Прялка «Дженни». Прядильная машина Харгривса. Описание конструкции, фото
Прялка «Дженни» - революционное изобретение 18 века, которое навсегда изменило текстильную промышленность. Узнайте историю создания этой удивительной машины и как она повлияла на развитие промышленной революции.
Предпосылки создания прялки «Дженни»
В середине 18 века экономика Англии переживала подъем. Рос спрос на хлопковую пряжу для производства тканей. Однако ручное производство пряжи на обычных прялках уже не справлялось с растущими объемами. Требовались новые решения для механизации этого трудоемкого процесса.
Первые попытки модернизировать традиционную прялку предпринимались еще в 1730-х годах. Но лишь в 1764 году английский изобретатель Джеймс Харгривс сконструировал по-настоящему революционное устройство, которое вошло в историю под названием «Дженни».
Джеймс Харгривс - изобретатель прялки «Дженни»
Джеймс Харгривс родился в 1720 году в английском городке Стэндхилл. Он работал плотником и ткачом на обычном ткацком станке.
Однажды Харгривс наблюдал как его маленькая дочь Дженни играла с прялкой и случайно опрокинула ее. Колесо прялки продолжало вращаться, а веретено прясть пряжу, хотя находилось в вертикальном положении. Этот случай натолкнул Харгривса на идею создания машины с несколькими вертикальными веретенами.
В 1764 году Харгривс сконструировал первый образец механической прялки, которую в честь дочери назвал «Дженни». Это изобретение навсегда изменило текстильное производство.
Конструкция прялки «Дженни»
Основными элементами конструкции прялки «Дженни» были:
- 8 веретен в вертикальном положении
- 1 большое колесо для привода веретен
- Наклонная рама для размещения исходного сырья
- Деревянный вытяжной пресс
- Механизм передачи вращения от колеса к веретенам
Работа на прялке «Дженни» выглядела следующим образом:
- На наклонную раму помещался материал для прядения.
- Волокна вытягивались через деревянный пресс и крепились к веретенам.
- Прядильщик крутил большим колесом, приводя в движение веретена.
- Одной рукой он перемещал пресс, другой крутил колесо.
- Готовая пряжа наматывалась на веретена.
Благодаря наличию 8 веретен, производительность прялки «Дженни» была в 6 раз выше, чем у обычной ручной прялки. Один работник мог выполнить работу 5 прядильщиков!
Основным недостатком конструкции было получение слабой пряжи из-за недостаточной вытяжки. Поэтому в пряжу часто добавляли льняные волокна.
Промышленное производство прялки «Дженни»
После изобретения в 1764 году Харгривс начал продавать первые экземпляры своей механической прялки текстильным фабрикам. Благодаря высокой производительности новых машин, объемы производства хлопковой пряжи резко возросли.
Однако появление прялки «Дженни» привело к массовой безработице среди ручных прядильщиков, которые теперь стали не нужны фабпикам. В 1768 году недовольные рабочие устроили погром в доме Харгривса и уничтожили несколько прялок.
Изобретатель был вынужден переехать в город Ноттингем, где вместе с предпринимателем Томасом Джеймсом основал одну из первых механизированных фабрик по производству хлопчатобумажной пряжи с использованием прялок «Дженни».
Несмотря на сопротивление рабочих, прялки быстро распространились по всей текстильной промышленности Англии. К 1800 году их насчитывалось уже около 20 тысяч штук.
Патент на изобретение прялки «Дженни»
В 1770 году Харгривс запатентовал свое изобретение и получил официальный патент No 962 на прядильную машину «Дженни». Это позволило ему зарабатывать на продаже лицензий и судебном преследовании нарушителей его патентных прав.
Патент No 962 на "Новый способ и машину для прядения, вытягивания и кручения хлопка, льна и шерсти", выданный Королевским патентным ведомством Великобритании Джеймсу Харгривсу 12 июля 1770 года, знаменует собой начало промышленной революции.
Благодаря доходам от патента, Харгривс смог продолжить работу по усовершенствованию своего изобретения и внедрению прялок «Дженни» в промышленное производство.
Усовершенствование конструкции прялки
После получения патента в 1770 году, Харгривс продолжил работу по усовершенствованию конструкции прялки «Дженни». В частности, он разработал модели с 12 и 24 веретенами, что еще больше увеличивало производительность.
Также была модернизирована конструкция вытяжного механизма. Деревянный пресс заменили на металлический, что позволило получать более прочную пряжу.
Распространение прялок по Европе
Успех прялки «Дженни» в Англии привлек внимание текстильных фабрикантов в других европейских странах. Уже в 1780-х годах прялки Харгривса стали активно закупаться фабриками Франции, Германии, Бельгии.
Особенно массовое распространение прялка «Дженни» получила во Франции в период промышленной революции. К 1810 году там использовалось уже около 40 тысяч таких машин.
Прялка «Дженни» в России
В Россию первые образцы прялки Харгривса были завезены в конце 18 века английскими специалистами, приглашенными для модернизации текстильного производства.
Однако массовое распространение это текстильное оборудование получило только в 19 веке с развитием капиталистических отношений и строительством крупных фабрик.
Прялка «Дженни» в музеях
Сегодня несколько экземпляров оригинальных прялок Харгривса экспонируются в технических музеях Европы, в частности:
- Музей науки, Лондон
- Национальный музей Шотландии, Эдинбург
- Музей текстиля, город Крефельд, Германия
Эти музейные прялки фото позволяют наглядно увидеть конструкцию революционной машины 18 века, которая навсегда изменила текстильное производство.
Современные электрические прялки
В 20 веке на смену механическим прялкам пришли электрические модели. Они позволили еще больше автоматизировать процесс прядения.
Современные электропрялки мало чем напоминают оригинальную конструкцию Харгривса. Но принцип работы с использованием веретен у них остался таким же, как на первой прялке «Дженни».
Таким образом, идеи гениального английского изобретателя до сих пор живут в современных прялках фото, выпускаемых промышленными предприятиями по всему миру.
Прялка «Дженни» и социальные конфликты
Изобретение прялки «Дженни» вызвало массовое недовольство среди рабочих-текстильщиков в Англии. Многие лишились работы и средств к существованию.
В ответ они начали ломать новые машины и жечь фабрики, где они использовались. Движение радикально настроенных рабочих получило название луддизм.
Правительство жестко подавляло эти волнения. Но социальная напряженность в обществе сохранялась в течение многих десятилетий.
Урбанизация населения
Внедрение машинной техники привело к концентрации производства на крупных фабриках в городах. Сельские жители массово переезжали туда в поисках работы.
Так появился новый социальный класс - городской пролетариат, не имеющий средств производства и вынужденный работать по найму на фабриках.
Изменение социальных отношений
Если ранее крестьяне были независимыми производителями, то теперь они становились наемными рабочими, полностью зависящими от владельцев фабрик.
Это привело к поляризации общества на класс предпринимателей-капиталистов и пролетариат. Так зародились предпосылки для борьбы рабочего класса за свои права.
Ухудшение условий труда
На фабриках с машинным производством труд рабочих был монотонным и изнурительным. Рабочий день достигал 14-16 часов. Широко использовался детский и женский труд.
Условия труда были крайне тяжелыми и опасными. Это вызывало недовольство рабочих и стало одной из причин социальных конфликтов.
Зарождение рабочего движения
Тяжелые условия труда подталкивали рабочих к организованной борьбе за свои права. Возникли первые рабочие союзы и ассоциации взаимопомощи.
Рабочее движение постепенно набирало силу и в конце 19 века вылилось в создание массовых политических партий, отстаивающих интересы трудящихся.