Государственные информационные ресурсы: основные понятия, формирование и обеспечение

Современное общество называют информационным. Это связано с тем, что различные новости и сведения являются востребованными товарами на рынках. Во всех сферах информация приобретает особую значимость, для ее сбора, хранения и обработки создаются специальные системы. Государство является одним из крупнейших производителей и в то же время потребителем этой базы данных. Расскажем о том, как осуществляется государственное управление информационными ресурсами, как они обеспечиваются, формируются и используются.

информационные ресурсы государственных органов

Исходные понятия

Для понимания специфик информационных ресурсов необходимо определиться с тем, что это такое. Под этим термином понимают сведения, зафиксированные на любом носителе и передаваемые для снижения неопределенности. Информацию можно доносить от одного человека к другому, от машины к субъекту, путем автоматизации. А также в форме сигналов ее могут передавать живые существа и растения. Для такой цели информация должна быть облачена в форму сообщения. Это может быть текст, речь, схема, изображение, система кодов.

Сущность информации можно определить через понятие знания. Человек, получая сообщение, должен декодировать сведения и извлечь смысл сказанного, то есть что-то, что не было ему известно до этого момента. Если ничего нового нет, то сообщение считается несодержательным. К исходным понятиям также относятся сведения об источниках информации. Сюда включаются документы, зафиксированные на материальных носителях. Также информация может быть представлена в виде данных: сигналов, цифр, букв, изображений. Они, в свою очередь, фиксируются на разных носителях.

Понятие информационных ресурсов

Для осуществления любой деятельности человеку необходимы ресурсы. Под ними понимают некие объекты, помогающие достигать целей. Из них выделяют материальные, природные, энергетические, трудовые и финансовые. И важнейшими в деятельности современных предприятий и людей являются информационные ресурсы. Их главным отличием от прочих является то, что они представляют собой результат интеллектуальной деятельности населения. Их создателями выступает квалифицированная и творческая часть жителей страны, поэтому такие данные составляют национальное достояние.

Частные и государственные информационные ресурсы относятся к виду возобновляемых и могут подлежать распространению и тиражированию. В основном они представлены в виде книг, документов, баз данных, произведений искусства. То есть это все то, что накоплено обществом за историю своего существования и развития. Они объединяют все знания и опыт человечества в виде первичной и вторичной информации. В первом случае это объем знаний, который постоянно увеличивается в результате деятельности людей. Во втором случае – это информация, обработанная и зафиксированная на каких-либо носителях.

Сегодня количество таких сведений стремительно растет. Каждый человек имеет возможность создавать собственные информационные ресурсы в виде текстов, фотографий, аудио и видеофайлов. В законе такие информационные ресурсы определяются как документы и их массивы. Владеть ими могут как отдельные личности, так и организации, и группы людей, в том числе и государство.

государственное управление информационными ресурсами

Виды информационных ресурсов

Существует множество оснований для классификации информационных ресурсов. По содержанию они могут быть поделены на: научные, общественно-политические, персональные данные, нормативно-правовые, экологические и прочие. По форме можно выделить документированные и недокументированные информационные ресурсы. Первые, в свою очередь, делятся на текстовые, графические, аудио, фото и видеодокументы, электронные. По форме собственности выделяют: государственные информационные ресурсы, муниципальные, принадлежащие общественным организациям и частные.

Базу данных страны можно разделить по уровням госструктуры на федеральные сведения, субъектов РФ, муниципальные, отдельных ведомств. Согласно критериям ограничений существуют ресурсы всеобщего и служебного пользования, информация, доступ к которой предоставляется по соглашению сторон, и запрещенная.

Управление информационными ресурсами

Каждое государство организует систему руководства информационными ресурсами для достижения следующих целей:

  • создания массива документов, способствующих управлению страной и реализации конституционных прав и обязанностей;
  • хранение и защита информационных ресурсов государства;
  • обеспечение доступа к базе данных со стороны организаций и граждан.

Для достижения этих целей необходимо решить несколько важнейших организационных задач. Система государственного управления информационными ресурсами призвана обеспечить:

  • Организацию сбора, обработки и хранения важных сведений.
  • Координацию деятельности различных ведомств для создания единого информационного пространства государства.
  • Учет и обеспечение доступа к данным ресурсам.
  • Организацию защиты информации, контроль за ее хранением и использованием.
государственные информационные системы и ресурсы

Состав государственных информационных ресурсов

В целом все информационные ресурсы страны можно разделить на две большие группы: те, которые необходимы для функционирования отдельных государственных органов, и те, которые нужны внешним пользователям. Вторая группа создана для того, чтобы собирать сведения и обеспечивать к ним доступ со стороны граждан и различных организаций. К ним относятся библиотечная и архивная сети страны, а также системы статистики и научно-техническая. А информационные ресурсы государственных органов – это комплексное обеспечение сведениями о деятельности пенсионных фондов, судов, социальных служб, министерств и ведомств.

