Культурная политика: суть, основные направления, принципы, цели и формы. Культурная политика России
Культурная политика - это законы и программы правительства страны, которые регулируют, защищают, поощряют и финансово поддерживают деятельность государства, связанную с искусством и творчеством, такими как живопись, скульптура, музыка, танцы, литература и кинопроизводство. Она может включать области, связанные с языком, культурным наследием и разнообразием.
Происхождение
Идея государственной культурной политики была разработана в ЮНЕСКО в 1960-х годах. Она включает в себя правительство страны, устанавливающее процессы, правовые классификации, правила, законодательство. И, конечно же, институты культуры. Например, галереи, музеи, библиотеки, оперные театры и подобное. Именно они способствуют культурному разнообразию и творческому выражению в различных видах искусства.
Мировое значение
Культурная политика варьируется от одной страны к другой. Она направлена на улучшение доступности искусства и творческой деятельности для граждан. А также на продвижение художественного, музыкального, этнического, социолингвистического, литературного и других выражений всего населения государства. В некоторых странах особое внимание уделяется поддержке наследия коренных народов. На протяжении большей части двадцатого века многие из мероприятий, составляющих государственную культурную политику в 2010-х годах, регулировались под названием "политика в области искусства".
Способы проведения
Культурная политика может проводиться на федеральном, региональном или муниципальном уровнях. Примеры ее разработки включают многие виды деятельности:
- финансирования музыкального образования или театральных программ;
- проведение художественных выставок, которые спонсируют различные корпорации;
- создание правовых кодексов;
- организация политических институтов, советов по предоставлению искусств, учреждений культуры.
Теоретический подход
Социально-культурная политика, хотя и составляет небольшой процент бюджета даже очень развитых государств, является достаточно сложным сектором. Это приводит к огромному и неоднородному набору организаций и лиц. Они занимаются созданием, производством, презентацией, распространением и сохранением эстетического наследия, включая развлекательную деятельностью, продукцию и артефакты культуры. Культурная политика непременно заключает в себе широкий диапазон мероприятий. Она пользуется общественной поддержкой. К ней относятся:
- Наследие и исторические памятники.
- Ботанические сады, зоопарки, парки отдыха, аквариумы, дендрарии.
- Музеи и библиотеки.
- Общественные гуманитарные программы.
- Исполнительское искусство, к которому относятся: популярная и народная музыка; бальные и современные танцы; цирковые представления; балет; оперные постановки и мюзиклы; сценическое мастерство; радио и телевидение; кино.
- Изобразительное искусство, включающее живопись, архитектуру, керамику, скульптуру, графику, декоративно-прикладное искусство и фотографию.
Правительства некоторых государств размещают эти культурные области политики в других департаментах или министерствах. Например, относят национальные парки к департаменту окружающей среды, а департаменту образования передают общественные гуманитарные науки.
Демократизация культуры
Так как культура - это общественные благо, правительства стран осуществляют программы по содействию большей ее доступности. Значительные эстетические произведения (скульптуры, картины) должны быть в свободном доступе для широкой публики, а не прерогативой какого-либо социального класса или столичного региона. Национально-культурная политика не учитывает классовые условия, место проживания или уровень образования граждан.
Демократическое государство не рассматривается в виде потворства эстетическому предпочтению небольшой группы людей, пусть даже просвещенных, или как открытое вливание в искусство политических ценностей. "Демократизация" представляет собой нисходящий подход, предусматривающий определенные формы программирования. Именно они считаются общественным благом. Следовательно, основы государственной культурной политики формируются таким образом, чтобы демонстрировать, как удовлетворяются общественные интересы.
Задачи
Цель демократизации культуры - это эстетическое просвещение, повышение человеческого достоинства и развитие образованности среди всех слоев населения. Распространение информации является ключевой концепцией, направленной на создание равных возможностей для всех граждан, участвующих в организованных и финансируемых государством культурных мероприятиях. Чтобы достичь этой цели необходимо сделать спектакли и выставки менее дорогими. Доступное художественное образование уравняет эстетические возможности широких масс. Особое внимание стоит уделить гастролям национальных учреждений для выступлений в жилых комплексах, домах престарелых, детских приютах и на рабочих местах.
