Знаменитый российский и советский архитектор Гинзбург родился в Минске в 1892 году. Его отец был архитектором. Возможно, это повлияло на то, что мальчик с самого раннего детства увлекался живописью, рисунком, а кроме того сочинял замечательные рассказы. В коммерческом училище, куда его отдали на обучение, будущий архитектор Гинзбург иллюстрировал журнал школы и охотно писал декорации к любительским спектаклям. Успешно окончив училище, он продолжил обучение в Европе.
Париж, Милан, Москва
Начинал изучать основы профессии архитектор Гинзбург в Париже, в Академии изящных искусств, а через некоторое время переехал в Тулузу, чтобы заниматься в известной и процветающей по тем временам архитектурной школе. Но пробыл он там недолго. Ощутив полную готовность к получению еще более высокого образования, молодой архитектор Гинзбург отправился в Милан, где он учился в классе профессора академии художеств Гаэтано Моретти. Этот мастер известен по многочисленным итальянским достопримечательностям. Он оформлял, например, фасад храма Святой Ракки в Милане, восстанавливал обрушившуюся колокольню венецианского собора Святого Марка. Именно под началом этого замечательного мастера постигал азы профессии замечательный советский архитектор Моисей Гинзбург.
Моретти был убежденным сторонником классики, но не помешал своему ученику увлечься европейским модерном. Более того, в конце обучения архитектор Моисей Гинзбург находился под огромным впечатлением от творчества американского новатора в зодчестве Фрэнка Райта. В Москву 1914 года Гинзбург вернулся уже с миланским дипломом. Он ощущал, что багаж его знаний не так мал, однако нужно учиться еще. Моисей Гинзбург пополнял свои знания всю жизнь и никогда не был доволен их объемом. Восполнял пробел в техническом отношении он в Рижском политехническом институте, который по причине Первой мировой войны находился в Москве в эвакуации.
Новое и старое
В 1917 году Моисей Гинзбург разрабатывал проект здания в Евпатории. Ради этого ему пришлось прожить четыре года в Крыму. Именно там он пережил всю ломку существовавшего строя и Гражданскую войну. Когда ситуация улеглась, он возглавил отдел, занимавшийся охраной памятников архитектуры, увлеченно изучал традиции крымско-татарского зодчества. Написанный на эту тему научный труд "Татарское искусство в Крыму" до сих пор является актуальным.
Работы Моисею Гинзбургу удавались всегда, включая и писательские. Трудиться этот человек любил и умел это делать. О его продуктивности ходили легенды. Его многочисленные статьи и книги отличаются великолепно продуманной структурой, безупречным и очень красивым слогом. Писал он не для отдельных архитекторов, а для самой широкой публики - доступно преподносил критерии любой новизны и сложности. У маститых профессионалов также была возможность почерпнуть из его книг многое.
Например, в 1923 году вышла весьма нашумевшая его книга "Ритм в архитектуре", а в 1924-м - еще одна монография о профессии "Стиль и эпоха". Уже тогда в строках своих первых книг автор отстаивал новые подходы в дизайне и возведении зданий. В молодой стране начал активно развиваться конструктивизм. Моисей Гинзбург именно этот метод пропагандировал, будучи с 1921 года преподавателем в МВТУ и ВХУТЕМАСе.
Число сторонников конструктивизма росло. Уже к тому времени успели сформироваться взгляды на соотношение старого и нового в архитектуре. Торжество технического прогресса и совершенно другой жизненный уклад не могли не повлиять на окружающую среду, изменяя ее почти до неузнаваемости. Отстаивая конструктивизм, Моисей Гинзбург называл старые архитектурные формы национального стиля декоративными. Он доказывал, что их воскрешение не имеет никакого смысла.
Команда новаторов
В начале двадцатых годов Моисей Яковлевич Гинзбург работал в редакции журнала "Архитектура", где ему удалось собрать команду единомышленников - зодчих с новаторскими взглядами. Они охотно сплотились в борьбе с эклектикой, господствовавшей в те времена. Год 1925 отмечен созданием ОСА (Объединения современных архитекторов), где лидерами в идеологии были Александр Веснин и Моисей Гинзбург.
