Существование - это... Значение, сущность и виды
Что такое существование? Это слово означает "происходить", "оказываться", "возникать", "появляться", "выступать", "выходить". Такой его точный перевод с латинского. В отличие от сущности (естества, квинтэссенции, первоосновы) то есть своего аспекта, является аспектом любого сущего. С чем сходно существование? Это понятие часто объединяют со словом "бытие". Однако оно имеет с ним отличие, заключающееся в том, что являет собой исключительно аспект сущего, в бытие обычно понимают в значении всего имеющегося в мире.
Что говорят философы
Для Баумгартена понятие сущности или естества совпадает с действительностью (как экзистенция). У мыслителей в целом особое место занимает вопрос доказательства существования. Он стоит в центре философии экзистенциализма Камю, Сартра, Кьеркегора, Хайдеггера, Ясперса, Марселя и многих других. Обозначает он в этом случае неповторимый и непосредственный переживаемый опыт существования человека.
Таким образом у Хайдеггера экзистенцию можно отнести к определенному сущему (Dasein). Ее необходимо рассматривать в особых условиях аналитики экзистенции, а не категорий, что применяется для иных сущих.
В дуализме экзистенции и естества схоластика видит раздвоенный в корне природный универсум, который был сотворен и определяется только лишь в Боге. Происхождение или появление чего-либо не выводится из сущности, а определяется в конечном итоге творческой волей Бога.
В чем проблема
Как правило, экзистенция противопоставляется понятию сущности. Второе по традиции происходит из эпохи Возрождения (если не раньше). Самые разные дисциплины в науке проводят его исследование.
Наука в традиционном понимании существования делает попытки открытия субстанции. Математика (одна из точных дисциплин) особенно преуспела в этой сфере. Для нее не столько важны условия существования чего-либо, сколько сама возможность проделывать различные операции с первоосновами.
При этом экзистенция имеет в виду не абстрактный и отдаленный взгляд на эти материи, а акцентирует внимание на их действительности. В итоге возникает некая дистанция между первоосновами абстрактными и экзистенциальной действительностью - сутью существования.
В центре учения философии о людях находится проблема человеческой сущности. Ее открытие подразумевается в самом определении абсолютно любого предмета. Говорить о функциях этого предмета и его значении не получится без этого.
В процессе научного развития представители философии пытались найти принципиальные отличия людей от животных и давали объяснение человеческой сущности, используя при этом самые разные качества.
Почему мы - это не они
У нас с животными очень много похожего как в анатомическом строении, так и в поведении, проявлении эмоций и чувств. И мы, и они стремимся образовать пары, чтобы дать потомство, заботимся о своих детях, создаем какие-то связи с соплеменниками, строим определенный социум. Он лучший только с наших позиций. Возможно, со стороны животных принципы организации их общества гораздо разумнее или жизнеспособнее. Вспомните, насколько сложная иерархия у гиен или у шимпанзе.
Но человек отличается от животного своей улыбкой, плоскими ногтями, наличием религии, какими-то навыками и огромным запасом знаний. Важно отметить, что в этом случае человеческую сущность стремятся определить исходя из тех признаков, которые являются его отличием от ближайших видов, то есть со стороны, а не исходя из самого человека.
Такой способ определения человека оказывается не совсем правильным с точки зрения методологии, так как сущность любого конкретного предмета можно определить, изучив имманентный способ формы существования этого естества, а также законы его бытия изнутри.
Чем является общество
Все ли признаки, которые отличают человека от животного, имеют серьезную значимость? Наука в наши дни свидетельствует о том, что в истоках исторического развития различных форм существования людей лежит трудовая или же рабочая деятельность, которая осуществляется во все времена в рамках производства в обществе.
Это означает, что индивид не способен заниматься какой-либо производственной деятельностью, не вступая при этом прямым или косвенным образом в отношения с другими людьми. Совокупность таких отношений и образует человеческое общество. Животные также строят связи с соплеменниками, но они не создают при этом никаких продуктов.
Что есть человек
С последовательной эволюцией трудовой деятельности человека и производства в обществе совершенствуются и связи людей в нем. Развитие индивида происходит ровно настолько, насколько он накапливает, совершенствует и реализует свои собственные отношения в обществе.
Стоит подчеркнуть, что подразумевается полная совокупность отношений человека в обществе людей, то есть идеологических (или же идеальных), материальных, духовных и так далее.
У этого момента имеется важное значение для методологии, так как из него следует заключение о том, что человека нужно понимать не в отношении каких-либо идеалов или вульгарного материализма, а диалектически. То есть не стоит сводить его значение только в отношении экономики или к разуму и тому подобному. Человек - это существо, которое аккумулирует в себе все эти качества. Это естество как разумное, так и производящее. Одновременно оно нравственное, культурное, политическое и так далее.