Формирование и использование информационных ресурсов

В работе различных государственных органов образуется множество документов, которые необходимо эффективно хранить и организовывать их использование. Формирование государственных информационных ресурсов включает следующие виды деятельности:

  • создание условий для развития и усовершенствования системы защиты прав собственности на все виды информации;
  • организация баз разных уровней государственной и частной деятельности и обеспечение единого информационного пространства;
  • разработка специальных систем, способствующих обмену, распространению и использованию данных ресурсов.
  • создание условий для качественного обслуживания граждан и организаций;
  • разработка единой системы распространения и сбора информации.
государственные информационные ресурсы

Государственная политика в сфере информационных ресурсов

Деятельность в сфере базовых сведений регулируется законом «Об информации, информатизации и защите информации». Государство берет на себя обязательство по отношению исполнения этого постановления, а также занимается его усовершенствованием в связи с происходящими изменениями. Политика страны в этой сфере направлена на то, чтобы создать эффективную систему по сбору, обработке, хранению и использованию информационных ресурсов. Государство принимает на себя ответственность и обязанности по формированию единой базы. Оно является гарантом сохранения персональных данных граждан, а также способствует улучшению деятельности в этой сфере. Обеспечение государственных информационных ресурсов современной системой защиты, в том числе законодательной, - это важнейшая задача руководства страны.

информационные ресурсы государственной власти

Информационные ресурсы органов власти

У каждого министерства, региональных правительств, различных ведомств есть собственный комплекс информационных ресурсов. При этом государственная система должна быть выстроена таким образом, чтобы между организациями разных структур и уровней была единая сеть. Кроме того, существуют и внутренние информационные ресурсы государственной организации. Например, у любого регионального правительства должен быть сайт, на котором граждане и определенные компании могут получить сведения о работе органа власти. Также они имеют и внутренние сети, в рамках которых происходит обмен сообщениями между сотрудниками. Правительствам регионов также подчиняются местные государственные информационные системы и ресурсы: библиотеки, архивы, органы статистики.

Библиотечные сети

Для обеспечения населения разносторонними необходимыми знаниями в стране функционируют библиотечные системы. Их особенностью является то, что они хранят только обработанную, опубликованную и растиражированную информацию. В соответствии с законом «О библиотеках» в России работают такие виды библиотечных сетей:

  • публичные;
  • научно-технические;
  • вузовские;
  • медицинские;
  • сельскохозяйственные.

Кроме вышеперечисленных, есть также школьные, профсоюзные, армейские и прочие. Библиотеки охватывают всю страну и бесплатно обеспечивают население информацией. В эту государственную систему входит более 150 тысяч учреждений.

информационные ресурсы государственной организации

Архивы

К системе государственных ресурсов относится и архивная сеть страны. В этих учреждениях России находится 460 миллионов информационных единиц. Документы принимаются на хранение следующими учреждениями:

  • государственными и муниципальными архивами;
  • библиотеками и музеями;
  • системами информационного хранения Академии наук.

Государственная архивная сеть принимает документы на постоянный учет, а временное комплектование осуществляют различные предприятия, ведомственные и отраслевые архивы. Главной задачей систематизированного учреждения является качественное хранение информации и предоставление справочной документации по ней гражданам и предприятиям.

обеспечение государственных информационных ресурсов

Система статистики

Государство кроме хранения и распространения информации занимается ее сбором. Для этого создана система органов статистики, которая обеспечивает формирование ресурсов о самых разных аспектах жизни страны. Объектами такого рода учета являются показатели социально-экономического развития и демографические, состояния различных отраслей, общественное мнение, наличие трудовых ресурсов и многое другое. Статистические информационные ресурсы органов государственной власти позволяют оценивать эффективность их работы, данные о жизни населения, о функционировании экономики. Дают представление о том, как живет страна.

Система научно-технической информации

В России функционирует сеть по сбору, хранению и использованию информации, образующейся в результате исследовательской и научно-технической деятельности. Она необходима для ученых, которые генерируют новые идеи, изобретения и должны быть в курсе новых открытий. Также создание государственных информационных ресурсов в научно-технической сфере необходимо предприятиям, которые планируют внедрять инновации в производство, в коммерческую деятельность. В данную систему входят сеть библиотек и исследовательские центры. Они занимаются сбором информации, а также распространением опубликованных данных. Эта сеть также аккумулирует патентные сведения, которые могут использоваться компаниями и частными лицами.

Государственные интернет-ресурсы

Для качественного обслуживания в России создаются информационные ресурсы государственной власти и организуется их представительство в Сети интернет. Это позволяет получать гражданам сведения о работе госструктур, справки о конкретных людях и организациях, статистические данные, оформлять различные документы. Главным интернет-ресурсом является сайт Госуслуги, который позволяет населению получить информационное обслуживание, не выходя из дома. Также существуют сайты библиотек, архивных учреждений, органов власти, которые упрощают доступ населения к базе данных.

Значение информационных ресурсов в современном государстве

Сегодня сложно представить успешную страну, не заботящуюся о собственных информационных ресурсах. Они имеют чрезвычайную важность в деятельности предприятий и в жизни граждан. При этом государственные информационные ресурсы призваны обеспечить население качественными, достоверными сведениями. Сегодня, когда жизнь каждого человека изменяется из-за растущей информатизации, органы власти должны эффективно контролировать эти процессы и управлять ими, чтобы не случилось хаоса в этой сфере.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.