Неполные предложения

 

Так называемые неполные предложения, то есть такие, в которых пропущен один из членов, нередко встречаются как в разговорной, так и в литературной речи. Отсутствовать в них могут не только второстепенные, но и главные члены предложения – подлежащее либо сказуемое.

Их смысловая нагрузка легко восстанавливается как из контекста (из предложений, предваряющих данное), так и из знания собеседником или читателем ситуации.

Пример неполного предложения:

– Где ваш брат?

– Уехал.

Здесь «Уехал» – неполное предложение, состоящее из одного слова. В нем пропущено подлежащее, но можно понять из предыдущего высказывания, о ком именно идет речь (о брате).

Определенную сложность представляет различение неполных и односоставных предложений, в которых пропущено либо подлежащее, либо сказуемое. Здесь можно пользоваться следующим критерием. Например, из предложения «В лесу собирают ягоды» совершенно непонятно, кто именно совершает действие. Возьмем другой пример: «А где твои подруги? – В лесу собирают ягоды». Здесь пропущено подлежащее, но из контекста можно легко установить, кто именно совершает указанное действие (подруги). Значит, в первом случае мы имеет дело с односоставным, а во втором – с неполным двусоставным предложением, хотя перечень слов в них совершенно одинаков.

Следует отметить, что диалог с неполными предложениями – это наиболее частая, характерная ситуация их употребления. Педагогу, исследуя такие примеры в учебной практике, достаточно просто создать у учащихся представление о неполном предложении как о разновидности полного – в отличие от односоставных предложений, где один из (обязательно!) главных членов не пропущен, а попросту невозможен. Для этого можно также сопоставлять полные и неполные предложения. В неполном все члены сохраняют те же грамматические формы и функции, что и в полном. В свою очередь, односоставные предложения также могут быть неполными, если слово, которое в них пропущено, можно легко восстановить из контекста:

– Как тебя кличут, девица?

– Марией.

Неполные предложения (примеры можно найти ниже) могут быть двух типов, в зависимости от того, каким образом восстанавливается их смысл: контекстуальные либо ситуативные. Внутри первых выделяют:

1. Простые предложения, в которых отсутствуют отдельные их члены (возможные варианты – подлежащее, сказуемое, подлежащее и сказуемое, сказуемое и дополнение, сказуемое и обстоятельство, наконец, обстоятельство либо дополнение при имеющемся в предложении определении, относящемся к отсутствующему его члену). К этому типу относятся и так называемые эллиптические предложения, которые многие филологи выделяют в отельный вид. Их характерной особенностью является то, что смысл предложения раскрывается и без недостающего его члена (чаще всего это сказуемое). Более того, во многих случаях невозможно установить, какое именно слово пропущено, ни из контекста, ни из ситуации. Например:

За нами – река.

В данном предложении тире может заменять, к примеру, слово «находится», «лежит», «осталась» и пр. Какое именно, установить не представляется возможным.

2. Сложные предложения, в которых «выпала», то есть осталась неназванной либо главная, либо придаточная часть.

3. Входящие в состав сложного неполные предложения, в которых не называется член, имеющийся в другой части сложносочиненного, сложноподчиненного либо бессоюзного предложения. Например:

Летом день длиннее, а зимой – короче (предложение сложносочиненное).

Ситуативными называют неполные предложения, в которых смысл отсутствующих членов ясен из ситуации:

Я буду сегодня в голубом.

От неполных следует отличать предложения, имеющие в составном именном сказуемом так называемую нулевую связку, служащую показателем настоящего времени, изъявительного наклонения:

Знания – сила.

Что же касается знаков препинания в неполных предложениях, то в них часто ставится тире. Его роль в этом случае, как уже говорилось выше, – замена пропущенного слова, обычно сказуемого.

Я пришел с занятий рано, а сестра – поздно.

В этом примере тире заменяет слово «пришла», позволяя избежать некорректных, ненужных повторений.

На столе – хлеб и фрукты.

В этом примере тире употреблено вместо отсутствующего сказуемого (эллиптическое предложение).

 

Комментарии