Прялка «Дженни». Прядильная машина Харгривса. Описание конструкции, фото

Прялка «Дженни» - революционное изобретение 18 века, которое навсегда изменило текстильную промышленность. Узнайте историю создания этой удивительной машины и как она повлияла на развитие промышленной революции.

Предпосылки создания прялки «Дженни»

В середине 18 века экономика Англии переживала подъем. Рос спрос на хлопковую пряжу для производства тканей. Однако ручное производство пряжи на обычных прялках уже не справлялось с растущими объемами. Требовались новые решения для механизации этого трудоемкого процесса.

Первые попытки модернизировать традиционную прялку предпринимались еще в 1730-х годах. Но лишь в 1764 году английский изобретатель Джеймс Харгривс сконструировал по-настоящему революционное устройство, которое вошло в историю под названием «Дженни».

Джеймс Харгривс - изобретатель прялки «Дженни»

Джеймс Харгривс родился в 1720 году в английском городке Стэндхилл. Он работал плотником и ткачом на обычном ткацком станке.

Однажды Харгривс наблюдал как его маленькая дочь Дженни играла с прялкой и случайно опрокинула ее. Колесо прялки продолжало вращаться, а веретено прясть пряжу, хотя находилось в вертикальном положении. Этот случай натолкнул Харгривса на идею создания машины с несколькими вертикальными веретенами.

В 1764 году Харгривс сконструировал первый образец механической прялки, которую в честь дочери назвал «Дженни». Это изобретение навсегда изменило текстильное производство.

Конструкция прялки «Дженни»

Основными элементами конструкции прялки «Дженни» были:

  • 8 веретен в вертикальном положении
  • 1 большое колесо для привода веретен
  • Наклонная рама для размещения исходного сырья
  • Деревянный вытяжной пресс
  • Механизм передачи вращения от колеса к веретенам

Работа на прялке «Дженни» выглядела следующим образом:

  1. На наклонную раму помещался материал для прядения.
  2. Волокна вытягивались через деревянный пресс и крепились к веретенам.
  3. Прядильщик крутил большим колесом, приводя в движение веретена.
  4. Одной рукой он перемещал пресс, другой крутил колесо.
  5. Готовая пряжа наматывалась на веретена.

Благодаря наличию 8 веретен, производительность прялки «Дженни» была в 6 раз выше, чем у обычной ручной прялки. Один работник мог выполнить работу 5 прядильщиков!

Основным недостатком конструкции было получение слабой пряжи из-за недостаточной вытяжки. Поэтому в пряжу часто добавляли льняные волокна.

Промышленное производство прялки «Дженни»

После изобретения в 1764 году Харгривс начал продавать первые экземпляры своей механической прялки текстильным фабрикам. Благодаря высокой производительности новых машин, объемы производства хлопковой пряжи резко возросли.

Однако появление прялки «Дженни» привело к массовой безработице среди ручных прядильщиков, которые теперь стали не нужны фабпикам. В 1768 году недовольные рабочие устроили погром в доме Харгривса и уничтожили несколько прялок.

Изобретатель был вынужден переехать в город Ноттингем, где вместе с предпринимателем Томасом Джеймсом основал одну из первых механизированных фабрик по производству хлопчатобумажной пряжи с использованием прялок «Дженни».

Несмотря на сопротивление рабочих, прялки быстро распространились по всей текстильной промышленности Англии. К 1800 году их насчитывалось уже около 20 тысяч штук.

Патент на изобретение прялки «Дженни»

В 1770 году Харгривс запатентовал свое изобретение и получил официальный патент No 962 на прядильную машину «Дженни». Это позволило ему зарабатывать на продаже лицензий и судебном преследовании нарушителей его патентных прав.

Патент No 962 на "Новый способ и машину для прядения, вытягивания и кручения хлопка, льна и шерсти", выданный Королевским патентным ведомством Великобритании Джеймсу Харгривсу 12 июля 1770 года, знаменует собой начало промышленной революции.

