Бизнес-планирование на предприятии: законы, принципы составления и основные разделы

 

Любая коммерческая деятельность должна начинаться с составления бизнес-плана. Это документ, в котором отражаются проблемы, с которыми столкнется предприниматель в процессе достижения стратегических целей. Поэтому благодаря систематизации их по соответствующим разделам бизнес-плана, можно будет составить, разработать и применять оптимальные пути решения. Рассмотрим более подробно принципы и законы составления.

Бизнес-планирование на предприятии направлено на совершенствование его деятельности. Содержание и конкретизация разделов должна определяться спецификой и сферой его деятельности. Причем этот документ не только внутренний, он необходим для того, чтобы устанавливать полезные контакты.

Бизнес-планирование на предприятии должно предусматривать решение не только стратегических, но также и тактических целей, которые стоят перед руководством. Оно должно включать в себя:

  • оценку организационно-управленческого и финансово-экономического состояния компании;
  • анализ потенциальных и эффективных возможностей деятельности, слабых и сильных его сторон;
  • составление инвестиционных задач и целей на данный период.

Бизнес-планирование на предприятии должно обосновывать:

  • общие и специфические модели функционирования компании в условиях современной экономики;
  • выбор оптимальной тактики и стратегии конкуренции;
  • оценку материальных, финансовых и трудовых ресурсов, которые необходимы.

Согласно международным стандартам, предусматривается определенная структура, в которой должны быть обязательно некоторые разделы. Хотя руководство может включать также дополнительные.

Бизнес-планирование на предприятии должно содержать в первом разделе ее цели, их комбинацию и ранжирование. Он должен разрешать внутренние и внешние задачи.

Во втором разделе необходимо предоставить информацию о компании в целом. В нем имеется наименование фирмы, юридическая ее форма, регистрация в госоргане и адрес. Возможно включение в него истории организации и ее предшествующей деятельности.

Составление бизнес-плана предприятия должно содержать описание организационной структуры и персонала. Этому посвящается третий раздел, в который включается следующая информация:

  • описание необходимых трудовых ресурсов, их квалификации, опыта и ответственности;
  • форма правового обслуживания.

В четвертом и пятом разделах дается характеристика продукта (услуги), его назначение, сферы применения; жизненного цикла; технических, качественных и прочих партнеров; причины ценности товара для потребителя; описание недостатков и возможных модификаций. Помимо этого, должно быть обстоятельное описание рынка сбыта и экономической ситуации.

В шестом разделе необходим анализ внешнеэкономических связей. Речь идет об организационном их обеспечении: порядке регистрации компании, сроках открытия счета, процедурах декларирования товаров и имущества, которое вывозится за рубеж, и так далее.

В седьмом и восьмом разделах должен быть дан подробный анализ конкурентоспособности (поиск своей рыночной ниши, сравнение с конкурентами) и прогнозирование продаж на пять лет с приблизительным уровнем цен.

Маркетинговый план предприятия содержит также затраты на реализацию (упаковку, перевозку, хранение) и организацию производства. Речь идет о характеристике технологии, затрат на внедрение, необходимых патентах, ноу-хау, лицензии. Помимо этого, должно быть описание производственной базы (площадей, источников, оборудования, сроков и форм ее развития).

Последние разделы посвящаются анализу ожидаемой прибыли, имеющихся рисков, а также особенностям их страхования.

 

Комментарии