Аналоговые тахографы: описание, предназначение

За последние годы в России произошел постепенный переход с аналоговых тахографов на цифровые модели. Однако до сих пор многие грузовики и автобусы оснащены устаревшими устройствами. Давайте разберемся, как устроены и работают аналоговые тахографы, для чего они предназначены и как долго их можно использовать в нашей стране.

Что такое аналоговый тахограф

Аналоговый тахограф – это прибор для непрерывной регистрации скорости движения транспортного средства и режима труда и отдыха водителя. Запись информации производится на специальные диаграммные диски, которые называются тахограммами или тахошайбами.

Первые механические тахографы появились в США еще в 1930-х годах. В Советском Союзе аналоговые тахографы начали устанавливать на грузовики с 1960-х годов. Целью был контроль за соблюдением Правил дорожного движения и режима труда водителей.

Принцип работы аналогового тахографа основан на механической записи показаний датчиков на вращающийся восковой диск. Запись производится специальными стержнями-писцами. В устройстве также есть механизм привода диаграммы и часы для отметки времени.

Наиболее распространенными моделями аналоговых тахографов в России являются: Тахографы моделей ТГК-100, ДИС-200, ТАХО-200 - для грузовиков КАМАЗ Тахографы ЕГК-100 и 1318 - для импортных грузовиков Тахографы 1319 и 1324 - для автобусов

В отличие от цифровых, аналоговые тахографы не могут хранить информацию в электронном виде и передавать ее на внешние носители. Данные фиксируются только на тахограммах в виде графиков и диаграмм.

Порядок работы с аналоговым тахографом

Работа аналогового тахографа требует определенных действий от водителя:

  1. Перед поездкой необходимо установить в прибор новый чистый диск и запустить механизм вращения тахограммы.
  2. На лицевой стороне тахограммы водитель заполняет необходимые данные вручную: ФИО, номер автомобиля, показания спидометра, дату и место отправления.
  3. В процессе поездки тахограф автоматически регистрирует скорость движения и режимы работы водителя (движение, отдых, работа без движения).
  4. После окончания поездки водитель должен извлечь тахограмму и записать вручную на оборотной стороне диска данные о прибытии в пункт назначения.
  5. Заполненные тахограммы необходимо хранить в течение года в случае проверки контролирующими органами.
Аналоговые тахографы требуют ведения ручных записей водителем и регулярной замены тахограмм. Это может быть неудобно в использовании, но при этом обеспечивается контроль за соблюдением режимов движения и отдыха.

Основные неисправности аналоговых тахографов связаны с механическими поломками писцов, привода тахограммы или часового механизма. Такие поломки подлежат ремонту в специализированной мастерской.

Плюсы и минусы аналоговых тахографов

У аналоговых тахографов есть как преимущества, так и недостатки:

Плюсы Минусы
Простота и надежность конструкции Невозможность считывания данных без тахограммы
Низкая стоимость Необходимость ручного заполнения тахограмм
Привычный интерфейс для опытных водителей Трудоемкость обработки и хранения тахограмм

Главный недостаток аналоговых тахографов - возможность фальсификации показаний при желании водителя. Это стало одной из причин постепенного перехода на цифровые модели.

Правовое регулирование применения аналоговых тахографов

Использование тахографов на территории России регулируется Федеральным законом No 259-ФЗ и Приказом Минтранса No 36 от 13 февраля 2013 г.

Согласно этим документам, с 1 июля 2016 года аналоговые тахографы подлежат поэтапной замене на цифровые модели при осуществлении внутрироссийских перевозок.

Однако для международных перевозок разрешено использование аналоговых тахографов, соответствующих требованиям Европейского соглашения (ЕСТР), без ограничения срока.

Также существуют некоторые исключения для внутрироссийских перевозок. Например, для грузовиков, выпущенных до 2013 года, аналоговые тахографы могут применяться до конца 2022 года.

Отсутствие тахографа или использование нерабочего устройства грозит водителю штрафом в размере от 1000 до 3000 рублей. Для должностных лиц штраф составляет от 10 000 до 15 000 рублей.

Правовое регулирование применения аналоговых тахографов

Помимо федеральных законов, использование тахографов регламентируется подзаконными актами и распоряжениями региональных властей.

Например, в Москве и Московской области действует постановление, запрещающее эксплуатацию грузовиков без цифровых тахографов после 1 марта 2022 года. Аналогичный запрет введен в Санкт-Петербурге с 1 января 2022 года.

В других регионах требования местных властей могут различаться. Поэтому перед поездкой важно уточнить актуальные правила по использованию тахографов.

Особенности контроля аналоговых тахографов

Сотрудники ГИБДД при проверке аналогового тахографа обращают внимание на следующее:

  • Наличие установленной тахограммы
  • Четкость и полноту записей водителя на тахограмме
  • Соответствие записей фактическому режиму работы и текущим показаниям одометра
  • Наличие внешних признаков несанкционированного вмешательства

При выявлении нарушений инспектор изымает тахограмму для приобщения к административному материалу.

Доказательность записей аналоговых тахографов

Главный недостаток аналоговых тахографов при разбирательстве ДТП или спорных ситуаций – это возможность подделки записей.

Поэтому суды и страховые компании относятся к таким записям с осторожностью и часто признают их недопустимыми как доказательство. Особенно если есть сомнения в подлинности.

Цифровые тахографы решают эту проблему за счет криптозащиты данных и невозможности несанкционированного доступа. Поэтому их показания более доказательны.

Перспективы аналоговых тахографов

Несмотря на постепенный запрет аналоговых моделей, они еще долго будут использоваться в России. По экспертным оценкам, до 30% грузовиков до сих пор оснащены такими устройствами.

С одной стороны, их применение сократится по мере списания и модернизации старого автопарка.

С другой стороны, часть водителей будет оттягивать замену до последнего из-за высокой стоимости новых тахографов.

Тем не менее, полный переход на цифровые технологии рано или поздно произойдет в силу объективных причин.

Перспективы аналоговых тахографов

Как показывает мировой опыт, полный отказ от устаревших технологий происходит постепенно, в течение длительного переходного периода.

Например, в странах Евросоюза запрет на использование аналоговых тахографов для грузоперевозок был введен еще в 1985 году. Однако и сейчас на дорогах Европы можно увидеть грузовики, оснащенные такими устройствами.

Стоимость замены аналогового тахографа на цифровой

Полная замена аналогового тахографа на цифровой в среднем обходится для владельца грузовика в 25-40 тысяч рублей.

В эту сумму входит:

  • Стоимость самого цифрового тахографа - 15-25 тысяч рублей
  • Работы по демонтажу старого устройства - 1-2 тысячи рублей
  • Монтаж и настройка нового тахографа - 3-5 тысяч рублей
  • Калибровка цифрового тахографа - 5-10 тысяч рублей

Таким образом, затраты на замену достаточно высоки. Это также является фактором, сдерживающим переход на цифровые модели.

Выбор модели цифрового тахографа

Основные критерии при выборе цифрового тахографа:

  • Соответствие техническим требованиям для данного типа ТС
  • Наличие сертификата и одобрения типа транспортного средства
  • Удобство использования для водителя
  • Стоимость прибора и обслуживания
  • Наличие сервисных центров в регионе

Популярные модели цифровых тахографов: Штрих-М, NeoTach, Тахо Рус, Меркурий ТА-001, VDO Contintental.

Особенности калибровки цифровых тахографов

Калибровка тахографа необходима после установки, а также периодически раз в два года. Она позволяет привести параметры тахографа в соответствие с характеристиками автомобиля.

Комментарии