Требования к руководителю: критерии оценки, личностные качества и профессионализм

В любой компании существует ряд требований к руководителю. Это необходимая мера для контроля качества работы таких специалистов. С их помощью можно определить степень профессионализма управленца и выявить его слабые места. Также сам менеджер или директор, понимая, чего именно от него ожидают, может корректировать свои действия, приводя их в соответствие с конкретными стандартами.

Основные требования к руководителю

Успех любой компании во многом является результатом грамотного управления.

По этой причине важно понимать, какие именно требования к руководителю организации необходимо предъявлять. Базовые критерии оценки имеют следующий вид:

  • готовность брать ответственность на себя и при необходимости рисковать;
  • умение работать с подчиненными;
  • получение первого опыта в сфере руководства до 35 лет (начинать после этой отметки сложно);
  • умение правильно организовывать свое время;
  • способность формировать идеи;
  • наличие специальной подготовки в сфере управления и менеджмента;
  • способность изменять стиль управления при необходимости.
  • обладание аналитическими способностями;
  • умение распределять роли в коллективе и делегировать полномочия;
  • навыки правильного влияния на людей и управления ими;
  • способность находить наиболее короткий путь к поставленной цели;
  • способность быстро и самостоятельно принимать решения;
  • самокритичность относительно итогов своей деятельности;
  • умение проводить качественный анализ ситуации и разбираться в сложной обстановке.

Таким образом, суть требований к руководителю сводится к тому, что он должен быть профессионалом, уметь нестандартно мыслить, принимать в нужный момент смелые решения и оставаться способным грамотно работать с людьми.

Также человек, руководящий конкретной группой специалистов, должен уметь точно понимать предписания, которые исходят от вышестоящего руководства.

Личностные качества

К требованиям, предъявляемым руководителю, необходимо отнести особый тип мышления. Не каждый человек сможет думать и реагировать так, как этого требует должность управляющего. Речь идет о следующих характеристиках мышления и личности в целом:

  1. Оперативная реакция на изменение обстановки. Это означает, что в условиях дефицита времени принимаются рациональные и быстрые решения. И происходит это без участия вышестоящего начальства.
  2. Грамотное сочетание консервативных методов с нешаблонными решениями. Другими словами, руководитель умело комбинирует новаторские схемы управления с тем опытом, который был накоплен до него.
  3. Системное мышление. Руководитель учитывает все грани трудового процесса и правильно расставляет приоритеты. То есть он понимает функцию конкретных процессов и видит лучший метод их использования с учетом особенностей всей системы.
  4. Точное определение перспектив и проблем. Хороший руководитель умеет заранее выявить потенциальные или усиливающиеся проблемы и разработать план их устранения.
  5. Целеустремленность и последовательность. Постоянно проводится аналитика относительно эффективности методов выполнения поставленных задач. При этом главные процессы отделяются от второстепенных, что позволяет грамотно распределить ресурсы.

Одним из важных требований, предъявляемых к руководителю, является его позитивное отношение к подчиненным, поскольку от этого зависит трудовой энтузиазм последних.

Самоменеджмент

В качестве одного из основных требований к руководителю можно определить его способность самостоятельно организовывать собственную работу.

Управление собой – навык, необходимый для эффективного взаимодействия с другими сотрудниками и достижения поставленных целей.

Самоуправление очень важно, поскольку задачи придется решать в ограниченные сроки и делать это профессионально. Более того, современный руководитель находится в условиях, когда необходим непрерывный образовательный процесс. Иначе он просто начнет терять квалификацию и не сможет поддерживать требуемый уровень конкурентоспособности своей организации. А быстро и качественно обучаться, внедряя полученные знания, не получится без самодисциплины и грамотного управления временем.

Таким образом, самоконтроль – это навык, который должен присутствовать у квалифицированного управленца в обязательном порядке.

Требования к квалификации

Любая организация имеет свои особенные задачи, которые формируются с учетом специфики основной деятельности. Квалификационные требования к руководителю также могут отличаться в зависимости от того, чем именно занимается его компания.

