Материально-техническое оснащение: нормы и требования

Материально-техническое оснащение является важным аспектом для любого учреждения, включая общеобразовательные школы.

Министерством образования и науки Российской Федерации был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования (ФГОС) в декабре 2010 года. Его основным предназначением является стандартизация и систематизация учебной деятельности, но есть в нем и требования к материально техническому оснащению кабинетов.

особенности образовательной организации

Теоретические аспекты

Все требования, касающиеся учебных аудиторий и специализированных кабинетов, основываются на следующей законодательной базе:

  • Приказе Министерства образования РФ №986 (2010 год), касающемся минимальной оснащенности ученических классов и учебного процесса техническими средствами.

  • САНПИН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 №189 (они не утратили своей актуальности и в настоящее время), касающиеся эпидемиологических требований к учебным помещениям и образовательной деятельности.

Материально-техническое оснащение начальной школы основывается на Приказе Минобрнауки РФ от 30 марта 2016 года. У учебных организаций есть право на внесение изменений и уточнений в правила и нормы, не отходя от установленного регламента, не менее 1 раза в 10 лет.

техническое оснащение программы

Общие требования

Что предполагает материально-техническое оснащение образовательной организации? Главным требованием является соответствие оборудования санитарно-гигиеническим требованиям САНПИН. Оборудование собирается только из экологически безопасных материалов, которые поддаются легкой мойке и отвечают нормам охраны труда. Мебель, применяемая для оснащения классов, должна быть пожаробезопасной, сертифицированной таможенным регламентом ТР ТС 025/2012.

Материально-техническое оснащение кабинета химии осуществляется согласно ГОСТ 8.568 и должно быть аттестовано специальной комиссией. Техника, применяемая для интерактивного обучения в российских школах, не подвергается сертификации, но предполагает наличие технической документации (оригинального паспорта производителя).

материально техническое оснащение образовательной организации

Место преподавателя

Какими средствами материально-технического оснащения должен быть оборудован кабинет педагога? Остановимся на данном вопросе подробнее:

  • рабочее место (кресло, стул, стол) предполагает наличие дополнительных ящиков, полок, имеющих удобную конфигурацию;

  • интерактивный программно-аппаратный комплекс, предполагающий передачу информации;

  • мебель для размещения обучающих материалов (стеллажи, шкафы) с требуемым количеством полок и секций в разной конфигурации и габаритах;

  • устройство для оформления экспозиции (стендовых материалов)

В зависимости от специализации применяются наглядные пособия, инструменты, приспособления.

Материально-техническое оснащение обязывает установку доски для письма мелом со специальным антибликовым покрытием. Эксперты утверждают, что только ее не коснулись изменения.

о материально техническом оснащении

Важные моменты

Нормы материально-технического оснащения допускают установку в учебном кабинете интерактивной доски при условии ее безопасности и гигиеничности. Она должна быть одинаково освещена, видна с любого ученического места, не бликовать. В инструкции обязательно указывается подробная информация обо всех параметрах интерактивной доски, в противном случае ее эксплуатация в рамках образовательной организации будет запрещена.

Рабочее место школьника

Отдельные требования предъявляются к материально-техническому оснащению парт. Они должны подбираться согласно росту ребенка, рационально устанавливаться в пространстве кабинета. В настоящее время классические парты САНПИН рекомендует заменять на специальную мебель повышенного удобства, которая учитывает анатомию школьника. К примеру, выпускают «растущие парты», подогнать которые можно под каждого школьника. В столешницу встраиваются дополнительные ящики для школьных принадлежностей. Парта оснащается механизмом регулировки наклона рабочей поверхности.

Комфортность сидения школьника в течение 5-6 уроков обеспечивается откидной спинкой, регулировкой высоты и поворота, мягкой обивкой.

Существуют и требования к расположению в классе парт, отличающихся по габаритам. Парты меньших размеров ставят ближе к учительскому столу, остальные - по мере увеличения размеров к концу класса. Определенные требования выдвигаются к размерам проходов между рядами, прописанные в САНПИН.

материально техническое оснащение организации

Особенности технического оснащения

При планировке кабинета важно помнить об основных требованиях безопасности, включая и пожарную безопасность. Материально-техническое оснащение организации образовательного вида характеризует ФГОС. Данный документ определяет тип аппаратуры, рекомендуемой для установки в классах ОУ для ведения полноценного учебного и воспитательного процесса. К комплекту относят:

  • магнитолы и мультимедиа плейеры;

  • телевизор;

  • экран для проектора (не допускается проецирование изображения на стену);

  • интерактивная доска;

  • планшет либо компьютер.

Рекомендуется планировать в кабинете отдельную зону для просмотра передач или телевизионных фильмов, чтобы дети находились от экрана на безопасном для глаз расстоянии.

Материально-техническое оснащение школы осуществляется по Приказу Минобрнауки РФ (2006 год, №336). Данный документ предполагает подбор специального научного и интерактивного оборудования для специализированных кабинетов (химии, биологии, физики, истории, астрономии).

