Воспитательная система школы

Воспитание – это творческий процесс, при котором педагоги, учащиеся и их родители целенаправленно воздействуют на ребенка для улучшения освоения им социальных и культурных ценностей, развития и самореализации личности. При этом они стараются создавать благоприятные условия для осуществления этого процесса. Воспитательная система – это совокупность компонентов, которые при взаимодействии способны целенаправленно и эффективно вырастить из учеников гармонично развитую и незаурядную личность, способную мыслить, трудиться и постоянно совершенствоваться.

Из каких компонентов состоит воспитательная система школы? Прежде всего, это:

  • определенные задачи, для решения которых создается специальная система;
  • деятельность, обеспечивающая успешное решение этих задач;
  • субъекты, организующие и участвующие в этой деятельности;
  • отношения, возникающие во время данной деятельности, интеграция субъектов в социуме;
  • непосредственная среда, в которой развиваются субъекты;
  • управление, которое интегрирует компоненты в систему и развивает ее.

Воспитательная система школы сугубо индивидуальна, она создается в каждом учреждении образования и не может быть привнесена из одного в другое. Она зависит от многих факторов, присущих тому или иному учебному заведению. К ним относятся следующие:

  • задачи и идеи, ради которых создавалась школа;
  • воспитательный потенциал коллектива учителей и руководства;
  • тип учебного заведения (профессиональная направленность);
  • материальная база для воспитания подрастающего поколения;
  • социальный заказ родительского коллектива;
  • особенности среды, из которой в большинстве своем выходят учащиеся.

Воспитательная система школы условно делится на 4 этапа, от которых напрямую зависит успех проводимой деятельности. К первому из них можно отнести становление воспитательной системы. На этом этапе формируется педагогический коллектив, способный осуществлять успешный процесс положительного воздействия на учащихся. Этот коллектив должен быть единым и гуманным для создания хорошего микроклимата.

Воспитательная система школы и ее дальнейшее формирование очень сильно зависит от планомерности прохождения первого этапа, поскольку именно в этот период начинает создаваться педагогический коллектив, вырабатывается основная концепция, формируются цели воспитания. Этот процесс должен быть таким, чтобы выпускник, окончивший эту школу, обладал теми качествами, которые были сформированы на первом этапе и прочно закрепились на всех последующих.

Система воспитательной работы на втором этапе характеризуется отработкой ее структуры и деятельности. Во это время усиленно развивается общешкольный коллектив, улучшается общение между детьми разного возраста, развивается инициатива и начинают зарождаться школьные традиции. Учитель на втором этапе должен обладать навыками психолога, поэтому школа нуждается в профессионале, готовом оказать социально-психологическую помощь. Необходимо следить за самочувствием детей и подростков, за их отношением к происходящим вокруг событиям, за тем, как они участвуют в различных мероприятиях, и какие эмоции играют для них главенствующую роль.

На третьем этапе система воспитательной работы подходит к своему завершению. Детей начинает интересовать значительно больше, нежели они получают на уроке. Учебная и внеучебная деятельность начинает интегрировать, и класс переходит в новое, более качественное состояние.

На четвертом этапе задачи усложняются, а цели совершенствуются. Отношения между детьми становятся более разнообразными и разветвленными. У учеников и учителей начинает проявляться общее чувство гордости за школу и понимание одних и тех же задач. На этом заключительном этапе учителя поднимают систему на новый уровень развития.

Воспитательная система – это получение эффективного результата в процессе взаимодействия педагогического коллектива и учащихся, поэтому от ее организации в дальнейшем будет зависеть то, насколько совершенным станет наше общество.

Комментарии