В качестве примера можно рассмотреть характеристики директора организации. В этом случае квалификационные требования к должности руководителя выглядят следующим образом:

  • Осуществляет управление в соответствии с законодательством. Также руководитель всегда учитывает приоритеты финансово-экономической, хозяйственной и производственной деятельности предприятия.
  • Обеспечивает эффективное использование имущества организации и его сохранность. Руководитель должен уметь добиваться нужных финансово-хозяйственных результатов деятельности компании.
  • Определяет стратегию и политику действий организации. Также директор разрабатывает механизмы их реализации. Он совершает различные операции со сторонними организациями, заключает договоры, издает приказы и распоряжения. Более того, директор представляет свою компанию на деловых встречах.
  • Обеспечивает выполнение обязательств со стороны компании перед государством. Речь идет о госбюджете, а точнее, об отчислениях в страховые и пенсионные накопительные фонды. Помимо этого, директор следит за выплатами, которые должны получать кредиторы, поставщики, заказчики и банки, а также уделяет внимание выполнению условий хозяйственных и трудовых договоров.
  • Делает все для того, чтобы производственно-хозяйственная деятельность осуществлялась с использованием новой техники и на основе последних технологий. Все этого делается с целью повысить технологический уровень компании в целом и качество услуг/продукции в частности. В итоге ресурсы будут использоваться экономнее, а производственные резервы - более рационально.
  • Добивается продуктивной работы всех структурных подразделений и эффективного их взаимодействия. Для этого руководитель направляет деятельность отделов на совершенствование и развитие мобильного гибкого производства. Если оказываются услуги, то цели остаются те же: делать качественно и быстро. Руководитель следит за тем, чтобы производство или коллектив специалистов реагировали на изменение рыночной ситуации и нововведения без ощутимого промедления. При этом в учет берутся социальные приоритеты и акценты в рамках актуальных для компании сегментов рынка.
  • Обеспечивает повышение уровня эффективности работы организации. Требования к руководителю в данном случае просты: выполнять действия, направленные на рост продаж услуг, продукции, а также повышение их качества и конкурентоспособности. Это означает, что товар должен соответствовать стандартам государства и требованиям других развитых стран, давая возможность компании завоевывать новые рынки.

Квалификационные требования в рамках работы с кадрами

От руководителя требуется не только управлять специалистами компании, но и делать это грамотно.

В итоге директор должен уметь:

  • Принимать меры для поступления новых кадров. Организация должна быть обеспечена всеми необходимыми специалистами с требуемым уровнем квалификации.
  • Обеспечивать использование административных и методических схем руководства. Директор должен обсуждать с сотрудниками и впоследствии решать вопросы, касающиеся стимуляции трудовой активности и вовлеченности в процесс. Речь идет о моральной, материальной и производственной стороне мотивации работников.
  • Обеспечивать разработку и выполнение коллективного договора. При этом содержание документа должно соответствовать принципам социального партнерства.
  • Добиваться обеспечения производственной и трудовой дисциплины. Эта часть тесно пересекается с формированием мотивации сотрудников. Если у специалистов есть причины для того, чтобы работать активно и проявлять инициативу, то добиться желаемого уровня дисциплины будет несложно.
  • Грамотно делегировать задачи. Директору необходимо распределить обязанности между другими должностными лицами и поручить им ведение отдельных направлений деятельности компании. Сюда относится работа с заместителями, управляющими филиалов, а также руководителями производственных и функциональных подразделений.

База знаний

В целом требования к руководителю организации, касающиеся его квалификации, включают подготовку в разных направлениях.

Кроме того что директор должен уметь работать с людьми, он обязан знать нормативные, правовые и законодательные акты, которые касаются деятельности его организации. Управляющему также стоит изучать методические и другие материалы, имеющие отношение к его профилю.

Какие еще выдвигаются к человеку, претендующему на должность руководителя, требования? Очень важным является знание стратегии, приоритетов и перспектив экономического и социального развития организации. Управляющие разных уровней должны понимать, куда и как двигается компания глобально, чтобы принимать стратегически верные локальные решения.

Также от руководителя требуется знание своего сектора и организаций, имеющих к нему отношение. То есть тем, кто выполняет функцию управляющего, необходимо владеть информацией о поставщиках, конкурентах, новых рынках сбыта и уметь использовать систему экономических индикаторов. Последняя нужна для того, чтобы компания была способна определить свое место на рынке и разработать программы выхода на новые уровни сбыта.

К необходимым для руководителя знаниям можно отнести также практический маркетинг, управление продажами, технику рекламы, опыт заключения и последующего исполнения договоров (хозяйственных и финансовых).

Для поддержания требуемого уровня знаний руководителю нужно в том числе изучать опыт других компаний, как национальных, так и зарубежных.

Стиль руководства

Профессиональные требования к руководителю включают также умение выбрать наиболее подходящий метод управления.

Существуют разные стили руководства, и директор/менеджер должен их знать, чтобы поддерживать гибкость методов работы. Выбирать можно среди следующих вариантов:

  1. Коллегиальный стиль. При таком управлении подчиненные получают больше свободы в рамках выполнения производственных задач, но руководитель всегда оставляет последнее слово за собой. Вопросы решаются коллегиально с информированием сотрудников и определением общих задач и целей. Полномочия делегируются активно. Менеджер способствует развитию у сотрудников творческой составляющей и поощряет инициативу. Чрезмерный контроль и опека отсутствуют.
  2. Директивный стиль. Основывается на стремлении к единовластию и принципах авторитарной этики. Методы действий и задачи подчиненных регламентируются жестко. Что касается решения вопросов, то осуществляется этот процесс исключительно централизованно. Руководители, действующие в рамках такого стиля управления, чаще выбирают послушных и верных сотрудников, нежели свободомыслящих специалистов. В итоге инициатива и творческая составляющая рабочего процесса строго подавляются. Больше всего ценится идеальный порядок и формальная дисциплина.

В реальности, разумеется, трудно встретить управление, реализуемое в рамках строго одного стиля. Обычно элементы обоих направлений сочетаются в зависимости от специфики работы предприятия и от того, какие требования к руководителю предъявляют владельцы компании.

Разрешительный стиль

Этот тип управления заслуживает отдельного внимания, поскольку является примером неэффективного взаимодействия с подчиненными. Для такого – либерального - стиля руководства характерны следующие признаки:

  • управленец избегает решения конфликтов и спорных вопросов;
  • различные задачи, касающиеся руководства, часто передаются подчиненным;
  • менеджер ссылается на решения вышестоящих инстанций, не желая принимать риск и ответственность на себя;
  • руководитель не обращает внимания на любую оценку со стороны подчиненных, не запрещает чего-либо и не замечает нарушений.

При таком подходе к руководству завоевать авторитет в коллективе и добиться значительных результатов будет крайне сложно.

Методы оценки

Помимо определения требований, предъявляемых руководителю, важно разработать систему проверки соответствия им. Также необходим грамотный анализ качеств кандидата на должность руководителя. Для этих целей используются следующие методы оценки руководителей:

  • Собеседование. На данном этапе оцениваются профессиональные знания, отношение к делу и рабочее поведение.
  • Проведение групповых дискуссий. Такое мероприятие позволяет оценить лидерский потенциал, знания, деловые и личные качества руководителей. Также в процессе обсуждения группой решения конкретных задач можно протестировать коммуникативные навыки менеджеров.
  • Биографический метод. Руководитель оценивается на основании данных из его биографии.
  • Анализ ситуаций. Для оценки уровня профессионализма и квалификации руководителя производится разбор конкретных проблем. Сотрудники, занимающиеся управлением ресурсами и персоналом, должны определить наиболее важные грани ситуации и предложить свои методы достижения нужного результата.
  • Оценка достижений. Речь идет о письменном или устном описании конкретной выполненной руководителем работы.
  • Метод критических ситуаций. Понять, соответствует ли руководитель служебным требованиям, можно, проанализировав его поведение в сложных обстоятельствах. Это может быть незнакомая ситуация или принятие решения, сопряженного с высоким уровнем ответственности.
  • Метод начисления баллов. Суть его сводится к формированию системы оценок выполненных действий и принятых решений. Когда требования к руководителям и специалистам выполняются, и управленцы проявляют себя как грамотные и высококвалифицированные работники, происходит начисление баллов. При непрофессиональном поведении оценочные единицы отнимаются. В конце месяца и квартала можно определить уровень эффективности действий руководителя по количеству набранных баллов.
  • Использование стандартного списка. Производится сравнение характеристик и результатов со списком, в котором содержатся требования к служебному поведению руководителя.
  • Проведение деловых игр. Изначально разрабатывается сценарий, на основании которого разыгрывается ситуация, имитирующая производственные условия. От руководителя требуется принять решение, пользуясь доступной ему информацией.

Также для определения эффективности работы менеджеров разного уровня используется оценка годовых показателей работы их подразделений.

Итоги

Система критериев и требований, направленная на оценку руководителя, позволяет изначально выбрать лучших специалистов и впоследствии повысить уровень их эффективности. Также сами директора и менеджеры смогут быстрее и точнее корректировать свой стиль управления, имея четкую картину правильной работы в рамках принятых обязанностей.

Комментарии