Стабилизационный фонд России

Любой экономике нужна страховка в виде запаса прочности. К такому запасу прочности относится стабилизационный фонд России, ставший продолжением бюджета развития, заложенного в 1998 году и окончательно сформированный к 2004 году.

Основной пункт доходов бюджета государства сегодня — экспорт энергоресурсов, что ставит экономику России в значительную зависимость от мировых цен на нефть. Источник основного российского дохода не вечен, а значит, работает во временном интервале. Кроме того, большинство экономических стран заняты разработкой программ по энергосбережению. Да и Россия должна снизить свою зависимость от общих ценовых скачков на энергоресурсы.

Идея развития бюджета (1998) опиралась на необходимость финансирования государством крупнейших и наиболее значимых объектов страны, которые могли бы стать своеобразными "локомотивами" при наступившем кризисе.

Новая подача стабилизационного фонда была поначалу противоположностью «бюджету развития». Изначально здесь предполагалось создание страхующих резервов для финансирования бюджета при падениях цен на "черное золото" (нефть), что облегчило бы контроль возможной инфляции, поскольку сверхдоходы планировалось вложить в крупнейшие иностранные активы. Кроме того, стабилизационный фонд РФ позволил бы решить проблемы финансирования в системе государственных пенсий. Идею создания фонда поддерживали практически все: практика функционирования подобных фондов в других странах уже успела доказать свою состоятельность.

С 1.02.2008 созданный стабилизационный фонд разделен на: фонд Резервный (около 3,7 млрд руб.) и Национальный (национального благосостояния (около 783 млрд. руб.). Общий размер прибыли, привязанной к ВВП, вырастал примерно на 1% в год, а с 2010 г. зафиксировался на отметке 3,7%.

Контроль и управление средствами фонда лежит на Министерстве финансов РФ. Порядок управления определен Правительством страны. Часть полномочий по управлению отдана Центральному банку России (согласно договоренности с Правительством РФ).

Стабилизационный фонд, согласно предназначению, может частично размещаться в долговых обязательствах других государств, перечень которых утвержден Правительством России. Управление средствами может осуществляться в нескольких направлениях, как отдельно взятых, так и одновременных. Основные направления:

  • приобретение долговых обязательств других государств;
  • приобретение валюты других государств (с ее размещением на счетах, с уплатой процентов).

Казалось бы, создание фонда — дело выгодное и однозначно приносящее прибыль, причем прибыль огромную и быструю. Тогда почему механизм управления этим фондом является причиной столь высокого внимания не только социологов, юристов, финансистов, экономистов и политологов, но и широкой общественности в целом? Ответ кроется в существенных расхождениях между преподнесенной теорией и практикой функционирования. Несомненно положительное позиционирование фонда с одной стороны и отрицательные факторы — с другой, в частности:

  • организационные проблемы;
  • сомнительная целесообразность с экономической точки зрения;
  • неэффективность в правовом обеспечении;
  • недовольство налогоплательщиков;
  • психоэмоциональная напряженность всего общества в целом.

Тема актуальна и приобрела уже всенародный характер. Четыре года назад ВЦИОМом (центром изучения мнения общества) проведен опрос, в результате которого выяснилось: 90% россиян выступают за "расконсервирование" стабилизационного фонда, 5% из оставшихся считают, что фонд расходовать нельзя, около 5% процентов сомневаются в необходимости таких действий. Из этих 90% опрошенных 32% предлагают отдать деньги на развитие здравоохранения, 28% — на прибавку к пенсиям, 26% — на прибавки к зарплатам бюджетников, 19% — на образование, 3% — на социальные выплаты (сиротам, инвалидам).

Настроение граждан понятно. Здесь нельзя не согласиться с популистским и одиозным заявлением С. Глазьева: "Политика Правительства аморальна и абсурдна. При нищенской зарплате, при катастрофическом недофинансировании здравоохранения и образования, при разложении правоохранительной системы, пораженной коррупцией, замораживание сотен миллиардов рублей недопустимо."

Денежные потоки фонда на сегодня остаются загадкой за множеством печатей. Проследить, куда, как и по чьим распоряжениям движутся средства бюджета, сегодня простому гражданину России невозможно, поскольку информация остается пока недоступной.

Комментарии