Правосознание и правовая культура, их взаимосвязь и механизмы развития
В каждом обществе, на всех исторических этапах развития, сталкивались и искали компромисс идеалы и ценности разных людей. Понятия «справедливо» и «несправедливо», «достойно» и «стыдно», в конце концов, на уровне государства находили свое отражение в терминах «законно» и «противозаконно».
Исходя из этого, можно вычленить два относительно автономных, но в то же время взаимосвязанных понятия – «правосознание» и «правовая культура». На первый взгляд, культура имеет преимущество над правосознанием, во многом обуславливает и определяет его. Но часто мы наблюдаем и случаи обратной связи. Понятно, что у разных людей различные ценности и отношение к общественной действительности. Некоторые сознательно принимают и выполняют требования правовых норм, а некоторые допускают (умышленно или нет) отступление от общепринятых правил поведения. Однако даже у этих правонарушителей есть четкое сознание того, что они поступают незаконно, и что их поступки в глазах общества являются предосудительными.
Итак, можно говорить о наличии в обществе правовой культуры. Она развивается вместе с социумом, формируя ценностные ориентиры, идеалы справедливости и влияя на поведение большинства его членов. Например, в рабовладельческом обществе не было ценности личности раба, он трактовался как вещь и товар, но в более поздних обществах была принята норма свободы людей, и сейчас, когда мы слышим о случаях рабовладения, мы безоговорочно осуждаем, хотя в Древней Греции это было общепринятой нормой. Можно привести еще немало примеров того, как с развитием человеческой цивилизации менялась правовая культура. Понятие и структура ее также претерпевала изменения.
Кодекс правовых ценностей, идеалов и поведенческих норм иногда формировался стихийно, но часто на него влияли правящие классы, религиозные авторитеты и даже харизматические личности. Они в той или иной степени увлекали других членов общества, заставляя их добровольно или вынужденно следовать этим новым нормам. Таким образом, структура правовой культуры может быть описана следующим образом. Прежде всего, это психологическая правовая культура (например, воровать нехорошо и стыдно). Затем следует поведенческая (я не буду воровать) и, наконец, идеологическая парадигма (воровство – это преступление).
Идеологическая составляющая правовой культуры находит свое отражение в обычаях, кутюмах, законах. А уже писаное или неписаное право формирует правосознание – ту форму общественного сознания, которая отражает право и его применение. Таким образом, правосознание и правовая культура находятся в постоянной взаимосвязи. Правосознание посредством воспитания, образования, через четко установленные законы и нормы влияет на культуру. Но законодательные органы власти также состоят из людей – носителей определенных правовых ценностей.
Связка «правосознание и правовая культура» органична и неразрывна. Они влияют друг на друга, и обусловлены друг другом. Можно сказать, что первое понятие более упорядоченно, ведь в нем отражается как действующее право, так и его история, лучшие его достижения, а также положительные примеры других государств. Это систематизированные идеи и представления о законности – действительной или желаемой. Правовая культура шире правосознания, и несет в себе большую эмоциональную и поведенческую составляющую.
И правосознание, и правовая культура подразделяются на индивидуальную, социально-групповую и общественную. У индивидуума могут быть ценности, поведенческие установки и правосознание, абсолютно не совпадающее с общепринятым. Бывают социальные группы, в которых формируется совсем иное отношение к законам и их восприятию (не «заработать и купить», а «украсть и пропить»), но в целом общество маргинализирует такие личности и социальные группы.
Однако бывают примеры, когда правовая культура общества просто не доросла до законов, заимствованных из лучших правоприменительных практик других стран. Например, закон о гуманном отношении к животным, принятый из политических мотивов (ради вступления в Европейский Союз), в обществе, где не принято рассматривать братьев наших меньших как субъект права, будет встречен полным пренебрежением и противоречащими закону актами.