Проекты архитекторов удивляли, а некоторых приверженцев старой школы даже изумляли. В журнале "Современная архитектура" (начал выходить в 1926 году) практически все публикации превозносили функциональность мышления, которая свойственна конструктивизму, и развенчивали эклектику.
За становление конструктивизма приходилось в прямом смысле бороться. О Москве архитектор Гинзбург говорил, что в ее облике слишком много излишеств, а каждая деталь обязана отвечать не эстетическим требованиям, а практическим. Здания в стиле конструктивизма были собраны из нескольких объемов, здесь господствовал математический подход.
Если соблюдена функциональность и все учтено правильно, внешняя форма обязательно будет прекрасной, как считали представители авангарда. Тому подтверждением стал проект, выдвинутый на конкурс в 1923 году - Дворец труда, который создавал архитектор М. Гинзбург (в соавторстве с А. Гринбергом). К сожалению, реализован проект не был, но специалисты и сегодня интересуются им живо: круглый объем большого зала, полукруглый - малого, прямоугольные корпуса, башни, портик - все это решено в монументальных, тяжелых формах. Подробнее об этой работе будет рассказано ниже.
Дом Наркомфина
Внутри здания каждая функция занимает определенное место - это главное отличие стиля Моисея Гинзбурга, биография которого представлена в нашей статье. В ней прослеживаются и традиции, полученные в наследство от родителей, и новые аспекты, основанные на впечатлениях от пребывания в Италии. Его идеи получили свое логическое продолжение: появились первые попытки весь быт человека новой формации (советского гражданина) обобществить в рамках выстроенного здания. Так, в 1930 году появился на Новинском бульваре дом Наркомфина (это Народный комиссариат финансов СССР). Гинзбург искал новые формы проектирования здания. В 1926 году был построен по его проекту жилой дом на Малой Бронной, а в 1928-м началось строительство дома Наркомфина. Это здание вошло в историю отечественной архитектуры и стало памятником эпохи.
Получилось нечто среднее между домом-коммуной и обычным многоквартирным проектом, даже квартиры в нем были названы ячейками. Жители должны были использовать общие помещения для бытовых нужд, а культурных - за пределами квартиры, для чего по замыслу архитекторов был предусмотрен общий коммунальный корпус, где находились детские ясли, библиотека, столовая, физкультурный зал. Соединялось все это с жилыми помещениями крытым переходом.
Для проекта дома Наркомфина Игнатий Милинис и Моисей Гинзбург стиль в архитектуре выбирали, согласно пяти отправным точкам современного зодчества от пионера модернизма Ле Корбюзье. Опоры освободили фасад от нагрузки, потому что были перенесены внутрь дома. Потому весь жилой корпус, словно парит над землей. На террасной крыше был разбит сад, окна опоясывают здание, словно ленты. Уже в те времена архитектор Моисей Гинзбург в проектах применял свободную планировку. Благодаря этому в доме Наркомфина каждая квартира расположилась на нескольких ярусах без межэтажных перекрытий.
Архитекторы пошли еще дальше: даже типовая мебель была разработана специально, а цветовое решение потолков и стен сделали унифицированным. Использовались теплые и холодные оттенки: желтый, охра, серый, голубой. Это огромная удача, что сохранились такие дома в Москве. Архитектор Гинзбург благодаря своему таланту стал современным классиком. Впоследствии проемы между колоннами были заложены, потому что здание стремительно ветшало. В данный момент знаменитый дом реставрируется. Сохранились в таком же стиле и некоторые другие здания. Моисей Гинзбург спроектировал подобные строения с переходами в Екатеринбурге (дом Уралоблсовнархоза) и в Москве (общежитие в районе Ростокино).
Авангард уходит в тень
В 1932 году литературно-художественные организации были упразднены специальным постановлением ЦК ВКП(б). Поэтому и архитектурные объединения были ликвидированы. Вместо них организовали Союз архитекторов, который пропагандировал политику освоения наследия прошлого. Буквально считанные годы понадобились для того, чтобы требования стиля в архитектуре коренным образом изменились. Однако борьба с эклектикой не прошла даром. Подтверждением тому являются созданные в те годы проекты.
