему в мире). Однако уже на поздних стадиях развития мифа существовало и философское мировоззрение в мифопоэтической форме, что позволило ему породить духовные ценности недосягаемого образца. Религия как форма осознания себя человечеством является более зрелой стадией постижения бытия индивида и мира. В ней появляются основы специфической для философии проблематики. Кроме того, в религии наряду с мироощущением, характерным для мифа, большую роль играет миропонимание, религиозные идеи, которые обосновываются богословами. Тем не менее, базисом для религии являются чувства и вера, а философия играет подчиненный характер.
Собственно философское мировоззрение является последовательно рациональным, понятийным и теоретическим. Но оно не только излагает знания в понятийной форме, но своими идеями, смыслом положений и концепций вызывает дискуссии и споры, люди соглашаются или не соглашаются, принимают или не принимают эти теории. Таким образом, философия не только обосновывает себя теоретическими аргументами, но и порождает убеждения и веру, хотя, в отличие от религии, вера играет второстепенную роль в философских концепциях. Однако некоторые философы называют этот тип мировоззрения верознанием.