Со страниц Нового Завета явствует, что послание святого апостола Павла к филиппийцам явилось результатом его миссионерской деятельности в Европе, куда он отправился вместе со своими спутниками, такими же, как и он, проповедниками новой веры − Тимофеем, Силой и Лукой. Первым крупным европейским центром, получившим от них весть о приходе в мир Спасителя, стал македонский город Филиппы, жители которого именовались в те времена филиппийцами. К ним-то и было обращено апостольское послание.
Первая в Европе христианская община
В новозаветной книге «Деяния апостолов» говорится о том, что в Филиппах апостолу Павлу довелось побывать трижды. После своего первого посещения он заходил туда двумя годами позже по дороге в Коринф и еще через некоторое время, доставляя милостыню (денежный сбор) членам иерусалимской общины.
Многие жители города, являвшиеся прежде язычниками (иудеев там было крайне мало), живо откликнулись на апостольские проповеди, и в короткий срок из них была образована первая в Европе христианская община, что доставило несказанную радость ее основателю. Из послания апостола Павла к филиппийцам видно, что в последующий период он не терял с ними контакта и руководил их духовной жизнью через своих посланников или иных лиц, с которыми отправлял текущую корреспонденцию.
Дата и место составления послания
О том, где и когда было написано апостольское послание к филиппийцам, у исследователей существует вполне определенное мнение. Анализ документа показывает, что, по всей вероятности, составил он его, находясь в римской тюрьме, куда был брошен по приказанию императора Нерона в 61 году.
Об этом, в частности, свидетельствует упоминание автора о солдатах преторианского полка, несущих службу по охране узников. Их подразделение, как известно, входило в число императорских сил, расквартированных в Риме. Из текста видно также, что автор уверен в своем скором освобождении, которое последовало двумя годами позже. Таким образом, датировать послание Павла к филиппийцам принято 63 годом или очень близкой к нему датой. В научном мире существуют по этому вопросу и иные точки зрения, сторонники которых немногочисленны и не располагают достаточно убедительными аргументами в пользу своих теорий.
Апостольский посланник
Во время пребывания апостола Павла в римской темнице его навестил житель города Филиппы по имени Епафродит. Являясь активным членом новообразованной христианской общины своего города, он относился к узнику как к своему духовному отцу и всеми силами старался облегчить его участь. Он же ухаживал за ним во время болезни.
Желая обратиться с посланием к филиппийцам, Павел искал удобный для этого случай, и когда Епафродит известил его о намерении возвратиться домой, отправил с ним письмо, в котором сердечно благодарил горожан за собранное для него пособие и, кроме того, давал необходимые на тот момент религиозные наставления. Зная же, что члены филиппийской общины крайне обеспокоены известием о его болезни, апостол утешил их сообщением о своем благополучном выздоровлении.
Истинно отеческое послание
Весьма примечателен сам характер послания святого апостола Павла к филиппийцам. Читая его, невольно чувствуешь, что автор обращается к людям, с которыми связан узами истинно братской любви. С момента первой их встречи прошло немало лет, в течение которых члены основанной им христианской общины подвергались гонениям со стороны окружавших их язычников и в большинстве своем проявляли твердость духа. Эта преданность истинной вере, носителем которой он являлся, связала Павла с филиппийцами прочнее, чем кровные узы. Именно поэтому, обращаясь к ним, апостол говорит как любящий отец, уверенный в том, что возлюбленные им чада не посрамят его имени.
Структурные особенности произведения
Послание апостола Павла отличает непринужденность, более свойственная личным письмам, чем официальным документам. Во многом это впечатление создается благодаря тому, что автор не стремился создать его по строго установленному плану, а более руководствовался мыслями и чувствами, посещавшим его в тот или иной момент написания.
Свое послание братьям по вере апостол Павел разделил на четыре главы, составляющие две части документа. Первая из них начинается обычным в таких случаях приветствием, сопровождаемым коротким рассказом об обстоятельствах его жизни в тот период. Далее, во 2 главе послания филиппийцам, автор, приводя в пример Иисуса Христа, призывает своих читателей к борьбе за веру, а также единодушию, смирению и Божьему послушанию. Завершается глава сообщениями частного характера, касающимися лиц, окружавших Павла в тот период его жизни. Таково общее содержание первой части послания.
Следующая часть охватывает собой 3 и 4 главы. В ней апостол, обращаясь как к отдельным лицам, так и ко всем членам основанной им общины, предостерегает их от пагубного влияния приверженцев иудейской веры. Кроме того, он говорит о необходимости вырабатывать в себе способность к духовному самоусовершенствованию, без которого невозможно в полной мере следовать Христовым Заповедям. Завершается апостольское послание к филиппийцам словами благодарности и приветствия. Как и текст всего документа, они наполнены сердечностью, свидетельствующей о неразрывной близости Павла с его духовными чадами.
Толкования, составленные духовными лицами
В святоотеческой литературе можно встретить целый ряд толкований «Послания к филиппийцам святого апостола Павла». Это объясняется тем, что за внешней простотой его изложения скрыт глубокий смысл, постичь который непосвященному человеку крайне сложно. Автором наиболее известного сочинения подобного рода является святой Иоанн Златоуст – Константинопольский архиепископ, охвативший своей деятельностью вторую половину IV века и вошедший наряду с Григорием Богословом и Василием Великим в число трех Вселенских святителей.
Не меньшим уважением пользуется и работа блаженного Феодорита Кирского, ставшего ведущим представителем школы богословия, основанной в III веке жителями сирийского города Антиохия. Среди отечественных авторов наибольшего успеха добился преосвященный Феофан (Говоров) Затворник, написавший свой труд во второй половине XIX века и после кончины прославленный в лике святителей.
Светские толкователи апостольского послания
Известны также толкования, составленные не духовными лицами, а представителями светской науки, посвятившими этому вопросу свои углубленные исследования. Так, в 1989 году типографией Троице-Сергиевской лавры был опубликован капитальный труд московского историка Ивана Назарьевского. Его работа вызвала живой отклик среди широкого круга читателей и получила высокую оценку у представителей российского духовенства. В качестве еще одного примера можно привести сочинение немецкого ученого-библеиста Фридриха Мейера, написанное им в 1897 году и неоднократно переиздававшееся под редакцией Поля Эвальда и Марка Гаупта.
Мнение скептиков
Следует отметить, что, вопреки всеобщему убеждению в подлинности рассматриваемого документа, нередко находились исследователи, оспаривавшие этот факт. Например, немецкий философ Бруно Бауер еще в начале XIX века утверждал, что, несмотря на стилистическую схожесть с иными текстами, созданными апостолом Павлом, приписываемое ему послание к филиппийцам является более поздней подделкой.
В том же ключе высказался и его соотечественник Карл Гольстен. Опубликовав в середине 70-х годов XIX века свои комментарии к посланию к филиппийцам апостола Павла, он не преминул в точности повторить слова своего предшественника Бауера, от себя при этом добавив ряд доказательств, признанных богословами всего мира крайне неубедительными, а отчасти и намеренно сфальсифицированными.
Таким образом, что бы ни пытались утверждать скептики, послание святого апостола Павла к членам христианской общины, основанной им в македонском городе Филиппы, с полным правом можно отнести к высочайшим образцам религиозной мысли и сказать, что его текст по праву занимает место сред прочих книг Нового Завета.