М. Пэрриш был таким известным художником, что даже один из цветов палитры назвали в его честь: «Пэрриш блу» (Пэрриш светло-голубой). Хотя Максфилд Пэрриш сильно отличался от других художников-современников своими техниками, трудолюбием, поиском натурщиц и многим другим, он вошел в историю американской живописи как автор одной картины - «Рассвет», ставшей его визитной карточкой в мире живописи.
Краткая биография художника
Биографию Максфилда Пэрриша (1870-1966) необходимо начать с того, что его отец Стефан Пэрриш был гравером и художником-пейзажистом. Он имел достаточно денег и навыков, чтобы очень многое дать своему сыну, рано проявившему способности к рисованию. В первую очередь это достойное образование: Максфилд закончил Академию изящных искусств в Пенсильвании. При рождении художник получил имя Фредерик, но, начав работать и зарабатывать, сменил имя на девичью фамилию матери Максфилд. Это имя превратилось в его творческий псевдоним.
Первые известные работы – иллюстрации. Это сборник 1887 года Баума «Сказки Матушки Гусыни в прозе», иллюстрации к сборнику стихов для детей и к «Арабским ночам» («Тысяча и одна ночь»). Его великолепные работы с эльфами, драконами, феями были так понятны детям, так радовали их и вводили в настоящий волшебный мир, что художник сразу был просто завален заказами. Как иллюстратор Максфилд Пэрриш сотрудничал со многими журналами, став одной из звезд «золотого века иллюстрации» на рубеже 19-20 веков и создав множество журнальных обложек.
Он был весьма востребован, достаточно богат и известен своими иллюстрациями. Но художник заболевает, переносит стресс и перестает работать над иллюстрациями, обратившись к пейзажу, жанру его отца. Масляная живопись Пэрриша, напоминающая рисунком и выбором сюжетов прерафаэлитов, сильно отличалась от работ других художников своим неповторимым, магическим свечением. Картины Максфилда Пэрриша экспонируются в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке.
Особенности стиля и техники Пэрриша
Стиль художника легко узнаваем: он с огромным тщанием и реалистичной точностью выписывал детали работы и высвечивал их, накладывая слои краски друг на друга, перемежая их и сглаживая слоями лака. Спокойным светом, умиротворенностью веет практически от всех его картин. Они приятны и жизнеутверждающи, поднимают настроение и добавляют оптимизма.
Максфилд Пэрриш тратил уйму времени, создавая пейзажи для картин в своей мастерской из камней и подручного материала, использовал разнообразнейшее освещение с помощью множества источников света.
На картинах художника не видно мазков кистью, все скрыто от глаз. Это уводит зрителя в волшебный мир художника, отказавшегося иллюстрировать сказки, но вновь создававшего магию волшебства в своих произведениях.
Подбор натурщиков для картин
Позировали для картин Пэрриша, как правило, его родственники, друзья и знакомые. Обосновывалось это художником тем, что он хочет передать в своих картинах «дух невинности», то есть, скорее всего, свежесть, незаштампованность, как мы сказали бы сегодня.
Для картины «Рассвет» ему позировала дочь Джэйн. Но главной натурщицей Максфилда Пэрриша была вначале няня детей, а затем экономка семьи - Сьюзен Левин. Именно с ее фото он рисовал женские обнаженные фигуры на своих картинах, ее тело нарисовано у лежащей девушки на картине «Рассвет», но обликом ее стало лицо Китти Спенс (урожденной Рут Брайан Оуэн). Китти Спенс - восемнадцатилетняя внучка американского политика У. Д. Брайана, позировавшая ему для обложки журнала «Лайф» в 1922-23 годах, для картин «Каньон» (1923), «Утро» (1922) и других.
История создания картины «Рассвет»
Картина «Рассвет» создавалась художником в течение двух лет, большую часть из которых он думал над ней, не приступая к работе, оставляя нетронутой «красивую белую панель», которая всегда была у него перед глазами. В 1923 году готовая работа была представлена публике и высоко оценена. А к 1925 году картина Максфилда Пэрриша «Рассвет» была уже растиражирована в виде литографии и стала не менее известна, по словам современников, чем «Тайная вечеря» Да Винчи или «Банки с супом «Кэмпбелл» Э. Уорхола. Правда, многие критики отмечали, что литография не передает полностью всей прелести оригинала.
В картине художником впервые после отказа от иллюстраций найдено новое направление в творчестве: соединение античности и американской современности. Только сумев найти и слить воедино так нравящиеся современникам детали прошлого и узнаваемого настоящего, создав новый сияющий сказочный мир, художник находит себя нового.
Сюжет картины «Рассвет» и ее судьба
Картина изображает сцену из жизни в Аркадии, сказочной стране, где все живут просто, безбедно и счастливо. Свет восходящего солнца заливает полотно. Две юных невинных девушки, лежащая и склоненная к ней, полны света и радости.
Мощные колонны и ласковая сила гор вдали охраняют их покой, а цветущие ветви и гладкость поверхностей переднего плана придают картине необходимую нежность и красоту. Настоящее, осязаемое воплощение «американской мечты»: спокойная уверенность в завтрашнем дне, радость бытия, красота и гармония с природой сделали картину самой любимой для целого поколения жителей США. Работа была сразу же оценена критиками как великолепное произведение современного американского искусства.
Купивший картину сразу после показа «неизвестный» скрыл ее от глаз современников на 50 лет, что также добавило полотну популярности. Этим «неизвестным» оказался У. Д. Брайан, дед модели, позировавшей художнику. Сейчас картина находится в частной коллекции.
Картина Пэрриша Summer
Картину Summer (по-английски «Лето») можно считать типичной для творчества Пэриша. На картине обнаженная женщина сидит на краю озера в тени ветвей буйно цветущего дерева или кустов, опустив ступни ног в воду и закрыв глаза. На картине Максфилда Пэрриша Summer жарой и солнцем переполнены воздух и все вокруг. А вода озера, струи бегущего с гор водопада и сами горы в дымке отдают прохладной свежестью.
Что именно делает женщина в кустах, непонятно, мы не видим ее рук. Эта «непонятность» сюжета, пейзаж фона и подражающая античности обрисовка фигуры взяты явно от прерафаэлитов, а распределение объемов на картине (плоскость переднего плана + еще одна плоскость + еще одна и т.д.) и выбор цветовой гаммы – дань процветающему тогда модерну. Картина, безусловно, талантлива и хороша даже на репродукции.
М. Пэрриш и его картины сегодня
Сегодня картины художника поражают впечатление сиянием, льющимся на зрителя, красотой удивительного мира, созданного художником, в который мы легко можем войти, рассматривая его работы. Сказка, начатая художником в его иллюстрациях, нашла продолжение и в его живописных работах. Она живет даже в легко узнаваемых пейзажах штата Гемпшир.
Но художник удивляет еще и своей работоспособностью, тщательностью отделки своих произведений, законченностью (до скрупулезности) всех своих работ.