Империя Сасанидов: история, образование, религия, культура и интересные факты

Немногие знают о государстве Сасанидов, однако это была могущественная империя. Она находилась на территории современных Ирана и Ирака. Об империи Сасанидов, ее образовании, династии и владениях будет рассказано в этой статье.

Возникновение

Сасаниды – это целая династия шахиншахов (персидских правителей), которые образовали империю Сасанидов в 224 году на Ближнем Востоке. Этот род происходил из Фарса (Парса), нынешняя территория на юге Ирана. Династию назвали в честь Сасана, отца первого царя Фарса (Парса) по имени Папак. Ардашир I, сын Папака, в 224 году одержал победу над парфянским царем Артабаном V, а затем основал новое государство. Оно стало постепенно расширяться, завоевывая и присоединяя новые территории.

В 3 веке н. э. Иран представлял собой государство, которое номинально было единым под властью Аршакидов (парфянской династии). По факту оно являлось конфедерацией, состоящей из различных разрозненных и полусамостоятельных, а часто и независимых королевств и княжеств, во главе которых находились князья из крупной местной знати. Междоусобные войны и различные внутренние столкновения, которые происходили постоянно, существенно ослабили Иран. Помимо этого, Римская империя со своей военной мощью во время экспансии на Восток вынудила иранцев и парфян уступить ей несколько регионов на севере Месопотамии.

Этой ситуацией и воспользовался Ардашир I, когда в середине апреля 224 года он разбил войско Артабана V. Армия Ардашира I была опытной, перед этим походом ею были завоеваны значительные территории: Парсу, Керман, Хузистан и Исфахан.

После победы в битве, которая произошла на равнине Ормиздаган, чтобы возглавить Иран и создать империю Сасанидов, Ардаширу I пришлось покорить силой своей армии еще 80 удельных местных князей и захватить их земли.

Присоединение территорий

Несмотря на то что Фарс был великолепно отстроен и имел множество прекрасно украшенных дворцов (некоторые наскальные рельефы сохранились до настоящего времени), он не стал играть главную роль в государстве. Было образовано сразу две столицы – Ктесифон и Селевкия – «города на реке Тигр».

На западе государства Сасанидов располагались самые плодородные земли, было построено большое количество городов. Также существовали торговые дороги, соединявшие империю с присредиземноморскими гаванями в западной ее части. Здесь был выход на такие государства, как Кавказская Албания, Армения, Иверия (Иберия) и Лазика. На востоке страны, в Персидском заливе, был морской выход на Индию и южную Аравию.

В 226 году Ардашира I с торжеством короновали, после чего он получил титул «царь царей» – шахиншах. После коронации Ардашир I не остановился на достигнутых победах и продолжил расширение империи. Сперва было подчинено Мидийское государство, город Хамадан и области Хорасан и Сакастан. Затем он отправил свою армию в Атропатену, которую завоевал после ожесточенного сопротивления. После одержанной победы в Атропатене была захвачена большая часть Армении.

Существуют сведения, что империи Сасанидов была подчинена Маргиана, также известная как Мервский оазис, а также Мекран и Систан. Получается, что граница империи простиралась до низовий реки Амударья, в той части, где располагались районы Хорезма. Восток государства ограничивался долиной реки Кабул. Часть Кушанского царства тоже была занята, что дало повод к титулам правителям сасанидам прибавлять «царь Кушан».

Общественный строй

Изучая державу Сасанидов, следует рассмотреть ее политическое устройство. Во главе империи стоял шахиншах, который происходил из царствующей династии. Престолонаследие не имело строгих канонов, поэтому царствующий шахиншах старался еще при жизни назначить преемника. Однако и это не гарантировало того, что не будет сложностей при передаче власти.

Престол шахиншаха мог занять только тот, кто происходил из династии Сасанидов. Другими словами, их род, по сути, считался царским. У них было родовое наследование трона, однако знать и жрецы всячески старались сместить их с престола.

Особенную роль в престолонаследии играл мобедан мобеду – верховный жрец. Его власть и положение фактически соперничали с полномочиями шахиншаха. Ввиду этого последние всячески пытались ослабить влияние и власть верховного жреца.

После шахиншаха и мобедан мобеду высокое положение и власть в государстве была у шахрадры. Это правитель (царь) в областях, которые имели самостоятельность и подчинялись только представителям династии Сасанидов. Правители в провинциях с 5 века именовались марзланами. За всю историю государства четыре марзлана назывались великими и имели титул шаха.

