Сам термин «враг» не нуждается в пространных объяснениях. Это явление или понятие, устремления которого заключаются в нанесении ущерба объекту. Врагом могут быть как одиночные люди, так и группы людей, а также некие события, привычки и обстоятельства. Как тень, врага сопровождает его образ, его воображаемое представление в мыслях и эмоциях жертвы. Зачастую это представление имеет очень мало общего с реальным положением вещей.
Истоки
Для первобытного человека врагом являлся любой, не являющийся членом его племени. В ту пору такое поведение можно признать рациональным. Ежедневная борьба за жизнь и само существование племени диктовали подобное отношение к чужакам. Современные условия уже не предполагают каждодневной смертельной борьбы во враждебном окружающем мире. Однако древние инстинкты, глубоко сидящие в каждом, могут проявляться в экстремальной обстановке. Например, во время войны или катастроф. Интеллигентность и культурность слетают с современного человека очень быстро.
Кто такой враг
Существует версия, что слово «враг» происходит от слова «варяг». Можно себе представить толпу вооруженных волосатых викингов в рогатых шлемах, высаживающихся на берег с целью грабежа и разбоя. Тут совершенно очевидно, кто является врагом и как с ним следует поступить. Враг – это тот, кто угрожает существованию жертвы либо стремится присвоить себе ресурсы жертвы. Когда это происходит наяву и воочию – тут все понятно. Однако при опосредованном взаимодействии, то есть, когда врага не видно, возникает естественная потребность и необходимость в создании представления об этом самом враге. В головах у людей создается система образов и понятий о враге.
Образ
Следующий пункт. Образ врага в конфликте— это чисто умственное описание неприятеля. В целях самооправдания и придания себе нравственных сил его наделяют самыми негативными чертами и свойствами. По сути, расчеловечивают его. Практически всегда, если речь идет только о людях, а не о явлениях, формирование образа врага происходит одновременно у всех противоборствующих сторон. Зачастую даже взаимные описания своих противников очень схожи. Обе армии идут убивать друг друга, и у каждой на знамени написано: «С нами Бог». Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Как и любое человеческое описание окружающей действительности не совершенно, так и образ врага, описывающий супостата, так же далек от реальности. Для такого образа это особенно характерно. Какими же выдуманными свойствами наделяется враг?
Выдуманные свойства неприятеля
Прежде всего тот, кого назначили врагом, должен вызывать острое недоверие. Причем неважно, по какому признаку. Это может быть внешность, цвет кожи, язык, принадлежность к другой общине или государству. Главное - при любом контакте, даже опосредованном, с этим человеком или группой лиц должен срабатывать спусковой крючок. Разумеется, враг должен быть виноват во всем. Так в Средние века из-за неурожая обвиняли колдунов и ведьм, значительно позднее – «проклятых капиталистов» или «проклятых коммунистов». Исходя из недоверия и априорности вины супостата следует вывод, что все, что выгодно врагу, вредит нам. Наоборот - тоже верно. Образ врага в крайних случаях предполагает, что абсолютно все его помыслы и действия служат одной-единственной цели – нанесению максимального вреда и ущерба. Неприятель не ест и не спит, а только злоумышляет и делает всяческие гадости. Все эти умопостроения ведут к дегуманизации врага, признанию , что это не совсем человек или даже не человек вовсе. Что дает моральное оправдание избавить себя от любых гуманных проявлений к нему. Какой гуманизм может быть в отношении таракана? Только беспощадное уничтожение.
Длительность
Возникший один раз образ врага имеет достаточно длительную жизнь. Даже когда активная фаза конфронтации давно завершена и появилась возможность более объективно взглянуть на бывшего неприятеля, этот образ продолжает жить в умах и душах людей. Закреплению его в массовом сознании способствуют прежде всего эмоции людей, негативные ожидания от бывшего противника, сложившиеся стереотипы и рассказы о нем на бытовом уровне. Достаточно характерным примером является отношение россиян к немцам, несмотря на прошедшие 70 с лишним лет, или игры американских детей в войну, где противником до сих пор выступают французы. И это спустя пару веков.