Гинзбург остался на позициях конструктивизма, принимая архитектурную культуру прошедших лет лишь в качестве способа найти вдохновение для нового художественного образа. Он в эти годы написал много статей, в которых утверждал, что традиции практически всегда обусловлены техническими возможностями, а теперь архитекторы вооружены гораздо лучше. Потому в эпоху железобетона не слишком разумно опираться на критерии старины.
В 1933 году братья Виктор и Александр Веснины совместно с Моисеем Гинзбургом разработали проект общественного здания в Днепропетровске - Дом советских организаций. Проект был с элементами конструктивизма, однако в нем проступали и другие черты - гораздо более сложная и эффектная объемная пространственная композиция, явно противоречащая идеям Гинзбурга двадцатых годов. В 1936-м эта работа приняла участие в конкурсе проектов советского павильона для Всемирной выставки в Париже, той самой, где в 1937-м всех иностранцев удивил не Гинзбург, а Борис Иофан, выигравший конкурс. Скульптура Мухиной "Рабочий и колхозница" венчала павильон.
Дворец труда
Советские архитекторы всегда много внимания уделяли строительству общественных зданий, наполняя их новым социальным смыслом. Дело было неизведанное, без какой-либо четкой дифференциации по их назначению. Поэтому часто поиски новых форм велись в процессе создания проекта, когда появлялись идеи относительно включения в эти здания не использовавшихся ранее функций, ведь и потребности в общественной жизни у народа изменились кардинально. Это были целые комбинаты, где функционировали профсоюзные, партийные, культурные, просветительные, советские общественные организации.
Такие поиски не только на первом этапе увенчались успехом, они дали потомкам дифференцированный подход к разработке знаний многопрофильного назначения. Дворец труда - это именно такое сооружение, пример комплексного типа общественного здания. Конкурс проектов проходил в Москве. ОН был объявлен Моссоветом в 1922 году. Участок выделили великолепный. Впоследствии там была построена гостиница "Москва".
Дом текстилей
Восстановительный период в стране завершался, начиналось индустриальное строительство, завязывались международные торговые связи. Все это обусловило создание многочисленных административных (конторских) зданий для промышленных и торговых организаций. Они должны были быть не только удобными, но и импозантными, чтобы достойно представлять страну.
Целых три таких сооружения спроектировал Гинзбург в этот период. Дом текстилей - первый проект, созданный в 1925-м для Всесоюзного текстильного синдиката. Эта организация и объявила конкурс на проект здания в Зарядье. Программа конкурса была достаточно сложной, у архитекторов не оставалось почти никакой свободы действий: десять этажей с точным расположением учреждений, только функциональность в чистом виде. Гинзбург получил третью премию на конкурсе, в котором участвовали сорок проектов. Многие архитекторы считают эту работу лучшей и по функциональности, и по композиции, и по сохранению пространственного объема.
Решение очень компактное, четкие программные требования точно выполнены. Помещения для контор выделены горизонтальными окнами, железобетонный каркас явно отражает структурность здания - конструктивизм в чистом виде. Следующие два этажа - гостиница. Здесь остекление решено иначе. Его меньше, зато усложняется конфигурация за счет ритмично расположенных выступов и террас. На десятом этаже - полностью остекленный ресторан, выполненный в виде павильона с террасой. В цоколе планировалось обустроить гараж, гардероб и универмаг. Другие подвальные этажи отводились под склады.
Дома Русгерторга и Оргаметалла
Вторым в ряду спроектированных Гинзбургом, стал предназначенный для московской конторы торгового русско-германского акционерного общества Дом Русгерторга. Предполагалось его расположение на "красной" линии - улице Тверской. Проект был закончен в 1926 году сразу после здания для текстильщиков, поэтому в их внешних формах много общего (кроме помещений под офисы).
Точно так же большие площади отводились под помещения конторы, имелись ленты окон с похожими горизонталями, кафе на верхнем этаже с открытой террасой. Во дворе предполагался отельный корпус под жилые помещения, в которых предусмотрены балконы. Со стороны Тверской весь первый этаж - это огромные стеклянные витрины магазинов. Есть в плане и кинотеатр в одном из корпусов.
