Вивальди: список произведений, самые известные композиции и история их создания
Вивальди - имя этого композитора на слуху у каждого из нас. Его виртуозные скрипичные произведения сложно не узнать, они сопровождают нас повсюду. Все потому, что каждое из них невероятно красиво, уникально, но вместе с тем узнаваемо за счет единого стиля композитора. Список произведений Вивальди обширен и разнообразен. Это оперы, концерты, сонаты и небольшие пьесы, некоторые из которых не дошли до наших дней.
В статье представлен список известных произведений Вивальди, дана информация, как и когда он их написал.
Жизнь великого творца
Антонио Лючио Вивальди - итальянский композитор - появился на свет 4 марта 1678 года в прекраснейшем городе Венеция. Его отец был потомственным цирюльником, но по совместительству увлекался игрой на скрипке. И настолько хобби завлекло его, что он стал виртуозным скрипачом, весьма известным в своем городе.
Свой талант вместе с инструментом он передал по наследству сыну и тот уже, приумножая дарования своего родителя, сумел не только играть на скрипке, но и сочинять уникальные мелодии.
Написанием музыкальных текстов Антонио увлекся еще в юные годы - он сочинял простые "песенки", мотивы, иногда записывал их, иногда просто запоминал. Вскоре стал придумывать полноценные произведения, которые пришлись по вкусу венецианской музыкальной элите.
Вивальди был приглашен на работу в качестве композитора в консерваторию "Пиета", где музыке обучались брошенные и осиротевшие девочки. Именно для них Антонио писал по 2 концерта в месяц, а они изучали эти творения в качестве этюдов. Вот так пришли в мир многочисленные произведения Вивальди. Список бесконечен, их невероятно много, они чем-то похожи между собой, но вместе с тем каждое является уникальным.
Кончерто гроссо
Антонио Вивальди по праву считается родоначальником отдельного музыкального жанра - кончерто гроссо, что переводится как "большой концерт". Суть заключается в том, что в ходе исполнения произведения чередуются партитуры, в которых выступает весь оркестр и отдельные партии, где солирует тот или иной инструмент (в случае Вивальди это чаще всего скрипка). Это разновидность ранее существовавшей трио-сонаты, где первая часть - быстрая, вторая - медленная и третья - снова быстрая. Только теперь ее звучание стало более многогранным и интересным за счет такой колористики. В списке произведений Антонио Вивальди насчитывается 517 концертов, которые делятся на следующие категории:
- 44 концерта для бассо континуо и струнного оркестра;
- 49 кончерто гроссо;
- 38 концертов для двух инструментов с аккомпанементом струнного оркестра или бассо континуо;
- 32 концерта для трех инструментов и сопровождения в виде бассо континуо или струнного оркестра;
- 352 концерта для одного инструмента и аккомпанемента в качестве бассо континуо или струнного оркестра.
Концертный список произведений Вивальди до сих пор практически в полном объеме является достоянием музыкальных школ и училищ. Дети разучивают и играют концерты, тем самым совершенствуясь в виртуозности и технике звука.
Оперы
Антонио Вивальди был композитором, который мог за три дня написать целую оперу - именно такая слава разнеслась о нем по всей Венеции. И это было правдой. Он действительно очень быстро и при этом талантливо сочинял столь сложные вокально-инструментальные произведения, которые имели большой успех.
На счету у композитора 90 опер, многие из которых незаслуженно забыты. Другие же до сих пор пользуются успехом в ведущих театрах мира.
Рассмотрим оперный список произведений Вивальди, затронув лишь самые известные творения:
- "Неистовый Роланд".
- "Фарнак, правитель Понта".
- "Олимпиада".
- "Гризельда".
- "Аристид".
- "Тамерлан".
- "Моисей, бог фараона".
- "Поклонение волхвов".
- "Торжествующая Юдифь".
Прочие произведения
Поразительно, но учитывая темпы, с которыми Вивальди писал под заказ, у него еще оставалось время и вдохновение, чтобы сочинять произведения ради собственного удовольствия! Так сказать для души, композитор написал более 100 сонат, а также серенады, кантаты, симфонии и мелкие пьесы. Но стоит представить еще один биографический факт об Антонио - он был священником. Он никогда не отступал от церкви, поэтому написал немало католических секвенций Stabat Mater.
Для августейших особ
Благодаря несравненному таланту и гениальности Вивальди быстро стал излюбленным композитором и музыкантом. Его творения просто обожал Людовик XV. Антонио ко дню бракосочетания короля написал серенаду-кантату "Глория и Игоменей". Год спустя ко дню рождения двух августейших принцесс Вивальди написал еще одну серенаду - "Празднующая Сена". Следующее творение было уже создано специально для Карла VI и получило название "Цитра". Говорят, что император настолько проникся творчеством и самой личностью композитора, что мог беседовать с ним целыми днями. Он пожаловал Вивальди золотую медаль и звание рыцаря, а также пригласил в Вену. За это композитор отправил ему копию произведения "Цитра".
Времена года
Переходим к списку музыкальных произведений Вивальди, которые завоевали успех, неподвластный времени. Речь идет о знаменитых "Временах года", кои получили столь простое и незамысловатое название лишь потому, что их в опусе 12 штук.
В начале 1720-х Вивальди принялся за написание нового опуса под номером 8. Он назвал его "Спор гармонии с изобретением", но однозначно эти "сонаты" имели сезонный контекст. Дело в том, что перед исполнением каждой из них зачитывался сонет, в котором четко представлялось конкретное время года. Предположительно, эти сонеты сам Антонио и написал, но скрыл свое авторство. Что же из себя представляет Opus No.8?
Это четыре концерта, каждый из которых состоит из трех частей. Первая именуется "Аллегро", вторая - "Ларго" или "Адажио" и третья снова "Аллегро" или "Престо". То есть структура как у обычной сонаты или кончерто гроссо - две крайние части быстрее, а середина медленная и протяжная.
Нередко "Времена года" звучат в фильмах, передачах, их исполняют на светских раутах или просто наслаждаются этой прекрасной музыкой дома.
Заключение
Полный список произведений Вивальди, указывающий на наименование каждого произведения, был бы невероятно огромным и не уместился бы в рамки единой статьи. Сложно представить себе, насколько талантливым и гениальным был этот человек, как он виртуозно владел инструментом и собственным вдохновением. Он подарил миру богатейшее наследие в виде несчетного количества концертов, сонат, опер и прочих музыкальных творений, которые с огромным удовольствием играют и слушают сегодня.