Культурная политика и искусство имеют крепкую связь. Она состоит как из прагматики, так и из глубокой философии. Культурное покровительство состоятельных людей или корпораций заметно отличается от покровительства в правительствах демократических стран. Частные меценаты ответственны только перед собой и вольны потакать своим вкусам и предпочтениям. Государство несет ответственность перед избирателями за свои политические решения.
Элитарность
Сторонники элитарной позиции утверждают, что культурная политика подчеркивает эстетическое качество как определяющий критерий государственной субвенции. Эта точка зрения поддерживается крупными организациями, успешными творческими деятелями, критиками и хорошо образованной, обеспеченной аудиторией.
Она настаивает на том, что искусство и культура должны достичь определенной степени изощренности, богатства и совершенства, чтобы человеческая природа процветала. При этом государство должно обеспечить весь процесс, если люди не хотят или не могут сделать это сами. Приверженцы элитарности сосредоточены на поддержке создания, сохранения и исполнения канонических произведений, которые рассматриваются как лучшие художественные продукты общества.
Популизм
Популистская позиция выступает за широкое распространение культуры. Такой подход подчеркивает менее традиционное и более плюралистическое представление о художественных достоинствах. Он сознательно стремится к развитию культурной политики. С акцентом на личное совершенствование, позиция популизма устанавливает очень ограниченные границы между любительской и профессиональной деятельностью. Цель состоит в том, чтобы предоставить возможности для тех, кто не является профессиональным мейнстримом. Например, в то время как элитарный подход предусматривает поддержку профессиональных музыкантов, особенно с классическим образованием, популистский подход будет способствовать поддержке любителей и самобытных певцов.
Элитарность - это культурная демократия, а популизм - демократизация культуры. Наблюдается тенденция рассматривать эти позиции как взаимоисключающие, а не взаимодополняющие.
Историческая перспектива РФ
В 1990-е годы в России был переход от "марксистско-ленинской" идеологии к новой культурной политике РФ. Коммунистическая партия широко использовала образование и просвещение для своих нужд. Эта система была в основном сформирована в 1920-х и 1930-х годах. В 1940-х годах она эволюционировала и подчеркивала укрепление исторической идентичности. Система оставалась такой до конца 1980-х годов, несмотря на несколько поверхностных изменений. Основами культурной политики того времени стали:
- формирование строгой централизованной системы управления и идеологического контроля;
- создание широкой сети государственных учреждений культуры с мощным воспитательным влиянием;
- принятие соответствующих нормативных актов;
- поддержка классической или высокой культуры, которая воспринималась как лояльная или нейтральная по содержанию.
Во времена СССР
Приоритет был отдан инструментам с наибольшим потенциалом для распространения информации: радио, кино, пресса. С 1960-х годов акцент был сделан на телевидении. Основной задачей так называемых "творческих союзов", охватывающих основные формы искусства, был контроль художественного сообщества и интеллигенции. А также организация их профессиональной деятельности в соответствии с потребностями Коммунистической партии.
В 1953 году было создано Министерство культуры СССР. Это была бюрократическая машина для управления просвещенностью граждан страны. Несмотря на это национальная культурная жизнь была многогранной. И, главное, разнообразной. Участие народа в официально организованных художественных мероприятиях было стратегией культурной политики.
После "оттепели"
В 1950-1960-е годы, реформы Никиты Хрущева и так называемая "оттепель" подняли стремления к либерализму, в том числе и в культурной жизни страны. Произошедшие изменения затормозились в эпоху "застоя" при правлении Леонида Брежнева.
В середине 1980-х Михаил Горбачев инициировал реальные перемены, ослабляя идеологическое давление на средства массовой информации и административный контроль над учреждениями культуры и образования. Интеллигенция, художники, деятели культуры стали самыми горячими сторонниками "перестройки."