Полезность этого образа
Образ врага полезен для руководящей верхушки общества в двух основных аспектах. Первый – это возможность свалить на врага все промахи и ошибки, допущенные в руководстве. Происходит переключение негативного отношения на абстрактного или конкретного врага, что особенно важно в периоды обострения социальной обстановки в обществе. Второй – обеспечение сплочения граждан или членов группы для защиты от козней неприятеля.
Неубедительный образ врага, явно и недвусмысленно противоречащий объективным и массовым знаниям о кандидате на эту должность, крайне опасен. Поэтому формированием этого образа и продвижением его в массы в последнее время стали заниматься профессионально. Достигаемые при этом результаты очень впечатляющие. Наглядный пример - III Рейх, когда десятки миллионов цивилизованных людей после обработки стали фанатиками весьма и весьма спорных идей. Эти идеи привели к массовому насилию и гибели миллионов, подходивших к описанию созданного образа. Или, например, знаменитые сталинские процессы над «врагами народа», когда подавляющее большинство населения страны просто ликовало по этому поводу.
Общие принципы создания
Прежде всего потребность в образе внешнего врага возникает в результате реальных конфликтных ситуаций, когда необходимо дать отпор агрессору. До начала 19 века внешние войны были в основном делом самодержцев и их армий. Простым крестьянам было по большому счету все равно, лишь бы не грабили. Затем постепенно население все больше и больше вовлекалось в военные действия, создавая образ врага и сражаясь с ним любыми подручными средствами. Включая «народную дубину» по графу Л. Н. Толстому. В годы серьезных испытаний формирование образа врага в массовом сознании изначально происходит стихийно, а затем подогревается всеми возможными способами со стороны правящей верхушки. Но чтобы создать этот образ вне реальной опасности, раньше требовались достаточно серьезные усилия. Начиная с 20 века, с развитием средств массовой информации, сделать это стало гораздо проще. Создание образа врага осуществляется без насилия, при помощи воздействия на эмоции людей хорошо отработанными приемами и технологиями.
Технологии
Существует множество людей, утверждающих, что средства пропаганды на них не действуют. Увы, это полная ерунда. Они воздействуют на всех, хотя и с разной степенью эффективности. К тому же когда подавляющее большинство считает черное белым, становится просто опасным настаивать на том, что белое – это белое. Итак, какие основные методы используются для пропаганды образа врага? Все они не отличаются заумностью и научными названиями, но на массовое сознание действуют очень эффективно. Метод единодушия – когда желаемое выдается за действительное и делается вид, что именно так и считает подавляющее большинство. Вброс такой информации происходит под флагом кристальной очевидности и лозунгом «ведь все же это знают». Многократно повторенная в различных СМИ информация прочно удерживается в сознании. Другим методом является принцип 40/60, авторство которого приписывают Геббельсу. Суть его в создании источника информации, выдающего неудобную правду в 60% случаев для завоевания доверия аудитории и в 40% случаев – пропагандистскую ложь. Для компрометации врага используется метод с условным названием из анекдота: «ложки нашлись, а осадочек остался». Врага обвиняют в ужасном преступлении, провоцируя широкое обсуждение. Даже после того, как выяснится, что ничего подобного не было, в подсознании людей остаются неприятные ассоциации. Очень большую роль в создании образа внешнего врага играет так называемая мягкая сила. Это произведения искусства, которые ненавязчиво и исподволь через выдуманных героев фильмов и книг доводят информацию о резко отрицательных качествах представителей нации или любой другой группы людей, в отношении которых формируется этот негативный образ. Характерным примером являются американские фильмы, представляющие русских в очень несимпатичном виде. Существует еще очень много приемов и методик для внедрения нужных мыслей и настроений в головы людей для создания нужных настроений. Все они наиболее действенны при полном или подавляющем контроле за средствами массовой информации. При всем кажущемся демократизме этот контроль существует во всех странах.