Морской транспорт играет важную роль в мировой экономике. Однако судоходство несет угрозу экологии из-за загрязнения океана неочищенными льяльными водами. Эта проблема волнует общество. Давайте разберемся, что представляют собой льяльные воды, каковы способы их очистки и утилизации.
Понятие льяльных вод и их классификация
Льяльные воды - это воды, загрязненные нефтепродуктами, которые образуются в процессе эксплуатации судна. Основными источниками льяльных вод на судне являются:
- Утечки из систем охлаждения двигателей
- Подтекание морской воды через уплотнения валов
- Стоки из машинных отделений
- Нефтесодержащие балластные воды
В состав льяльных вод могут входить:
- Нефть и нефтепродукты
- Смазочные материалы
- Химические вещества
- Тяжелые металлы
- Радиоактивные элементы
По консистенции различают эмульгированную нефть в виде мелкодисперсной взвеси и свободную нефть в виде пленки на поверхности.
На объем и степень загрязненности льяльных вод влияют:
- Тип судна
- Техническое состояние оборудования
- Интенсивность эксплуатации
- Качество технического обслуживания
Для каждого типа судна существует суточная норма накопления льяльных вод, зависящая от водоизмещения или мощности двигателя.
Льяльные воды - это воды, загрязненные нефтепродуктами, которые образуются в процессе эксплуатации судна.
Таким образом, льяльные воды - это неизбежный побочный продукт работы судовых механизмов. Они представляют серьезную опасность для морской среды и требуют ответственного подхода к очистке и утилизации.
Влияние льяльных вод на морскую среду
Сброс неочищенных льяльных вод наносит колоссальный вред морской флоре и фауне. Рассмотрим основные негативные последствия.
Загрязнение нефтепродуктами. Нефтяная пленка нарушает газообмен между водой и атмосферой, препятствует фотосинтезу водорослей, отравляет морских обитателей. Особую опасность представляет эмульгированная нефть, которая равномерно распределяется по толще воды.
Термическое загрязнение. Сброс теплых технических вод нарушает температурный режим, что ведет к гибели планктона, изменению ареалов обитания рыб, нарушению нереста.
Химическое отравление. Тяжелые металлы и радионуклиды, попадая в организмы гидробионтов, накапливаются в пищевой цепи и несут угрозу здоровью человека.
По оценкам экологов, 4% акватории Атлантики загрязнено нефтепродуктами из льяльных вод. Ежегодные выбросы свинца в Мировой океан превышают 650 тыс. тонн.
Таким образом, проблема льяльных вод с каждым годом становится все острее. Для ее решения необходимы совместные усилия всех участников морского судоходства.
Правила сброса льяльных вод с судов
Сброс льяльных вод в море регулируется международной Конвенцией МАРПОЛ 73/78. Она устанавливает следующие требования:
- Наличие очистных установок на борту
- Концентрация нефти после очистки не более 15 мг/л
- Регулярное освидетельствование очистного оборудования
- Хранение и сдача высокотоксичных льяльных вод в порту
Для внутренних водоемов действуют более жесткие нормы. Например, в России сброс льяльных вод с содержанием нефти выше 10 мг/л запрещен.
Штрафы за нарушение правил колоссальны. В 2019 году в США инженер был приговорен к 31 году тюрьмы за несанкционированный слив льяльных вод. Таким образом, у каждого судна должны быть технические средства очистки льяльных вод, сертифицированные компетентными органами. Бережное отношение к хрупкой морской экосистеме - общая задача для всех участников мореплавания.
Методы очистки и утилизации льяльных вод
Существует несколько методов очистки льяльных вод до допустимых концентраций нефтепродуктов для сброса за борт или утилизации на берегу.
Очистка на борту судна
На борту судна для очистки льяльных вод используются специальные установки и оборудование:
- Отстойники для гравитационного разделения нефти и воды
- Фильтры для отделения взвешенных частиц
- Сепаратор льяльных вод для выделения остаточной нефти
- Электрофлотаторы для удаления эмульгированной нефти
При превышении допустимых норм загрязнения после очистки, льяльные воды подвергают повторной обработке или сдают на береговые очистные сооружения.
Утилизация на берегу
Для льяльных вод с высоким содержанием нефти и токсичных веществ применяют метод утилизации путем сжигания в специальных печах на берегу. Также используются дополнительные методы очистки:
- Химическая коагуляция
- Озонирование
- Сорбция на активированных углях
После очистки до нормативов допускается сброс очищенной воды в водоемы.
Контроль качества очистки льяльных вод
Контроль качества очистки льяльных вод перед сбросом осуществляется химическим анализом проб воды на содержание нефтепродуктов. Анализ должны проводить аккредитованные лаборатории с разрешением Морского Регистра судоходства.
Результаты анализа заносятся в судовой журнал льяльных вод. При превышении нормативов производится повторная очистка либо сдача льяльных вод на береговые очистные сооружения.
Модернизация очистного оборудования на судах
Для повышения эффективности очистки льяльных вод и снижения сбросов в море необходима модернизация очистного оборудования на судах:
- Установка более производительных сепараторов
- Внедрение технологий глубокой доочистки
- Автоматизация контроля за работой очистных систем
Также важно регулярно проводить техобслуживание оборудования и замену фильтрующих элементов.
Заправка топливом нефтяных танкеров и танкеров
Во время заправки топливом у нефтяных танкеров и танкеров обязательно должны работать системы улавливания паров нефтепродуктов, чтобы исключить загрязнение атмосферы и воды.
Также важно использовать современные технологии заправки, позволяющие минимизировать проливы топлива и попадание нефтепродуктов в льяльную систему судна.