Ниже по рангу после шахрдаров шли виспухры. Они представляли собой семь очень древних иранских династий, которые имели наследные права и обладали серьезным весом в государстве. В основном представители этих родов занимали важные, а порой и ключевые государственные и военные посты, которые передавались по наследству.

Визурги (вузурги) – это представители высших чинов в администрации и военном управлении государства, которые имели большую земельную собственность и считались знатью. В источниках они упоминаются с такими эпитетами как «великие», «знатные», «большие» и «именитые». Безусловно, визурги играли существенную роль в государстве Сасанидов.

Войско

Армия Сасанидов официально носила название «Армия Рустама» («Ростама»). Она была сформирована Ардаширом I, который являлся основателем династии. Армия была создана из возрожденной ахменидской военной структуры, с включением в нее элементов из парфянского военного дела.

Войско было организовано по принципу десятичной системы, то есть его структурными единицами являлись подразделения, которые насчитывали десять, сто, тысячу, десять тысяч бойцов. Из источников известны названия структурных единиц:

  1. Радаг – десять воинов.
  2. Тахм – сотня.
  3. Васт – пятьсот.
  4. Драфс – тысяча.
  5. Грунд – пять тысяч.
  6. Спах – десять тысяч.

Подразделение тахм подчинялось офицеру, имевшему звание тахмдар, затем по возрастанию – васт-салар, драфс-салар, грунд-салар и спах-бед. Последний, будучи генералом, подчинялся артештаран-салару, который происходил из виспухров, о них говорилось ранее.

Основную ударную силу сасанидской армии составляла кавалерия. Слоны, пехота и лучники-пехотинцы также присутствовали в войске, однако они играли второстепенные роли и, по сути, были вспомогательной силой.

История армии делится на два периода – от Ардашира I и после Хосрова I, которые провел реформирование армии. Принципиальное отличие этих периодов заключается в том, что до реформирования она была нерегулярной, а князья имели собственные дружины. После реформы, осуществленной Хосровом I Ануширваном, войско стало регулярным, а что самое важное – профессиональным.

Другие представители общества

Продолжая изучать историю империи Сасанидов, следует рассмотреть и другие аспекты государственного устройства. Самой многочисленной и распространенной группой были мелкие и средние землевладельцы – азаты (в переводе - «свободные»). Они являлись военнообязанными и во время войн и походов представляли собой ядро армии – прославленную кавалерию.

Помимо этих групп, которые относились к эксплуатирующему классу в обществе, существовал и эксплуатируемый. Так называемое податное сословие было представлено крестьянами и ремесленниками, а также торговцами.

Никаких источников, указывающих на то, что в царстве Сасанидов была барщина, не существует, следовательно, землевладелец не мог иметь собственной запашки либо мог, но ее количество было очень маленьким. Также практически нет сведений о том, каким образом был организован труд и быт крестьян, однако известно, что некоторые группы земледельцев пользовались землей на правах аренды.

Делами торговцев, ремесленников и крестьян заведовал вастриошансалар. Помимо этого, он был ответственным за сбор налогов. Вастриошансалар происходил из знатного рода и назначался непосредственно шахиншахом. В некоторых областях империи сбором податей занимались амаркары, подчинявшиеся вастриошансаларам. Должность амаркаров давалась крупным землевладельцам или представителям знатного рода.

Сословия

Исследуя историю Сасанидов, необходимо учитывать различные источники. Так, например, некоторые из них говорят о том, что Ардашир I установил деление подданных на сословия, которых было четыре:

  1. Асраваны (жрецы). Имелся целый ряд различных рангов, наивысшим являлся мобед. Далее следовал ранг дадхвар (судей). Самыми многочисленными были жрецы-маги, которые занимали самую низшую ступень среди служителей культа.
  2. Артештараны (сословие военных). В число их входили пешие и конные воины. Кавалерия создавалась только из привилегированных слоев общества, а военачальниками становились исключительно представители знатного рода.
  3. Дибхераны (сословие писцов). Его представители главным образом являлись государственными чиновниками. Однако в него также включались такие профессии как врачи, биографы, секретари, поэты, писатели и составители дипломатической документации.
  4. Вастриошан и хутухшан – это крестьяне и ремесленники, представители самого низшего сословия в империи. Сюда же относились торговцы, купцы и представители других профессий.

Следует отметить, что в рамках каждого из сословий державы Сасанидов было огромное множество различий и градаций. Присутствовало большое количество вариантов как в имущественном, так и экономическом отношении. Никакого единства групп не существовало и не могло существовать в принципе.

