Железнодорожное полотно: понятие, устройство, стандартные размеры и эксплуатация

Железнодорожное полотно является важнейшим элементом транспортной инфраструктуры любой страны. От качества и надежности этого сооружения зависит бесперебойная работа железнодорожного транспорта, а значит - стабильность экономики и благополучие граждан.

Понятие железнодорожного полотна

Железнодорожное полотно представляет собой комплекс инженерных сооружений, образующих в полосе отвода дорогу с направляющей рельсовой колеей. Оно состоит из верхнего и нижнего строения пути.

К верхнему строению относятся:

  • Рельсы
  • Шпалы
  • Рельсовые скрепления
  • Балластный слой

К нижнему строению относятся:

  • Земляное полотно
  • Искусственные сооружения (мосты, тоннели, водопропускные трубы и т.д.)
  • Водоотводные и укрепительные устройства

Основные функции железнодорожного полотна:

  1. Направлять движение поездов по рельсовой колее
  2. Воспринимать и равномерно распределять нагрузки от подвижного состава
  3. Обеспечивать плавность и безопасность движения на заданных скоростях

Верхнее строение пути

Верхнее строение пути включает в себя рельсошпальную решетку и балластную призму.

Рельсы представляют собой стальные балки специального профиля, по которым катятся колесные пары подвижного состава. В России наиболее распространены рельсы типа Р65.

Шпалы служат основанием, на которое укладываются и закрепляются рельсы. Применяют деревянные и железобетонные шпалы.

Рельсовые скрепления предназначены для соединения рельсов в единую нитку и их прикрепления к шпалам. Используют различные виды пружинных, винтовых и болтовых скреплений.

Балластный слой выполняется из щебня или гравия и служит для упругого смягчения динамических нагрузок от подвижного состава, а также предохранения от смещений и деформаций.

Нижнее строение пути

К нижнему строению железнодорожного полотна относятся земляное полотно и различные искусственные сооружения.

Земляное полотно представляет собой специально подготовленную полосу грунта, на которую укладывается верхнее строение пути. Оно должно обеспечивать устойчивость и прочность всей конструкции.

К искусственным сооружениям относятся мосты, путепроводы, тоннели и другие конструкции, позволяющие проложить железнодорожное полотно через различные естественные и искусственные препятствия.

Для отвода воды от полотна устраиваются водоотводные устройства - кюветы, канавы, лотки. Для защиты от размывов применяются укрепления откосов насыпей, выемок, берегов водоотводных сооружений.

Яркий кинематографический вид в сумерках на рабочих, ремонтирующих поврежденные железнодорожные пути на мосту через широкую реку. Двое рабочих в защитном снаряжении сваривают сломанный стык рельсов, летят искры. Другой работник трамбует балласт под шпалам

Стандартные размеры железнодорожного полотна

Существуют определенные стандарты и нормы, регламентирующие основные размеры и параметры железнодорожного полотна.

Различают следующие ширины колеи:

  • 1520 мм - в странах СНГ
  • 1435 мм - в Европе
  • 1676 мм - в Индии и Пакистане

Длина рельсов обычно составляет 12,5 или 25 метров. На магистральных линиях все чаще применяется бесстыковой путь из сварных плетей длиной до 800 метров.

Предельный руководящий уклон на участках с тепловозной тягой не должен превышать 12‰, а на участках с электровозной тягой - 15‰.

При проектировании новых линий стараются максимально приблизить продольный профиль к рельефу местности, сводя к минимуму объемы земляных работ.

Стрелочные переводы и их виды

Для соединения и разветвления железнодорожных путей используются стрелочные переводы.

Они позволяют подвижному составу плавно переходить с одного пути на другой благодаря повороту остряков, образующих непрерывную рельсовую колею.

Различают переводы с ручным и автоматическим управлением. Современные стрелки в основном управляются дистанционно с поста электрической централизации.

Существуют одиночные, сдвоенные, трехниточные, крестовые и другие типы стрелочных переводов в зависимости от вариантов разветвления путей.

Высокодетализированный вид сверху от дрона на большую железнодорожную сортировочную станцию с множеством параллельных путей в солнечный день. Многочисленные грузовые вагоны рассортировываются и направляются рабочими на разные пути. На переднем плане кроше

Железнодорожные пути и их классификация

В зависимости от функционального назначения различают несколько видов железнодорожных путей.

К станционным относятся:

  • Главные и приемо-отправочные
  • Сортировочные
  • Вытяжные, соединительные и др.

К путям специального назначения относятся:

  • Подъездные
  • Предохранительные и улавливающие тупики
  • Погрузочно-выгрузочные

Отдельно выделяются магистральные пути, соединяющие крупные транспортные узлы и обеспечивающие основные грузовые и пассажирские перевозки.

Строительство железнодорожного полотна

Строительство железнодорожного полотна - комплекс работ по прокладке пути на подготовленной трассе.

Основные этапы строительства:

  1. Проектирование трассы с учетом рельефа местности
  2. Подготовка земляного полотна - устройство насыпей и выемок
  3. Укладка водоотводных и укрепительных сооружений
  4. Устройство искусственных сооружений - мостов, тоннелей, путепроводов
  5. Укладка балластной подушки и щебеночного балластного слоя
  6. Монтаж рельсошпальной решетки

При строительстве применяется различная строительная техника - бульдозеры, экскаваторы, краны, шпалоподбойки и др.

Эксплуатация железнодорожного полотна

В процессе эксплуатации железнодорожное полотно подвергается значительным динамическим нагрузкам от движения поездов.

Для обеспечения безопасности и бесперебойности движения необходимо регулярно проводить осмотры, текущее содержание, ремонты и реконструкцию пути.

Основные виды работ по содержанию пути:

  • Регулировка ширины колеи
  • Выправка и подбивка шпал
  • Очистка щебня от загрязнений
  • Досыпка балласта
  • Замена дефектных элементов верхнего строения пути

Ремонт железнодорожного полотна

Ремонт железнодорожного полотна подразделяется на текущий и капитальный.

Текущий ремонт направлен на восстановление отдельных элементов верхнего и нижнего строения пути.

Капитальный ремонт подразумевает полную замену верхнего строения пути, усиление земляного полотна, реконструкцию искусственных сооружений.

Для ремонта пути используется специализированная техника - путеукладчики, выправочно-рихтовочные и балластировочные машины.

Механизация работ на железнодорожном полотне

Для повышения производительности труда на содержании и ремонте пути применяются различные машины и механизмы.

Основные виды механизированных работ:

  • Очистка щебня и выправка пути - выправочно-подбивочно-рихтовочные машины
  • Регулировка ширины колеи - путерасширители
  • Замена шпал - шпалоподбойки и шпаловыдергиватели
  • Замена рельсов и стрелочных переводов - путеукладчики

Механизация позволяет существенно повысить производительность труда и качество работ.

Инновации в конструкции железнодорожного полотна

Для повышения скоростей, пропускной способности и надежности железнодорожного полотна внедряются новые технологии и материалы.

Основные инновационные решения:

  • Применение рельсов повышенной прочности
  • Использование железобетонных шпал увеличенного срока службы
  • Укладка бесстыкового пути
  • Внедрение электронных систем контроля состояния пути

Все это позволяет обеспечить высокие стандарты качества железнодорожного полотна.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество