Повесть "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина по праву считается одной из жемчужин русской литературы. Главная героиня повести навсегда вошла в сознание читателей как образец чистоты, добродетели и самопожертвования. Но как же сам автор относится к своей героине? Давайте разберемся.
Портрет Лизы в повести - ее внешность и внутренний мир
В повести "Бедная Лиза" рассказывается история молодой крестьянки Лизы, которая встречает молодого дворянина Эраста и влюбляется в него. Эраст сначала добивается расположения Лизы, а затем бросает ее. От отчаяния Лиза кончает жизнь самоубийством.
Карамзин подробно описывает внешность своей героини. Лиза предстает перед читателем как очаровательная девушка:
Лиза была прекрасна, как майское утро, как первый ландыш в лугах, как первая роза в цветнике.
Она обладает природной, неподдельной красотой и простотой. Автор отмечает ее миловидное лицо, голубые глаза, светлые волосы. Вся внешность Лизы дышит юностью, свежестью и обаянием.
Но еще более прекрасен ее внутренний мир. Лиза наделена всеми мыслимыми добродетелями:
- доброта;
- отзывчивость;
- честность;
- трудолюбие;
- верность;
- целомудрие.
Она чиста душой, искренна и не знает фальши. Лиза не способна ни на что дурное. Она полна любви к людям и к жизни. Ее образ вызывает у читателя нежность и симпатию.
Таким образом, как во внешнем облике, так и во внутреннем мире Лиза предстает перед читателем идеальной героиней, воплощением женского совершенства.
Отношение автора к поступкам Лизы
Основные события повести связаны с любовью Лизы и Эраста. Девушка отдается чувству, не раздумывая о последствиях. Автор не осуждает Лизу за это. Напротив, он с пониманием относится к ее порыву:
Бедная девушка! она любила в первый раз в жизни и любила страстно, без рассуждения, предавшись всему пылу неопытного сердца.
Далее Лиза переживает горечь измены и позора. В отчаянии она решается на самоубийство. И этот роковой шаг Карамзин тоже старается оправдать. Писатель понимает душевное состояние Лизы и не обвиняет ее в грехе.
На протяжении всей повести автор выражает сочувствие к своей героине.
Он как бы говорит читателю: "Посмотрите, какая она несчастная! Пожалейте ее!".
Так Карамзин передает свою любовь и жалость к Лизе.
Таким образом, автор полностью на стороне Лизы. Он оправдывает все ее поступки и ни в чем не обвиняет героиню.
Отношение автора к Эрасту и его поступкам
В отличие от Лизы, Эраст вызывает у автора лишь презрение и осуждение. Это легкомысленный и циничный аристократ, для которого чувства Лизы - всего лишь забава. Карамзин не упускает возможности выразить свое негодование:
Эраст, бессердечный Эраст! для чего обманул ты бедную девушку?
Писатель резко порицает поведение Эраста. Тот сначала притворяется влюбленным, чтобы соблазнить Лизу. Затем быстро остывает к ней и жестоко попирает ее чувства. Эраста интересуют только собственные удовольствия, а судьба Лизы ему безразлична.
По мнению автора, именно Эраст виноват в трагедии Лизы. Своим коварством и обманом он довел девушку до гибели. Карамзин недвусмысленно дает это понять читателю.
Таково резко отрицательное отношение писателя к бессовестному соблазнителю Эрасту. Автор испытывает к нему сильную неприязнь и осуждает его поступки.
Сравнение отношения автора к Лизе и Эрасту
В повести Карамзин сознательно противопоставляет двух главных героев - Лизу и Эраста. Между ними образуется резкий контраст, который позволяет автору ярче выразить свое отношение.
Лиза воплощает нравственную чистоту, душевную красоту и самоотверженную любовь. Эраст олицетворяет безнравственность, эгоизм и циничное легкомыслие. Эти противоположности подчеркнуты в тексте:
Бедная девушка! она любила в первый раз в жизни и любила страстно, без рассуждения, предавшись всему пылу неопытного сердца. Эраст, бессердечный Эраст! для чего обманул ты бедную девушку?
Здесь контраст между чистотой чувств Лизы и цинизмом Эраста выражен особенно ярко. Автор резко осуждает бессовестного соблазнителя и всей душой сочувствует обманутой девушке.
На протяжении всего повествования это противопоставление сохраняется. Карамзин последовательно рисует два противоположных характера, чтобы оттенить свое отношение к героям.
Таким образом, сравнение Лизы и Эраста - ключ к пониманию позиции автора. Его симпатия к Лизе и презрение к Эрасту выражены в повести очень ярко.
Лиза как носительница идеалов Карамзина
Можно предположить, что в образе Лизы Карамзин воплотил собственные нравственные и эстетические идеалы. Лиза для него - это его мечта о совершенной женщине.
Она соединяет в себе все черты, которые писатель ценил в женском характере: доброту, скромность, верность, религиозность. Лиза полна того внутреннего благородства, которое Карамзин считал подлинной аристократией духа.
В облике Лизы воплощен и женский идеал Карамзина: это хрупкое, тонкое создание, нуждающееся в любви и защите. Такой женщине автор был готов поклоняться.
Поэтому неудивительно, что автор относится к Лизе с таким обожанием и сочувствием. Для него она больше чем просто литературный персонаж.
Трагическая любовь автора к своей героине
Можно предположить, что Карамзин испытывал к Лизе настоящую трагическую любовь. Это видно в финальных сценах повести.
Автор с грустью описывает последнее пристанище Лизы - могилу в лесу у пруда. Он часто приходит туда и долго сидит, слушая шелест листвы. Это похоже на свидание влюбленных.
Возможно, Карамзин и сам мечтал упокоиться рядом с Лизой. Такая трагическая, романтическая любовь автора к своему персонажу объясняет его нежное отношение.
Лиза для него - не просто героиня книги. Это живой идеал, воплощение мечты, которой автор отдал свое сердце.
Неоднозначность отношения автора
Однако отношение Карамзина к Лизе не так однозначно. В нем угадываются и другие, более сложные чувства.
Порой автор как будто в чем-то упрекает Лизу, укоряет ее за чрезмерную доверчивость и наивность. В его тоне мелькает едва заметная ирония.
За внешней идеализацией скрывается и тайное разочарование автора в своей героине. Она не оправдала его ожиданий.
Таким образом, отношение Карамзина к Лизе полно внутренних противоречий и драматизма. Это сложные, порой болезненные чувства творца к своему детищу.