Трудовой потенциал работника в России

Трудовой потенциал работника – совокупность духовных и физических свойств сотрудника, которая будет способствовать достижению в имеющихся условиях оптимальных результатов его профессиональной деятельности. Он включает в себя также способность самосовершенствоваться, разрешать новые задачи, которые возникают на производстве.

Трудовой потенциал работника в себе содержит:

  • Психофизиологический уровень, то есть склонности и способности человека, его состояние здоровья, выносливость, работоспособность, тип нервной системы и так далее.
  • Квалификационный уровень. В него входит объем, глубина и разносторонность специальных и общих знаний, трудовых умений и навыков, которые обусловливают способность сотрудника к профессиональной деятельности определенной сложности и содержания.
  • Личностный уровень включает в себя уровень его гражданского самосознания и зрелости, особенности усвоения работником норм и ценностных ориентаций по отношению к труду. Важное место будут занимать его потребности, интересы, запросы в этой области.

Оценка трудового потенциала работника в России должна осуществляться через призму всех трех уровней. Рассмотрим их содержание более подробно.

Если говорить о психофизиологическом потенциале, то уровень заболеваемости и смертности в нашей стране более высокий, нежели в европейских странах и США. Основными причинами этого является:

  • низкое качество продуктов питания;
  • нездоровый рацион (немного витаминов и белков, но много сложных углеводов);
  • распространенность вредных привычек (курение и употребление алкоголя);
  • наличие неблагоприятных условий труда.

Трудовой потенциал работника с точки зрения квалификационного уровня включает в себя его подготовленность к выполнению усложняющихся трудовых обязанностей и условий труда. Он должен формировать отношение к профессии, дисциплину и повышать свои профессиональные качества. Квалификационный уровень классифицируется по следующим признакам, которые отражают индивидуальные качества каждого работника:

  • уровень подготовки (образование, специализация и профиль);
  • творческие способности (теоретик, экспериментатор, организатор, смешанный тип);
  • пол;
  • тип нервной системы;
  • стаж работы (общий, по специальности);
  • трудовая активность (исполнитель, творческий работник);
  • мобильность;
  • результативность, эффективность и качество труда;
  • умение рационально использовать свое время.

Трудовой потенциал работника определяется также социально-личностным уровнем, который состоит из следующих основных элементов:

  • способность к сотрудничеству, работе в коллективе и взаимодействию (коммуникативный);
  • творческие способности (творческий);
  • ценностно-мотивационные качества (нравственный и идейно-мировоззренческий).

При этом более важными являются потенциальные, перспективные или «неиспользуемые» возможности работника. Поэтому значительное внимание уделяется способности сотрудника к саморазвитию и самопреобразованию, которая определяется его мотивацией. Чем она выше, тем выше развитие трудового потенциала.

Управление персоналом с учетом выше сказанного должно опираться на решение трех базовых задач.

Во-первых, нужно формировать такие производительные способности человека, которые будут соответствовать требованиям, предъявляемым к уровню качества рабочей силы на данном месте.

Во-вторых, рекомендуется создавать такие социально-экономические и производственно-технические условия на производстве, при которых происходит оптимальное использование способностей сотрудника к данному виду труда.

В-третьих, процесс управления не должен причинять ущерб интересам и личности работника.

Комментарии