Нормы браковки строп - особенности, требования и рекомендации
Стропы - незаменимые помощники при подъеме и транспортировке грузов. Но даже небольшие повреждения стропов могут привести к несчастным случаям и значительному материальному ущербу. Поэтому так важно знать и соблюдать нормы браковки стропов. В этой статье мы подробно разберем особенности, требования и рекомендации по браковке стропов.
Виды и назначение строп
Стропы - это грузозахватные приспособления, используемые для подъема и транспортировки грузов с помощью грузоподъемных механизмов. Они бывают нескольких основных видов:
- Канатные стропы изготавливаются из стальных канатов. Их отличает высокая прочность и гибкость.
- Цепные стропы состоят из звеньев, соединенных в цепь. Они обладают очень высокой прочностью.
- Текстильные стропы выполняются из нейлоновых, полиэфирных или полипропиленовых лент или круглопрядных канатов. Они легкие и удобные в использовании.
Каждый вид стропов имеет свои особенности и области применения. Канатные стропы чаще всего используются для работы с тяжелыми грузами. Цепные стропы применяются для подъема и перемещения особо опасных и ценных грузов. Текстильные стропы удобны для обращения с легкими и сыпучими грузами.
Нормативные документы по браковке стропов
Браковка стропов регламентируется рядом нормативных документов. Ключевые из них:
- ГОСТ 25573-82 - устанавливает требования к канатным стропам
- РД 10-33-93 - регламентирует правила устройства и безопасной эксплуатации стропов
- ПБ 10-382-00 - содержит правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов
- РД 24-СЗК-01-01 - определяет порядок осмотра и браковки текстильных стропов
Эти документы устанавливают общие требования к порядку и периодичности осмотра стропов, определяют критерии их годности к дальнейшей эксплуатации. Ответственность за соблюдение норм браковки стропов несет инженерно-технический персонал предприятия.
Порядок осмотра и браковки стропов
Процесс браковки стропов состоит из нескольких этапов:
- Внешний осмотр на предмет видимых повреждений
- Проверка соответствия параметров стропа паспортным данным
- Инструментальный контроль размеров и дефектов
- Составление акта осмотра по результатам проверки
- Принятие решения о дальнейшем использовании или списании стропа
Периодичность осмотра зависит от интенсивности работы стропов. При регулярном использовании осмотр проводится каждые 10 дней. Для редко используемых стропов достаточно осмотра перед выдачей в работу.
Основные критерии браковки стропов:
- Несоответствие параметров паспортным данным
- Видимые повреждения и износ выше допустимого уровня
- Обрывы, разрывы, трещины в канатах или ткани
- Деформация крюков, скоб, колец
При выявлении таких дефектов строп подлежит немедленному списанию и утилизации.
Особенности браковки канатных стропов
Канатные стропы имеют ряд конструктивных элементов, требующих тщательного осмотра:
- Стальной канат - на наличие обрывов, коррозии, деформаций
- Заплетки - на надежность крепления каната
- Коуши - на степень износа и деформаций
- Втулки - на величину износа
- Оплетки и защитные элементы - на целостность
Типичными дефектами канатных стропов являются:
- Поверхностный износ или коррозия проволок каната
- Обрыв отдельных проволок или пучков проволок
- Разрывы или выдавливание сердечника каната
- Уменьшение диаметра каната из-за износа или коррозии
- Деформация коушей и смещение каната в коушах
Нормы браковки строп из стали устанавливают предельные значения износа и повреждений канатов, при которых строп должен выводиться из эксплуатации. Например, обрыв более 6 проволок на длине 30 диаметров каната является критичным.
Нормы браковки канатных стропов
Специальные нормы регламентируют допустимый уровень износа и характер дефектов канатных стропов, при которых они могут применяться. К таким "нормам" относятся:
- Износ наружных проволок каната не более 40% их диаметра
- Уменьшение диаметра каната не более чем на 7%
- Количество обрывов проволок не более установленных значений
- Отсутствие выступающих концов оборванных проволок
Превышение этих норм свидетельствует о недопустимом износе канатного стропа.
Особенности браковки цепных стропов
При осмотре цепных стропов проверяются:
- Целостность звеньев цепи
- Отсутствие трещин, надрывов, коррозии звеньев
- Размеры и форма звеньев
- Состояние соединительных и концевых элементов
Типичными дефектами цепных стропов являются:
- Трещины или надрывы звеньев
- Изгиб и деформация звеньев
- Удлинение звеньев более чем на 3% от первоначального размера
- Уменьшение сечения звеньев из-за коррозии
Документальное оформление браковки стропов
Результаты осмотра и браковки стропов должны фиксироваться в специальном журнале, который содержит следующие разделы:
- Дата и время осмотра
- ФИО и должность осмотрщика
- Перечень осмотренных стропов
- Выявленные дефекты и степень износа
- Заключение о возможности дальнейшего применения
- Подпись ответственного лица
Аккуратное ведение журнала позволяет отслеживать техническое состояние каждого стропа и своевременно выводить изношенные из эксплуатации.
Контроль за соблюдением норм браковки стропов
Контроль за соблюдением установленных "норм браковки стропов" должен осуществляться на всех уровнях:
- На предприятии - со стороны руководства и инженерно-технических работников
- Со стороны надзорных органов - инспекция по труду, Ростехнадзор
- На уровне отрасли - система добровольной сертификации
Только при постоянном контроле можно гарантировать соблюдение всех требований и обеспечить безопасную работу стропов.
Типичные нарушения при браковке стропов
На практике при проведении браковки стропов часто встречаются следующие нарушения:
- Несоответствие квалификации осмотрщика требованиям нормативных документов
- Проведение осмотра в ненадлежащих условиях: плохое освещение, грязь, снег
- Отсутствие необходимых инструментов и оборудования
- Поверхностный осмотр, не позволяющий выявить скрытые дефекты
- Невнимательность и халатность осмотрщика
Такие нарушения могут привести к пропуску серьезных дефектов стропа и последующему несчастному случаю при эксплуатации.
Ответственность за нарушение норм браковки стропов
Согласно трудовому законодательству, ответственность за нарушение установленных норм и правил браковки стропов несут:
- Работник, непосредственно выполнявший ненадлежащую браковку
- Руководитель подразделения, в котором производилась браковка
- Руководитель службы охраны труда предприятия
- Руководитель предприятия
К видам ответственности относятся дисциплинарные взыскания, административные штрафы, уголовная ответственность в случае тяжких последствий.
Экономический ущерб от нарушений норм браковки стропов
Использование некачественных и неисправных стропов наносит серьезный экономический ущерб предприятиям:
- Потеря грузов при их падении
- Повреждение дорогостоящего грузоподъемного оборудования
- Простои из-за аварий и поломок
- Штрафы надзорных органов
- Компенсации работникам в случае травм
Своевременная браковка изношенных стропов - залог экономической эффективности грузоподъемных работ.
Повышение культуры безопасности на предприятии
Для предотвращения нарушений при браковке стропов необходимо:
- Регулярное обучение персонала правилам браковки
- Ужесточение производственного контроля
- Проведение внеплановых проверок браковки
- Стимулирование добросовестных работников
Такая системная работа позволит сформировать культуру ответственного отношения к вопросам безопасности на предприятии.