Религия

Традиционной религией Сасанидов был зороастризм. После своей коронации Ардашир I получил зороастрийский титул царя и основал храм огня, который впоследствии стал общим государственным святилищем.

В период своего правления Ардашир I сосредоточил в руках не только военную, гражданскую, но также и религиозную власть. Сасаниды поклонялись Ахуре Мазде – «Мудрому богу», создавшему все вокруг, а его пророком считался Заратуштра, который и указал людям путь к чистоте и праведности.

Первый религиозный реформатор – Картир – изначально был хербедом (учитель в храме), учившим будущих жрецов зороастрийским ритуалам. Он возвысился после смерти Ардашира I, в то время, когда начал править Шапур I. Картир по поручению шахиншаха начал организовывать новые зороастрийские храмы на завоеванных территориях.

Постепенно он занял высокое положение в империи, впоследствии став духовным наставником внука Шапура I - Варахрана. В дальнейшем Картир настолько начинает верить в свое предназначение, что создает новую религию – мани, считая себя при этом пророком наряду с Заратуштрой. Она складывается под влиянием открытия Сасанидами буддизма и христианства на захваченных землях.

Мани признавала Страшный суд, однако отличалась от зороастризма. Хотя изначально и была принята, после смерти Картира признается ересью, основной религией империи вновь становится зороастризм.

Культура

Исскусство Сасанидов возникает как будто внезапно. Во время правления первых пяти шахиншахов в разных районах Фарса (Парса) создается 30 огромных скальных рельефов. На рельефах, так же как и на монетах Сасанидов, специальных, вырезанных из камня печатях, чашах из серебра за какие-то несколько десятилетий формируются новые для империи каноны искусства.

Появляется «официальное изображение» шахиншахов, жрецов, а также вельмож. Отдельное направление появилось и в изображении божества и религиозных символов. На формирование нового направления в Сасанидском искусстве влияют завоеванные территории, а также Китай, с которым велась торговля.

На гербе Сасанидов изображен Симург с огненным языком, помещенный в точечный круг. Он появился при основателе империи – Ардашире I. Симург представляет собой мифического крылатого морского пса, что интересно, его тело покрывает рыбья чешуя. При всей его необычной внешности у него еще и павлиний хвост. Этот символ Сасанидов обозначает эпоху правления царей, принадлежавших к двум династиям – Аршакидам и Сасанидам. Сам Симург является символом господства над тремя стихиями – воздухом, землей и водой.

В Сасанидском искусстве можно встретить наскальные изображения крылатых быков, львов, грифонов, а также поединков между этими мифическими животными. Подобные образы сохранились еще со времен Ахменидов, хотя многое было приобретено на вновь захваченных землях.

Борьба против Сасанидов

Борьба против империи шла на протяжении всех лет ее существования. Периодически в одной из многочисленных областей государства вспыхивали восстания и проявлялись попытки сбросить иго Сасанидов. Однако благодаря профессиональной армии все эти выступления быстро подавлялись.

Тем не менее происходили и такие события, которые заставляли Сасанидов отступить или же попросту сдаться. Так, например, известен случай, когда царь Пороз (Пероз), правивший в конце пятого столетия, был разбит эфталитами. Более того, после разгрома его армии он вынужден еще платить контрибуцию огромного размера, которая, по сути, являлась еще и позорной.

Пороз возлагает бремя выплаты на Закавказские регионы своего государства. Эти события повлекли за собой новую волну недовольства, и восстание вспыхнуло с большой силой. Более того, к восстанию примкнула немалая часть знати. Возглавил восстание царь Картли Вахтанг I по прозвищу "Горгасал", что расшифровывается как «волчья голова». Он получил такое прозвище благодаря изображенному на шлеме волку. Также к восстанию примкнул Вахан Мамикомян спарапет (верховный главнокомандующий) Армении.

После долгой ожесточенной войны уже следующий шахиншах империи Сасанидов – Валаш - в 484 году был вынужден подписать со знатью Закавказских стран мирный договор. Согласно этому документу страны Закавказья получили самоуправление, привилегии и права знати, а также христианского духовенства. Во главе стран становится местная знать, в Армении - Вахан Мамиконян, а в Албании восстановлена старая царская власть.

Несмотря на то, что данный договор был вскоре нарушен, это были первые вестники окончания эпохи Сасанидов.

