Гуманистические ценности: определение и примеры
Гуманизм – это определение для некоторого диапазона убеждений и ценностей. В той мере, в которой человек разделяет эти убеждения и отношения, он может называть себя гуманистом. Что важно для гуманистов, так это то, что существует множество ценностей, и они обоснованы идеями гуманитарных наук. Они вытекают из человеческих отношений; впоследствии они также помогают формировать социальные институты и определяют деятельность человека.
Что такое ценности
Ценности - это идеи, которые помогают нам действовать. В этом они похожи на планы, цели, страхи, намерения, политики и т. д. Все это идеи, которые ведут нас к действию.
Среди этих идей одни ценности относятся только к способам наших действий, а не к последствиям (как к планам, целям и страхам) или простому факту их работы (как с намерениями, так и политикой).
Нет какого-то определенного способа разделить ценности, но здесь есть частичная таксономия. Например, есть ценности, связанные с отношением к другим людям, с действиями, с отношением к вещам.
Понятие гуманизма
Его можно рассматривать как мировоззрение или образ жизни, как более или менее неоспоримую доктрину. В совокупности он представляет собой набор убеждений и ценностей, которые являются взглядом на мир – философией, благодаря которой многие люди живут своей жизнью.
Слово «гуманизм» используется в разных смыслах - оно было придумано в восемнадцатом веке для описания возрождения классического обучения в эпоху Возрождения, связано с идеей гуманитарных наук и стало применяться к нынешнему виду нерелигиозного образа жизни только в начале двадцатого века. Значение слов определяется их использованием, а организованное гуманистическое движение не имеет монополии на использование слова «гуманизм».
Гуманизм и мораль
Одна из ключевых идей, которой придерживаются представители гуманистического направления, заключается в том, что люди являются частью человеческой природы, моральными существами. С другой стороны, люди не являются моральными в смысле добра, но все они, за исключением психопатов и крайне аутичных людей, обладают способностью мыслить морально и не могут избежать этого. То, что называется моралью (это идеи о правильном или неправильном), возникает просто из человеческой природы.
Фактически гуманизм – это альтернатива религии, которая выполняет ту же функцию, что и последняя. Он позволяет человеку формировать его отношение к миру.
Разум
Одна из основных гуманистических ценностей - это то значение, которое придается истине и рациональному мышлению как единственному доказанному пути обеспечения знания о фактах Вселенной.
Религиозные люди часто дают прекрасные или утешительные ответы, даже если они сомневаются, насколько они верны, или будут полагаться на неоспоримую догму перед лицом доказательств того, что это явно ложно. Часто критики так называемого нового атеизма отвергают критику религии, говоря, что она опирается на религию как совокупность предположений, гипотез, которые кажутся бессмысленными. Вместо этого, говорят эти критики, религия - это ощущаемый опыт, отношения или что-то еще.
Гуманистам трудно увидеть различие, за исключением сравнительной древности, между господствующей религией и людьми «новой эры», которые принимают бездумную бессмыслицу об исцеляющих способностях кристаллов, о фэн-шуй, астрологии или альтернативной медицине и которые отказываются тестировать ее в контролируемых испытаниях. Для гуманистов вера должна быть пропорциональна доказательствам. Гуманисты видят ценность скептицизма, когда доказательства неадекватны, и отвергают догму, религиозную, политическую или любого другого рода.
Таким образом, гуманисты отвергают идеи и теории, которые не являются разумными, и не принимают понятия, которые не подкреплены адекватными доказательствами. Цель гуманистов заключается в том, чтобы приблизиться к истине как можно ближе. Они считают безумным верить в вещи без достаточного количества доказательств.
Роль науки
Наука - это просто лучший, почти единственный способ достоверно узнать о мире, но его ответы всегда временны, всегда открыты для повторного изучения в свете новых доказательств. Они не являются вечными истинами, никогда не неопровержимыми. Законы Ньютона были свергнуты Эйнштейном; теории Эйнштейна не могут учитывать квантовую физику; теория струн может отменить нынешние идеи.
То, что дает наука, - это не правда, а постепенное приближение к истине. Наука отказывается принимать догму, отказывается, позволять чему-либо быть бесспорным, допускает, что она может совершать ошибки, но содержит свои собственные средства для их исправления. Конечно, ученые могут ошибаться, но это человеческая ошибка, а не ошибка в методе. И этот дух непредвзятого, разумного исследования является важной частью гуманистических идей.
Мораль и нравственность
Человеческие моральные инстинкты необязательно являются руководством к тому, как вести себя, но они являются хорошей отправной точкой, поскольку вытекают из моделей поведения, способствовавших выживанию группы, которые были сформированы, проработаны и адаптированы в течение тысяч лет моральной философией и практическими рассуждениями.