Третий проект был закончен в 1927 году и предназначался акционерному обществу "Оргаметалл". Это здание включало в себя две основные и абсолютно разнородные части - огромный выставочный зал, где должны были экспонироваться машины. Ему отводился весь первый этаж, а выше располагались конторские помещения. И к этим двум проектам требования предъявлялись повышенные, конструктивность решения ожидалась очень высокой. Помещения настолько разной направленности сложно сделать комфортными для работников. Однако у Гинзбурга это получилось хорошо.
Выразительный конструктивизм
Гинзбург исключительно интересно использовал объемно-пространственные композиции в своих проектах офисных зданий. Здесь весьма заметным становится его желание сделать выразительным внешний облик. Это его стремление увенчалось успехом. Обязательно нужно отметить контрасты: полностью остекленный низ здания и глухие стены этажей наверху, ленты горизонталей конторских окон и многое другое.
Каждый из рассмотренных трех проектов последовательно усложнялся в композиционном плане. Самой динамичной получилась композиция для общества "Оргаметалл". Даже цвет на фасадах применяется очень грамотно, повышая выразительность облика зданий. Кроме того, умелое использование шрифта на вывесках работает на достижение поставленной цели. В архитектуре двадцатых годов прошлого века проекты зданий для контор, выполненные Гинзбургом, по праву стали настоящим явлением. Теперь они изучаются специалистами и считаются современной классикой.
В середине двадцатых Гинзбург делает множество других проектов зданий с четко обозначенными программами. Дворцы труда в Днепропетровске и Ростове-на-Дону - это только два великолепных примера. Оба здания нужно было сделать многофункциональными. В них требовалось предусмотреть театр, спортивный комплекс, актовые залы, лекционные аудитории, читальни и библиотеки, столовую, концертный зал, помещения для ведения кружков и студийной работы.
Архитектор создал проекты, отвечающие всем требованиям, выделив в зданиях основные функциональные группы: клубную, спортивную, театральную (зрелищную). Он использовал не компактный план, а раздельные корпуса, которые тем или иным способом соединялись друг с другом. Получалась сложная по объемам и пространству композиция, но во внешней простоте и стройности она не потеряла. Постройки Моисея Гинзбурга требовали новых решений. В проектировании общественных зданий появились такие находки, которые теперь служат объектами изучения. Никто в те времена не умел так досконально продумывать функциональную сторону сооружения, ни у кого не получалось с такой естественностью соединять в единое целое то, что предварительно было разделено.
Предвоенное и военное время
В тридцатые и сороковые годы востребованность конструктивизма была меньшей, чем в двадцатых, однако многое из идей Гинзбурга прижилось. Например, в 1930 году им был разработан проект малоэтажного комплекса "Зеленый город". Это положило начало строительству сборного типового жилья. Несмотря на торжествующую поступь индустриализации, была принята идея Гинзбурга отделять промышленные территории от жилых зелеными массивами, что и теперь широко применяется.
Во время Великой Отечественной войны мастер уже серьезно болел, но очень много работал по планам восстановления разрушенных городов. Победу он встретил, работая над проектами зданий санаториев Кисловодска и в Ореанде на Южном берегу Крыма. Они были выстроены уже после смерти архитектора, которая оборвала его жизнь в январе 1946 года.
Многие другие великолепные мастера этой эпохи не смогли воплотить в жизнь столько проектов, сколько их реализовал Моисей Гинсбург. Очень много среди них общественных зданий: в Москве - это здание Русгерторга, Дом текстилей, Дворец труда, Крытый рынок, в Махачкале - Дом Советов, санатории в Кисловодске и много других строений в разных городах бывшего Советского Союза.
Наследие
Многие проекты Моисея Яковлевича не были реализованы. Он оставил потомкам целую библиотеку - статьи, книги, проработанные до малейших деталей проекты зданий. Но дело его живет. В настоящее время успешно функционирует архитектурная мастерская "Гинзбург Архитетс", открытая в 1997 году, где главой является внук мастера - Алексей Гинзбург, унаследовавший от отца и деда этот замечательный талант.
Он является членом Союза архитекторов России, профессором архитектуры в Международной академии и в Московском архитектурном институте, лауреатом многих премий, неоднократно отмеченный высокими наградами. Модернистскую архитектуру внук знаменитого зодчего считает занятием преемственным. Не только государство поддерживало идеи Моисея Гинзбурга. В семье выросли продолжатели его дела.