Закат империи

Йездегерд III был последним шахиншахом в государстве Сасанидов. Он правил с 632 по 651 годы, которые были весьма непростыми для совсем юного правителя. Йездегерд III был внуком Хосрова II, с которым связана одна легенда.

Ему было предсказано, что империя падет, если на трон взойдет его внук с каким-то физическим недостатком. После чего Хосров II приказал запереть всех своих сыновей, лишив их возможности общения с женщинами. Однако одна из жен Шахиншаха помогла сыну Шахрияру покидать место заточения, и тот встречался с девушкой, имя которой неизвестно в настоящее время. В итоге их встреч на свет появился мальчик, а жена шахиншаха Ширин рассказала Хосрову о рожденном внуке. Царь приказал показать малыша, а когда увидел на его бедре изъян, приказал убить его. Однако ребенка не убили, а отдалили от двора, поселив в Сатхре, где он и вырос.

В то время, когда Йездегерда III короновали и он стал шахиншахом, Саад Абу Вакас весной, в 633 году, объединил мусульманское войско и союзные племена и напал на Оболлу и Хиру. В принципе, с этого времени и можно отсчитывать начало падения Сасанидов. Многие исследователи утверждают, что это было началом крупномасштабной арабской экспансии, предпринятой с той целью, чтобы силой принудить всех арабов принять исламскую веру.

Арабские войска захватывали город за городом, а ведь когда-то непобедимое Сасанидское войско не могло проиграть нападавшим. Изредка иранцам удавалось одерживать победы, однако они были незначительны и недолговременны. Сасаниды, помимо всего, нередко грабили местных жителей, что вынуждало последних принимать ислам для получения обещанной им защиты.

Крах государства

В 636 году произошла решающая битва, которая, по факту, решила ход дальнейших событий. В битве при Кадисии Сасанидами было собрано великолепно вооруженное войско численностью чуть более 40 тыс. человек. А также имелись более 30 боевых слонов. При помощи такой армии удалось оттеснить армию мусульман и занять Хиру.

На протяжении нескольких месяцев армия Саада Абу Ваккаса и войско Сасанидов не предпринимали никаких действий. Захватчикам предлагали выкуп, чтобы они ушли с Иранских земель, даже пытались решить вопрос при дворе шахиншаха Йездегерда III, однако результата это не принесло.

Мусульмане требовали от Сасанидов отдать им ранее завоеванные земли, гарантировать свободный проход в сторону Месопотамии, а также принять ислам шахиншаху и его вельможам. Однако на такие условия иранцы согласиться не могли и, в конце концов, конфликт вновь перешел в горячую фазу.

Битва продолжалась четыре дня и была крайне ожесточенной, к одной и к другой стороне периодически прибывали подкрепления, и в итоге арабы разбили армию Сасанидов. Более того, был убит Вахман Джазвайх и Рустам, являвшиеся главнокомандующими иранской армии. Рустам, помимо того, что был искусным военачальником, являлся опорой трона и другом шахиншаха. Также в руках арабов оказался «стяг Каве» - иранская святыня, украшенная сотнями драгоценных камней.

После этой нелегкой победы была повержена одна из столиц – Ктесифон. Арабы захватывали город за городом, иранцы поговаривали, что захватчикам помогают высшие силы. После падения столицы шахиншах с двором и казной бежал в Хульван. Добыча арабов была невероятной, на каждого всадника приходилось по 48 кг серебра, а на пехотинца - 4 кг, и это после уплаты 5 % пятины халифу.

После этого были победы в Нехавенде, Фарсе, Сакастане и Кермане. Арабскую армию уже было не остановить, а падение Сасанидов стало очевидным даже для них самих. Оставались еще области и районы под их властью, но и они захватывались по мере продвижения арабской армии. Периодически покоренные районы бывшей империи восставали, но бунты достаточно быстро подавлялись.

Впоследствии, в 656 году, сын Йездегерда III – Пероз, поддерживаемый китайской империей Тан, попытался восстановить свои права на территории и был объявлен шахиншахом Тохаристана. За эту дерзость халиф Али разгромил войска Пероза вместе с его китайскими воинами, и последний был вынужден бежать в Китай, где впоследствии умер.

Его сын Насре, опять же вместе с китайцами, захватил на некоторое время Балх, но был разбит арабами, как и его отец. Он отступил в Китай, где его следы, как и династии в целом, были потеряны. Так и закончилась эпоха Сасанидов, которые некогда имели огромное влияние, обладали обширными территориями и совсем не знали поражений, пока не встретились с арабской армией.

Комментарии