материально техническое оснащение школы

Реалии времени

На практике материально-техническое оснащение организации во многих школах, расположенных в небольших российских городах, существенно отстает от научно-технического прогресса: в классах устанавливается нерегулируемая устаревшая мебель, стены в классе красят пастельными цветами. Многие производители предлагают ученические столы и парты, шкафчики для книг из надежного МДФ в красивом цветовом диапазоне, но недостаточное финансирование не позволяет директорам школ покупать ее.

Кабинет химии

Под ним подразумевают специальный класс, в котором рационально установлен комплект оборудования, мебель, а также технические средства обучения. Сведения о материально-техническом оснащении также можно найти в ФГОС. Оборудование, подбираемое в кабинет химии, в полной мере должен учитывать специфику предмета, включать демонстрационный стол для педагога, места на ученических партах для размещения реактивов и лабораторного оборудования.

Общие требования к кабинету

Необходима специальная школьная нормативная документация на открытие и деятельность кабинета:

  • Приказ директора ОУ о назначении заведующего кабинетом, лаборанта (разрабатывается специальная должностная инструкция);

  • паспорт кабинета, который оформляется с обязательным указанием его функционального предназначения (указывается установленное оборудование, наглядные пособия, технические средства обучения, дидактические материалы, учебные пособия);

  • инвентарная и дефектная ведомости на инвентарь и оборудование, которые установлены в кабинете;

  • полные правила техники безопасности при проведении практических и лабораторных работ;

  • акт принятия кабинета руководством образовательной организации;

  • протокол решения комиссии ОУ о готовности к обеспечению условий для успешной реализации образовательной программы на определенный учебный год;

  • план деятельности на учебный год (перспективное планирование)

Что еще включает материально-техническое оснащение? Программы по химии предполагают проведение школьниками практических экспериментов и опытов, поэтому обязательным элементом является вытяжной шкаф.

Требования к организации работы учебного кабинета

После модернизации системы отечественного образования существенно изменились требования к оснащенности (укомплектованности) учебных кабинетов. Для того чтобы кабинет обеспечивал оптимальные условия для выполнения требований образовательного стандарта, в нем должны быть следующие элементы:

  • традиционная часть;

  • развивающий элемент (технические и методические средства обучения).

Первая часть подразумевает наличие учебной программы базового и вариативного видов, тематическое планирование, учебники, пособия, справочники, сборники задач и упражнений, демонстрационные и раздаточные пособия. В кабинетах биологии, химии, физики дополнительно должны присутствовать инструкции по выполнению лабораторных и практических работ.

К развивающему элементу относятся звуковые и экранные пособия (кинофрагменты, диафильмы, диапозитивы), дидактические материалы для обеспечения разноуровневого обучения (база и профиль). Также должен быть шкаф, специально отведенный под информационные материалы для учебной деятельности: рефераты, доклады, сочинения школьников, материалы газет. Они должны быть систематизированы, оформлены в специальную картотеку.

Также по требованиям ФГОС нового поколения в учебном кабинете должен быть банк материалов энциклопедических и справочных источников.

Отдельное место отводится подборке творческих заданий, готовым исследовательским работам школьников.

Обязательным является расписание учебного кабинета в урочное и во внеурочное время (в рамках дополнительного образования). Если в кабинете планируется проведение семинарских занятий, онлайн-обучение или индивидуальная работа, это также указывается в графике.

каковы особенности нормативно-технического оснащения школьных кабинетов

Особенности оснащения предприятий

Материально-техническое оснащение организаций зависит от профиля деятельности. В частности, в магазине торгово-оперативный процесс заключается в проведении следующих последовательных операций: прием товаров, их хранение, подготовка к продаже, выкладка на прилавок, показ, расчет, реализация.

Чтобы выполнять необходимые операции, во всех помещениях магазина должны быть определенные наборы мебели, которые соответствуют специфике торгового зала, и подсобные помещения. Важно выбрать тип мебели и ее количество, чтобы рационально организовать торговый процесс, повысить производительность труда сотрудников торговли, грамотно использовать все торговые площади магазина, улучшить интерьер торгового зала.

Подбор мебели в магазине предполагает учет способа обслуживания покупателей, специфику продаж, хранения конкретных групп товаров, периодичность пополнения запасов.

Важные моменты

Существует классификация мебели, предназначенной для торговых предприятий по следующим показателям:

  • месту применения (для залов, подсобных помещений);

  • предназначению (пристенные горки, прилавки, витрины, контейнеры, подтоварники и стеллажи, фасовочные столы, кассовые кабины, упаковочные столы);

  • способу крепления (пристенные, островные, навесные, встроенные);

  • товарному профилю (специальное оборудование для реализации конкретных товаров и универсальное для реализации любых продуктов

Подведем итоги

В любой образовательной, медицинской, торговой организации, производственных цехах должно использоваться определенное оборудование. Материально-техническая база в образовательных организациях и медицинских учреждениях должна соответствовать нормативным документам, утвержденным соответствующими ведомствами.

К примеру, при нарушении требований к кабинету химии, функционирующему в образовательной организации РФ, в качестве негативных последствий можно рассматривать травматизм школьников во время проведения практических и лабораторных работ.

Любое несоответствие локальным актам является законным основанием для прекращения деятельности отдельного кабинета (помещения) и всей организации.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 4
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.