Модульное обучение как способ повышения качества образования при получении второго высшего образования

При получении второго высшего образования, как правило, большое количество учебного времени отводится на самостоятельную работу студентов. Модульное обучение наилучшим образом подходит для тех, кто уже работает по специальности, т.к. одна из специфических его особенностей – это возможность самостоятельного освоения материала в индивидуальном темпе для каждого человека.

Иначе его еще именуют "блочно-модульное обучение", т.к. содержание изучаемого материала разделяется на информационные блоки с соответствующим количеством часов в каждом. Содержание материала может быть освоено каждым студентом на трех уровнях: углубленном, полном и сокращенном. Обучающийся может передвигаться внутри модуля от одного уровня знаний к другому. Результат будет оцениваться тестированием в конце каждой темы.

Модульное обучение имеет заданный алгоритм деятельности для преподавателя:

1. Чтение обзорной лекции.

2. Проведение практического занятия.

3. Организация самостоятельной работы.

4. Тестирование по освоению содержания модуля.

Модульная система обучения предполагает, что студент не может приступить к изучению нового материала, пока не освоит предыдущий. Поэтому он может посещать занятия по теме, которая осталась неосвоенной, со студентами других групп, увеличить свой период обучения и приобрести знания со студентами другого курса или сдать тест экстерном. Модульное обучение подразумевает оценку знаний, которая осуществляется по набору рейтинговых баллов, которые можно получить за устную и письменную работу, за активность, творчество, самостоятельную работу и помощь другим студентам. Баллы выставляются отдельно, т.к. каждый тест имеет ключ и критерии оценки знаний. Баллы накапливаются, суммируются и учитывают все виды участия студента в работе над темой.

Преподавателю для осуществления модульного обучения необходимо заранее продумать не только тематику работы и часы, ей соответствующие, но и разработать задания по каждому блоку, с помощью которых можно определить уровень освоения содержания материала студентом. Индивидуальность обучения распространяется:

- на время освоения студентом темы модуля;

- на степень самостоятельности изучения материала;

- на методы и приемы обучения каждого студента (или групп студентов);

- на подбор способов контроля для оценки знаний.

Модульное обучение появилось как альтернатива традиционному виду, когда переход к новой теме осуществлялся строго с опорой на затраченное время обучения, а не на качество усвоения материала. Принципиальное отличие обучения с учетом модулей, это:

- постановка цели к каждому выделенному блоку и освоение его всеми студентами группы, но в своем темпе;

- общение с преподавателем осуществляется по типу сотрудничества, когда возможно обсуждение методов освоения материала, совместное осмысливание и поиск форм изучения и обобщения материала, нахождение в содержании модуля персонального содержания, которое максимально интересно для изучения именно этим студентом, т.е. осуществление личностного подхода;

- максимальный акцент в обучении делается на самообучение, самоконтроль, самосовершенствование.

Модульное обучение смогло интегрировать в себе все самые прогрессивные виды и технологии получения знаний: рефлексивный подход, поэтапное развитие умственных действий, программированное обучение. Второе высшее образование начинает кардинально отличаться от первого, так как уже мотивированные на получение или совершенствование умений по специальности, студенты нацелены на высокий темп получения знаний, на их качественное усвоение и возможность эффективно применять на практике.

Комментарии