В 90-е годы
В 1990 году "Закон о печати и других средствах массовой информации" ликвидировал государственную цензуру, тем самым провозгласив отмену идеологического контроля. Основой государственной культурной политики стало:
- Гарантированная свобода выражений мнения.
- Сохранение наследия и сети государственных учреждений культуры.
В июне 1993 года правительством Российской Федерации были одобрены эти цели. Была основана федеральная программа развития и сохранения культуры и искусства. Государство склонно было сократить свое участие в культурной сфере. Надеясь на самостоятельную деятельность учреждений культуры. А также регулирование рынка и спонсорство. Последнее должно было развиваться в российской культурной политике только в 1990-е годы, когда во всех аспектах жизни глубоко ощущались проблемы. Сформировалась задача по обновлению общей правовой базы в изучаемой сфере.
В середине 1990-х годов была проведена работа по подготовке доклада "О национальной культурной политике государства". Он помог сравнить российские приоритеты с теми, что разработаны на европейском уровне.
В 1997-1999 годах была создана Федеральная программа развития культуры. Ее цели направлялись больше на процветание, чем на сохранение, но политический и экономический кризис не позволил этого достигнуть. Однако культурная жизнь была разнообразной. Публичные дебаты были сосредоточены на противоречии между высоким социальным статусом искусства и недостаточным финансированием культурного сектора. Бюджет на культуру сократили. Следовательно, уменьшилась заработная плата лиц, работающих в ее учреждениях. Борьба за ресурсы стала первоочередной задачей.
В 1999 году произошел поворот к стабильности культурной политики РФ. Однако общественное почтение к качеству искусства радикально снизилось. Оно было заменено массовыми развлечениями, рассматриваемыми в первую очередь как коммерческие действия.
2000-е годы
Накануне XXI века политиками было широко признано, что контроль и обеспечение свободы выражения мнений недостаточны для поддержки и развития изучаемой отрасли. Общественные дискуссии по культурной политике России были сосредоточены на двух противоположных полюсах:
- сокращение перечня учреждений и изменение их правового статуса, в том числе приватизация;
- или расширение государственной поддержки и выполнение важных социокультурных функций.
С 2003 года федеральное правительство в духе повышения эффективности бюджетных расходов предприняло следующие меры:
- перераспределение обязанностей между тремя административными уровнями - государственным, региональным и местным;
- внедрение бюджетирования деятельности и расширение конкурентного распределения денежных средств;
- создание новых юридических форм для некоммерческих организаций в целях стимулирования институциональной перестройки сектора культуры;
- содействие развитию государственного, а также частного партнерства, приватизация, восстановление религиозных организаций.
В 2004 году система российского правительства была расформирована в рамках административной реформы. Исполнительная власть была организована на трех федеральных уровнях: политическом (Министерство), контролирующем (надзорная служба) и административном (агентство). Что касается ответственности, то в разное время Министерство Федеральной культуры могло отвечать за туризм или средства массовой информации. Управление сетью учреждений было передано на региональный и муниципальный (местный) уровни. Их финансирование зависело от соответствующих бюджетов.
Особенности современной модели
Что указано в "Основном законе о культуре" (1992)? Какие нюансы отмечены в нем? Главное, что государственная культурная политика означает как принципы, так и нормы, которыми руководствуется правительство в своих действиях по развитию, распространению и сохранению наследия. Ее модель развивается от централизованного управления к более сложному - коммерческому. Появились новые политики в области культуры, включая органы местного самоуправления и частные субъекты. Принимаются меры общеполитического и административного характера:
- децентрализация и ответственность;
- поддержка культурных учреждений и объектов национального наследия;
- развитие современного искусства и медиакультуры.
