Каноническое право православной церкви
Русская православная церковь (РПЦ), являясь автокефальной, занимает пятое место в мире среди поместных церквей. Во главе нее стоит ныне Предстоятель Патриарх Кирилл. Православная церковь России объединяет верующих, которые проживают на территории Украины, Молдавии, Белоруссии, Азербайджана, Латвии, Киргизии, Туркмении, Таджикистана, Эстонии, Узбекистана.
Свою историю русское православие ведет от Константинопольского патриархата. Правовой основой устройства РПЦ считаются Божественные заповеди, которые содержат Священные Писание и Предание. Позже сюда были включены каноны православной церкви, богослужебные тексты, авторизованные Церковью, жития Святых, творения, созданные святыми отцами, и Церковные обычаи.
Россия, как преемница Византийской церкви, переняла у нее вместе с христианством Церковные каноны и церковно-гражданские постановления. Переводы с греческого языка заимствовались из Болгарии, или частично переводились на Руси. Греческие Номоканоны легли в основу сборника, содержащего тексты церковного канонического права в России. Книга церковного управления была названа Кормчей.
Славянские Кормчие книги содержали не только каноническое право, но и гражданские постановления, заимствованные из византийских источников. Это делалось с целью ознакомления правящей власти с византийской гражданственностью. Иногда в русские Кормчие книги вносились уставы князей, касающиеся церкви. Также сюда входили статьи литургического и канонического характера.
По составу Кормчие книги были очень разнообразны. Позже, с XIII века, для последующих списков прототипами стали служить две их редакции – рязанская и софийская. Рязанская Кормчая книга является списком со славянской, которую получил Митрополит Кирилл Второй от Якова Святислава, Болгарского деспота. В ней приведены каноны с толкованиями Аристена и в сокращенном виде.
В софийской Кормчей книге были добавлены правила, принятые Владимирским собором, Русская Правда, статьи из устава Владимира, Ярослава и другие тексты. Причем в этой книге каноническое право представлено не сокращенными текстами, а их полной редакцией, в соответствии с переводом номоканона. Первое издание печатной Кормчей было сделано в 1650 году при Патриархе Иосифе. За основу был взят рязанский список. При Патриархе Никоне в 1652 году было выпущено издание книги в исправленном виде. Позже, уже в XVIII веке, Кормчая книга новь подверглась редакции, и была напечатана в 1787 году. С нее делались последующие издания, содержащие каноническое право РПЦ.
В своем устоявшемся виде Кормчая книга содержит две части. Первая кроме исторических статей включает извлечения из апостольских Постановлений, Соборов – поместных и вселенских, Правила святых Апостолов, св. Отцов. Все тексты представлены в сокращении и составляют сорок одну главу.
Во второй части представлено государственное гражданское византийское законодательство. Кроме этого, здесь находятся тексты, которые были созданы на основе греческих канонистов: «О тайне супружества» и «О браках беззаконных». Есть здесь несколько статей, посвященных церковной дисциплине, богослужению и другим темам, которых касаются их авторы – греческие патриархи и церковные учителя. Всего вторая часть состоит из двадцати девяти глав. Каждая из них снабжена предметным указателем.
По мере того, как в России развивалось собственное каноническое право, вторая часть книги теряла свое значение. Постепенно вырабатывались свои уставы, регламенты и правила, которые были призваны отражать повседневную, земную сторону деятельности церкви. В целом, законодательство в сфере управления Церковью призвано быть хорошим инструментом для улаживания конфликтов, ведения судопроизводств и упорядочения ее жизни.
Кормчая книга не является единственной для церковного законодательства. Были и другие источники канонического права в русской православной церкви, и к таковым относятся богослужебные книги (требники, уставы, служебники), в которые включали канонические правила и различные сборники.