Любая уважающая себя организация озабочена не только зарабатыванием денег, смыслом существования всегда является миссия предприятия. Это то самое дело, которому каждый его сотрудник обязан служить. Именно так бизнес формирует принципы и ценности. Функция миссии предприятия — отражать ее предназначение, позиционировать собственное отличие от конкурентов, определять роль, которую компания играет в общественной жизни.
Что будет или не будет делать компания
Прежде всего, миссия предприятия — это то, что компания делать не собирается. Там умалчивается о направлениях развития, о будущей деятельности компании, о бизнес-планах и о целях. Миссия предприятия - это стратегический смысл деятельности в стремлении к совершенству, это платформа, на которой сформирована мотивация всех сотрудников.
И это не увеличение богатства собственников, во всяком случае, не миссия на этот фактор воздействует. Скорее всего, потому, что эта миссия предприятия не воодушевит работников, ради набивания чужих кошельков они не станут стараться. Правда, бывают случаи, когда компания выпускает акции и распространяет их среди собственных сотрудников, но и тогда только подчеркиваются мотивы для создания дополнительных выгод, которые получают потребители и общество в целом.
Как определяется миссия
Собственники компании могут, как отмечено выше, разбогатеть только в том случае, когда как можно лучше удовлетворяются потребности клиентов. Поэтому определение миссии предприятия и состоит в том, чтобы предоставить потребителю самые качественные и конкурентоспособные услуги или товары. Именно в их производстве и состоит служение обществу.
Определение миссии предприятия предполагает использование практического способа. Именно так действуют самые прославленные фирмы, известные по всему миру. Нужно сформулировать сначала внутреннюю миссию предприятия, цели и задачи, которые не будут предназначены для печати. Для этого необходимо просто и честно ответить на некоторые вопросы.
Разработка миссии предприятия
Первый вопрос: чем занимается компания, каким видом бизнеса? Ответив на него, можно начать формирование миссии предприятия. Второй вопрос: для кого предназначена вся деятельность компании? Третий вопрос касается чисто географического расположения предприятия. Миссия, цель и стратегия всегда крепко связаны с этим фактором.
Далее вопрос более конкретный: каким образом происходит деятельность, чем уникален бизнес, в чем конкурентные преимущества? Определение миссии и целей предприятия невозможны без четкого знания ответов на эти вопросы. И напоследок: что компания не делает и никогда не станет этим заниматься? И это один из самых важных вопросов.
Границы бизнеса
Почему последний вопрос так важен? Потому что всегда существует круг возможностей, и любая компания может выйти за его границы. С одной стороны, это хорошо, но с другой — нет, поскольку практически всегда предприятие становится неповоротливым и тяжелым, если подгребает под себя все, что находится поблизости, без разбора.
Границы бизнеса необходимо оборонять, иначе сама миссия, цель и стратегия предприятия будут определяться с трудом. И когда ответы на все пять вопросов будут даны, можно из них вывести самую привлекательную миссию для публики, и сделать это очень лаконично, но емко.
Пример
Например, компания сталелитейной промышленности сделала примерно такую миссию: «Наша компания соединяет интересы потребителей и производителей, создает сервисные металлоцентры, укрепляет партнерские отношения. Мы развиваемся, зарабатываем и самореализуемся с помощью металлокомфорта!»
Это недостаточно продумано, поскольку никто не понимает, что это за компания: она посредник или производитель, какой у компании уровень — мировой или она находится и работает далеко в глубинке, в чем отличие этой компании от конкурентов. Виды миссии предприятия могут быть самыми разными, но формулировка не должна быть безликой.
Формулировка — самое важное
Если в публичной миссии не указаны отличительные черты компании, не обозначен масштаб деятельности, компания затеряется среди тысячи других, подобных ей фирм. Например, сотрудники ювелирной фирмы сформулировали миссию так: «Производим и реализуем изделия из драгоценных камней и металлов, которые доступны самому широкому кругу потребителей». Здесь нет ясности относительно географии и масштабов деятельности, а также нет ни одной отличительной черты данной фирмы перед остальными.
Даже настоящие «монстры» иногда допускают погрешности в формулировках миссии предприятия. Это, например, Microsoft Corporation, которая до 1999 года преподносила себя общественности так: «Компьютер — в каждый дом, на каждый рабочий стол, плюс программное обеспечение первого класса!», где ни слова о глобальности масштаба и способах реализации. Без указания в прессе, что это бренд "Майкрософта", никто и не поймет, о какой компании речь.
Миссия компании — это не лозунг!
Иногда компания даже мирового масштаба формулирует свою миссию слишком обобщающим образом, когда не совсем понятно даже то, чем она вообще занимается. Например, Coca-Cola. «Мы живем для того, чтобы вам помогать и давать силу!» — что это? Животворящий напиток или фармацевтические средства? А может, где-нибудь в далеком маленьком городке открылось предприятие по изготовлению тренажеров?
Замечательная фирма Eastman Kodak сформулировала свою миссию еще красноречивее: «Мы делаем фотографии!» И все. По идее, такой лозунг не является миссией предприятия ни в коей мере, поскольку совершенно ничего компания о себе не сообщает.
Почти положительный пример
В миссии должно быть четко указано, что компания производит, где она работает, для кого. Многие формулируют это замечательно. Например, компания Ford. В миссии этого предприятия указано: «Наша цель — ведущее место в производстве автомобильных услуг и товаров. Миссия международной компании, обогащенной опытом, в предоставлении услуг и товаров самого высокого качества. Благо страны, благо общества, всех, находящихся рядом, но прежде всего клиентов, — наши ценности».