Но обстоятельства меняют ситуации, и конкретные формулировки морали и этики могут устареть. Люди несут ответственность за сохранение морали. Цель морали, как видят ее гуманисты, состоит не в том, чтобы соответствовать некоторой модели. Она существует, чтобы служить человеку.
Моральный смысл наряду с убеждениями обеспечивает основу для этики, в рамках которой гуманисты могут применять утилитарную этику или этику добродетели или могут занимать любое количество позиций. При этом гуманистическая мораль не заходит так далеко, чтобы устанавливать фиксированные правила. Это требует от людей суждения в рамках обстоятельств каждой ситуации. Эта гибкость, эта приверженность диалогу и этической беседе имеет основополагающее значение для гуманистических нравственных ценностей. Именно они играют большую роль в формировании личности.
Таким образом, гуманистическая мораль придает ценность и значение индивидууму. Взаимозависимость личности и общества подразумевает обязанность человека по отношению к обществу – индивидуальную ответственность за свое поведение, поскольку оно влияет на общество.
Духовность
Это понятие довольно спорно для гуманистов, так как они отвергают существование трансцендентного царства, душ и духов. Однако этот опыт все же очень реальный, даже если он имеет естественное происхождение. Дело в том, что мистическое чувство расширения, союза не имеет конкретного интеллектуального содержания. Кроме того, следует принять во внимание широту гуманистической традиции, представленной некоторыми мыслителями, которые признаются как представители гуманизма, хотя этого понятия не было ранее. Эта традиция включает Конфуция, Эпикура, стоика Маркуса Аврелия, Дэвида Хьюма, Джона Локка, французских философов, Тома Пейне, Мэри Уолстонкрафт, Джорджа Элиота. Соответственно, духовность следует рассматривать как важную часть системы гуманистических ценностей.
Права и достоинство
Существует и ряд других ценностей. Гуманистическая позиция состоит в том, что все люди имеют право на достоинство. Это утверждение вводит ключевую идею о том, что люди имеют право на жизнь, повышая тем самым ценность и проблемы универсальности прав, разнообразие прав (индивидуальные и коллективные, т.е. группы), их дифференциации (гражданские, религиозные, близкие). Достоинство как гуманистическая ценность открывает двери для множества прав человека. Они должны стать частью мировой культуры, способствуя формированию действительно человеческого общества с правами и достоинством, одинаковыми для всех людей.
Внутренний мир человека
Это понятие рассматривается как философами, так и психологами, педагогами. Его рассматривают как субъективную реальность, то есть все, что является внутренним содержанием психологической деятельности, свойственно только одному конкретному человеку. Это обусловливает индивидуальность и уникальность каждого человека. С другой стороны, данное понятие имеет большое значение при рассмотрении гуманистических ценностей человека.
Формирование внутреннего мира является опосредованным. Этот процесс связан с определенными внешними условиями. Данное положение объясняется тем, что внутренний мир человека – это специфическая форма отражения внешнего мира, которой свойственна собственная пространственно-временная характеристика и содержание.
Некоторые религиозные и философские концепции полагают, что человек изначально обладает определенным внутренним миром, а в течение жизни происходит его открытие и познание. Другие представления об этой категории базируются на более материалистической основе. Согласно этой точке зрения возникновение и развитие внутреннего мира происходят в процессе формирования человека как личности, которому свойственна активность, связанная с отражением и освоением окружающей действительности.
Гуманистические ценности в сфере образования
Одна из целей современного образования – воспитание личности. Духовность и нравственность, относящиеся к гуманистическим ценностям, выступают как важнейшие, базисные характеристики личности. Ребенок при этом выступает как центр духовной жизни. Духовно-нравственное воспитание – это организованный, целенаправленный процесс, представляющий собой как внешнее, так и внутреннее (эмоционально-сердечное) воздействие педагога на духовно-нравственную сферу развивающейся личности. Эта сфера является системообразующей по отношению к внутреннему миру ребенка. Такое воздействие определяется комплексным, интегрированным характером по отношению к чувствам, желаниям, мнениям личности. В его основе лежит определенная система гуманистических ценностей, заложенная в содержании образования. Актуализацию этой системы обусловливает определенная позиция педагога.
Гуманистическое воспитание
Несмотря на то что гуманистические ценности являются неотъемлемой частью содержания образования, их выявление не происходит само по себе. Этот процесс должен быть целенаправленным, а сами ценности необходимо структурировать, дидактически переработать, после чего педагог принимает их как личную систему ценностей. И только после этого их можно использовать как систему ценностных ориентаций учащихся, учитывая их возрастные особенности. Только в этом случае они могут выступить как основа духовно-нравственного воспитания школьников.