Благодаря доходам от патента, Харгривс смог продолжить работу по усовершенствованию своего изобретения и внедрению прялок «Дженни» в промышленное производство.

Усовершенствование конструкции прялки

После получения патента в 1770 году, Харгривс продолжил работу по усовершенствованию конструкции прялки «Дженни». В частности, он разработал модели с 12 и 24 веретенами, что еще больше увеличивало производительность.

Также была модернизирована конструкция вытяжного механизма. Деревянный пресс заменили на металлический, что позволило получать более прочную пряжу.

Распространение прялок по Европе

Успех прялки «Дженни» в Англии привлек внимание текстильных фабрикантов в других европейских странах. Уже в 1780-х годах прялки Харгривса стали активно закупаться фабриками Франции, Германии, Бельгии.

Особенно массовое распространение прялка «Дженни» получила во Франции в период промышленной революции. К 1810 году там использовалось уже около 40 тысяч таких машин.

Прялка «Дженни» в России

В Россию первые образцы прялки Харгривса были завезены в конце 18 века английскими специалистами, приглашенными для модернизации текстильного производства.

Однако массовое распространение это текстильное оборудование получило только в 19 веке с развитием капиталистических отношений и строительством крупных фабрик.

Прялка «Дженни» в музеях

Сегодня несколько экземпляров оригинальных прялок Харгривса экспонируются в технических музеях Европы, в частности:

  • Музей науки, Лондон
  • Национальный музей Шотландии, Эдинбург
  • Музей текстиля, город Крефельд, Германия

Эти музейные прялки фото позволяют наглядно увидеть конструкцию революционной машины 18 века, которая навсегда изменила текстильное производство.

Современные электрические прялки

В 20 веке на смену механическим прялкам пришли электрические модели. Они позволили еще больше автоматизировать процесс прядения.

Современные электропрялки мало чем напоминают оригинальную конструкцию Харгривса. Но принцип работы с использованием веретен у них остался таким же, как на первой прялке «Дженни».

Таким образом, идеи гениального английского изобретателя до сих пор живут в современных прялках фото, выпускаемых промышленными предприятиями по всему миру.

Прялка «Дженни» и социальные конфликты

Изобретение прялки «Дженни» вызвало массовое недовольство среди рабочих-текстильщиков в Англии. Многие лишились работы и средств к существованию.

В ответ они начали ломать новые машины и жечь фабрики, где они использовались. Движение радикально настроенных рабочих получило название луддизм.

Правительство жестко подавляло эти волнения. Но социальная напряженность в обществе сохранялась в течение многих десятилетий.

Урбанизация населения

Внедрение машинной техники привело к концентрации производства на крупных фабриках в городах. Сельские жители массово переезжали туда в поисках работы.

Так появился новый социальный класс - городской пролетариат, не имеющий средств производства и вынужденный работать по найму на фабриках.

Изменение социальных отношений

Если ранее крестьяне были независимыми производителями, то теперь они становились наемными рабочими, полностью зависящими от владельцев фабрик.

Это привело к поляризации общества на класс предпринимателей-капиталистов и пролетариат. Так зародились предпосылки для борьбы рабочего класса за свои права.

Ухудшение условий труда

На фабриках с машинным производством труд рабочих был монотонным и изнурительным. Рабочий день достигал 14-16 часов. Широко использовался детский и женский труд.

Условия труда были крайне тяжелыми и опасными. Это вызывало недовольство рабочих и стало одной из причин социальных конфликтов.

Зарождение рабочего движения

Тяжелые условия труда подталкивали рабочих к организованной борьбе за свои права. Возникли первые рабочие союзы и ассоциации взаимопомощи.

Рабочее движение постепенно набирало силу и в конце 19 века вылилось в создание массовых политических партий, отстаивающих интересы трудящихся.

Комментарии