Исторический аспект
Человек сам по себе совмещает в той или иной степени полный спектр отношений внутри общества. Таким образом он реализует собственную социальную сущность. Совершенно другим аспектом вопроса о видах существования является то, что человек - это продукт истории своего вида.
Такие люди, какие они есть сейчас, не появились сразу неизвестно откуда. Они являются конечной точкой развития общества в исторических рамках. То есть речь сейчас идет о цельности одного индивида и всего рода человеческого.
При всем этом каждый индивид является не только результатом общества и отношений в нем. Он сам - творец таких отношений. Получается, что он - это и объект, и субъект общественных отношений одновременно. В человеке происходит реализация единства, а также совокупности объекта и субъекта.
Кроме того, имеет место взаимодействие между обществом и человеком на уровне диалектическом. Получается, что индивид представляет собой некое микрообщество, то есть проявление общества на определенном уровне, а само оно в то же время - это человек и его отношения внутри социума.
Экзистенциальная проблема
Можно рассуждать о сущности человека в отношении социальной деятельности. Вне ее, а также вне различных отношений в социуме и простого общения как формы реализации, индивид попросту не может считаться человеком в полной мере.
Однако человеческая суть не сводится в полной мере к сущности, которая в реальности проявляется и обнаруживается в экзистенции. Естество каждого индивида является общей характеристикой человеческого рода, существование - это нечто всегда индивидуальное.
Что такое экзистенция
Существование является бытием человека как естества, проявляющегося в полном разнообразии свойств, форм и видов. Такая законченная цельность находит свое выражение в том, что человек соединяет в себе три главные структуры: психическую, биологическую и социальную.
Если убрать один из этих трех факторов, то индивида не станет. И развитие способностей людей, и их полное формирование в любом случае будет иметь связь с такими понятиями, как волевые стремления человеческого "Я", природные таланты и окружающий социум.
Сам аспект способа существования по своей значимости не уступает проблеме человеческой сущности. Наиболее полное раскрытие она получила в философии экзистенциализма, который трактуется как бытие индивида, соединенное с выходом за категории нашего реально-индивидуального мира.
Наука экзистенциализма
Как отмечено выше, существование - это всегда нечто индивидуальное. Оно хоть и подразумевает совместную с кем-либо жизнь, но смерть человек при любом раскладе встретит лишь наедине с самим собой.
По этой причине экзистенциализм рассматривает наше общество и индивида в качестве двух противоположных друг другу образов, которые находятся в перманентном состоянии конфликта. Если человек представляет собой личность, то общество - это существование обезличенное.
Настоящая жизнь - это личное бытие индивида, его свобода и стремление выбраться за рамки. Существование в обществе (в понятии экзистенциализма) - это жизнь не подлинная, это стремление утвердить свое "Я" в социуме, принимая его рамки и законы. Социальная часть человеческой сущности и его настоящая жизнь в экзистенциализме противоречат друг другу.
Жан Поль Сартр говорил, что существование идет перед сущностью. Лишь встретив смерть лицом к лицу, можно обнаружить, что в человеческой жизни было "по-настоящему", а что нет.
Становление человека
Стоит обратить внимание, что в тезисе "существование идет перед сущностью" содержится некий пафос гуманизма. Здесь имеется такой смысл, что человек сам определяет то, что из него в итоге получится, а также весь мир, в котором будет его личное бытие.
Все дело в том, что каждый индивид находит свою сущность только в процессе его социализации. При этом он становится все большим субъектом окружающего общества, все сильнее подвергается его воздействию. Следуя этой концепции, нужно принять, что новорожденный является лишь "кандидатом" на роль человека. Его сущность не дана ему с рождения. Ее формирование происходит в процессе бытия. Кроме того, лишь с накоплением социокультурного опыта индивид все больше и больше становится человеком.
Также верным является экзистенциалистское положение о том, что настоящий смысл и подлинное значение жизни конкретного человека определяются лишь "в конце пути", когда окончательно понятно, что именно он делал на этой земле и каковы на самом деле плоды его трудов.
Значение одной жизни
Это очень важный философский вопрос. Зачастую настоящее значение одного человека можно обнаружить лишь спустя некоторое время после его смерти. Как видим, не так просто полностью согласиться с экзистенциалистским утверждением о том, что существование идет перед сущностью, ведь тут подразумевается полная внутренняя свобода и то, что человек ничем не является.
При этом он в любом случае уже "что-то". Он непрерывно развивается за годы существования в той социальной среде, куда попадает. Она оставляет на нем свой след и ставит ему свои рамки.
По этой причине само понятие индивидуального бытия невозможно без участия системы отношений внутри определенного общества, которые и являются его сущностью.