Национальное определение
Национальное понимание культуры основано на высоком уважении к ее фундаментальной социально-этической роли. Эта идея была сформирована русской интеллигенцией, принятой в качестве клише в массовое сознание. Для светских демократов основная роль культуры понимается как:
- символическая социальная сплоченность;
- формирование национальных идей;
- обеспечение основы духовно-нравственных ориентиров;
- основа целостности нации.
В последнее время на всех официальных уровнях культура и культурное наследие рассматриваются как единая система ценностей. Она лежит в основе национальной идентичности, влияет на все слои общества и является источником гордости и патриотизма.
В массовом сознании культура понимается как общественное благо и общественная (государственная) ответственность. В качестве ее распространения используются средства массовой информации. Идея отобрать у государства культурные учреждения и памятники с передачей их в частные руки не отвечает более широкому пониманию со стороны публики и профессионалов сферы искусств.
Цели
Культурная политика призвана реализовать конституционные права граждан России. Что это значит? Дискуссии, последовавшие за докладами национальных и европейских экспертов по вопросам культурной политики России и ее представление комитету по культуре Совета Европы, поддержали сценарий развития. Который соответствовал идеям и принципам, изложенным в документах ЮНЕСКО. На официальном уровне были сформулированы цели, подчеркивающие важность классической культуры и национальных традиций, творчества и охранной деятельности, доступа к искусству и художественному образованию.
Стратегия 2020
В 2008 году министром экономики была представлена "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации" (2008-2020) или "Стратегия 2020". Ее направления:
- обеспечить равный доступ к ценностям культуры, услугам и художественному образованию всем гражданам России;
- сохранение и популяризация этнического наследия России;
- обеспечение качества услуг;
- продвижение позитивного имиджа России за рубежом;
- совершенствование административных, экономических и правовых механизмов в сфере культуры.
Правительственная "Стратегия 2020" связывает инновации с массовыми инвестициями в человека. Капитал нужен и относительно общего развития образования, науки и искусства. Также предлагаются основные этапы и соответствующие показатели для расширения и модернизации сети государственных культурных учреждений.
Культура РФ
Целевая федеральная программа "Культура России" (2012-2018 годы), аккумулирующая финансирование для наиболее важных мероприятий заявляет следующие цели:
- сохранение самобытности России, равный доступ к культурным ценностям, возможность для личностного и духовного развития;
- обеспечение качества и разнообразия услуг, модернизация учреждений культуры;
- информатизация отрасли;
- модернизация художественного образования и подготовка специалистов с учетом сохранения российской школы;
- участие в культурной жизни, актуализация национального творчества;
- увеличение инновационного потенциала;
- повышение качества и доступности туристских услуг: отечественных и зарубежных;
- обеспечение устойчивого развития культуры и искусства.
Общее описание системы
Государство по-прежнему является главным действующим лицом культурной политики в РФ, а исполнительная власть сохраняет свою ключевую роль в структурах управления. Президентом Российской Федерации назначается министр, заведующей изучаемой отраслью, и формулируются принципы и приоритеты национальной политики в Парламенте. Главный консультативный орган - Совет по культуре и искусству Российской Федерации, он основан в 1996 году. Его члены назначаются президентом и в их число входят видные деятели культуры, художники и представители союзов художников. Совет должен информировать главу государства по вопросам культуры и искусства, обеспечивать взаимодействие с творческим сообществом и культурными организациями. Также он предлагает кандидатуры на получение государственных наград.
Члены Государственной Думы в сотрудничестве с Министерством культуры лоббируют интересы и потребности культурного сектора, его специалистов и учреждений. Существуют специальные комитеты культуры, межнациональных отношений и информационной политики, в которых разрабатываются законы для парламентского обсуждения.
Министерство культуры Российской Федерации должно обеспечить нормативные акты, управлять государственной собственностью и оказывать государственные услуги , связанные с культурой, искусством, культурным наследием, кино, архивами, правами авторов, смежными права и туризмом.
Министерство связи и массовых коммуникаций формирует государственную политику в области СМИ, печати и обработки персональных данных.