Планирование производства
Организация любого производственного процесса зависит от многих составляющих его факторов. В условиях экономики рынка каждое предприятие ведет самостоятельную разработку планов. На их основе производится выпуск товара.
Планирование производства базируется на прогнозируемых объемах реализации и выпуска готового продукта. Эти показатели определяются в процессе маркетингового исследования потребительского спроса с учетом государственных заказов. Исходя из проведенного анализа, составляется производственная программа, которая включает в себя три раздела. Первые два состоят из планов по выпуску продукции в натуральном и стоимостном выражении. Элементами третьего раздела служат прогнозные показатели, выражающие предполагаемые объемы реализации в количественном, а также в денежном эквиваленте.
Планирование производства продукции в натуральных показателях состоит из задания, выполнение которого требует выпуска определенного объема товаров, включенных в номенклатурный перечень. Продукция должна также обладать соответствующим качеством.
Планирование производства и реализации готовых изделий в физических единицах позволяет определить объем выпуска конкретного товара. Продажа данной продукции должна удовлетворять потребностям рынка. Стоимостное выражение прогнозных показателей разрабатывается с учетом валового дохода, а также реализованной и товарной продукции.
Планирование производства производится с целью сбалансирования предполагаемых затрат субъекта хозяйствования с его финансовыми ресурсами. Для этого необходимо проанализировать предполагаемую себестоимость товаров. Планирование издержек производства является необходимым условием для выявления и использования резервов, позволяющих добиться их максимального снижения. Это, в свою очередь, позволит произвести увеличение внутрихозяйственных накоплений.
Планирование себестоимости должно основываться на прогрессивных формах оплаты труда, использовании производственного оборудования и расхода материальных и энергетических ресурсов. Оно также должно учитывать передовой опыт других организаций. Только в том случае, когда планирование затрат основано на научно обоснованном нормировании, можно определить и использовать существующие резервы, которые позволят снизить расходы на выпуск товара.
Планирование производства осуществляется с учетом локальных прогнозов отдельных цехов и отделений, а также бригад. Крупное предприятие может иметь их нескольких сотен. Целевая установка, которая позволяет связать работу коллектива и техники в единый технологический ритм, служит ориентиром объединения этих планов. Определяются приоритетные задачи как всего предприятия, так и его структурных подразделений. Обычно, главной целью деятельности компании является достижение показателей, которые вытекают из программы производства основной товарной продукции и финансового плана.
Непосредственной разработкой прогнозных показателей предприятия занимается главный экономист. Совместно с директором, который осуществляет общее руководство, он определяет:
- взаимосвязь и степень участия структурных подразделений, входящих в аппарат управления предприятия и цехов, в проведении анализа деятельности организации , а также в перспективном и текущем планировании;
- сроки и методику осуществления работы по составлению прогнозных показателей и их анализа;
- форму обобщения показателей, полученных в результате проведенного анализа и расчетов по различным разделам плана;
- сроки, методику и формы оперативных контрольных мероприятий за ходом выполнения плана.