Все, казалось бы, прекрасно. Однако сейчас практически любая автомобильная компания считает качество неотъемлемой чертой современного автомобилестроения, и это значит, что «Форд» не сможет выиграть в конкурентной борьбе, если будет опираться только на это. Не указаны другие преимущества.
Когда компания знает, что не будет или что будет делать
Миссия предприятия обязательно изменяется в зависимости от решений изменить или дополнить виды ее деятельности. Например, компания мирового уровня по производству лифтов Otis Elevator сначала говорила в миссии о том, что предоставляет клиентам средства перемещения грузов и людей вверх и вниз, а когда начала заниматься производством движущихся тротуаров и дорожек, в миссии появились слова «вверх, вниз и в стороны».
Также хорошо, что в миссии указано, что такую надежность перемещения не сможет обеспечить любая другая компания. «Надежность» — ключевое слово, это и есть та самая отличительная от конкурентов черта компании. Все говорит о том, что Otis Elevator отслеживает с должным вниманием все то, что делает, и все то, что делать не собирается.
Какова миссия, такова и судьба
Существовала в России такая одиозная компания — РАО «ЕЭС России». Несмотря на то, что она уже не существует, рассмотреть ее миссию будет полезно. Наверное, именно потому, что компания не существует. А миссия у нее была такова: «Стремиться к высокой рыночной стоимости акций компании, рост которой будет образован в процессе реструктуризации при осуществлении реформ в отрасли, повышения прозрачности и эффективности текущей деятельности».
Заниматься теплоснабжением и электроснабжением людей, живущих в России, компания явно не собиралась. Ей были интересны лишь собственные выгоды (рост стоимости акций, то есть — стоимости самой компании, чтобы продать ее подороже). Теперь понятны постоянные и бесконечные аварии, поломки, сбои подачи электроэнергии простым жителям и даже предприятиям, которые имеют первостепенное значение для экономики страны. На что поставишь, как говорят, игроки, то и получишь.
Вдохновение и точность
Что важнее — воображение или знание? Не нужно спешить с ответом, несмотря на то, что он кажется очевидным. Эйнштейн, например, считал, что именно воображение стимулирует прогресс, поскольку охватывает все на свете. Именно оно источник вдохновения, без которого нельзя четко сформулировать миссию компании. Ученые за долгие и многие годы преподавания Master of Business Administration (МВА) отмечают, что миссию собственного предприятия каждый сотрудник должен знать наизусть, а это без поэтической составляющей сделать невозможно.
Например, за восемь лет они проверили огромное количество своих слушателей, и только один представитель «ЛУКОЙЛ» из далекого регионального отделения смог немедленно и абсолютно точно произнести эти заветные слова — быстро, легко, без раздумий и напряжения. Более никто не в силах был этого сделать, хотя все понимали, о чем речь, пытаясь донести смысл миссии своими словами. Нужно, чтобы слова миссии были не только точны, но и оформлены красиво, легко произносились, а еще легче запоминались.
Как увидеть мечту
Нельзя хорошо управлять компанией без дара предвидения. В миссию компании и нужно вместить это представление о том, какой компания видится в будущем. Это идеал или мечта, которую сотрудникам предстоит воплотить в жизнь. Именно из видения будущего и формируется предварительная цель компании, вносится ясность в направление движения со всеми перспективами, именно видение будущего придает смысл будничной деятельности, которая с пониманием миссии компании приобретает значение.
Поэтому так важно как можно более полно описывать будущее компании, строительством которого будет заниматься весь коллектив. Но, согласно японской пословице о гребцах — «Нет смысла грести сильнее, если лодка плывет не туда» — первое, что необходимо при формировании миссии, это видение перспектив. Обычно главным качеством лидера считается харизма, но это не так. Можно зарядить сотрудников энергией, но это бесполезно, если они не знают, в какую сторону им нужно грести. Важнее всего — стратегическое видение.
Миссия компании и ее философская составляющая
Чем является стратегическое видение любого бизнеса, если не философией, определяющей ключевые убеждения и ценности организации? Здесь действуют такие характеристики компании, которые выявляют ее самые сильные стороны и могут поработать для успеха на рынке. Это платформа, на которой устанавливаются стратегические цели, откуда появляется общий вектор развития компании для того, чтобы расставить все приоритеты правильно.
Подход к формированию миссии постоянно изменяется в зависимости от требований современности, а потому нельзя брать за основу формулировки, выработанные полвека назад. Можно только изучать основные положения, касающиеся элементов построения миссии, а затем рассмотреть функции компании с глобальном масштабе, применив методы, подсказанные философией.
Зависимости
Понятие миссии и цели деятельности предприятия лишь на первый взгляд кажутся недостаточно реалистичной сентенцией, звучащей эфемерно и даже наигранно. Должна просматриваться четкая роль, абсолютно конкретные функции. Правильно сформулированная миссия компании задает жесткие рамки всей работе компании, а также развивает корпоративную культуру, укрепляет дух коллектива.
Виды миссий можно разграничить по уровням. Каждая компания, конечно же, функционирует строго на своем, и во всем существует зависимость: уровень развития рыночных отношений и амбиции компании в этой среде, ценности в обществе и многое еще. Однако структурировать существующие миссии практически невозможно, поскольку главной целью всегда служит одна — развитие, будь это уровень высокого бренда или малого предприятия. Миссия — это проверенный временем и весьма эффективный инструмент для того, чтобы сфокусировать усилия и ресурсы любой компании.
На практике
Так ли важно существование миссии у компании, которая успешно функционирует на современном рынке? Очень важно. Это своеобразный компас для любого бизнеса, который определяет вектор развития компании.
Так определяется характер ведения дел и ключевые принципы данного бизнеса. Именно миссия диктует поведенческие нормы сотрудникам, формируя уровень корпоративной культуры компании. Кроме того, миссия — прекрасный инструмент для PR.