Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Египта – собирательное название для произведений живописи, скульптуры, рельефов, архитектуры, некоторых декоративных промыслов, созданных в разные периоды Египта эпохи фараонов. Большой интерес представляют остраконы (или остраки), глиняные черепки, служившие доступным писчим материалом – на них древнеегипетские художники также наносили рисунки.
Условно искусство Древнего Египта можно разделить в соответствии с периодами древнеегипетской цивилизации: искусство Древнего, Среднего и Нового царства. Однако, несмотря на некоторые стилистические отличия между ними, существует и преемственность, проявляющаяся, прежде всего, в верности религиозным традициям.
Скульптура и изобразительное искусство Древнего Египта чрезвычайно стилизованы, символичны, сосредоточены на загробной жизни и идеализации мира мертвых. Вместе с тем оно характеризуется, с одной стороны, строгой формализацией и канонизацией, с другой стороны, высокой степенью реализма.
Изначально искусство Древнего Египта создавалось ради религиозных и магических целей. Его символика показывает убеждения древних египтян и их попытки понять окружающий мир. В религиозном и социальном контексте произведения искусства играли практическую роль, эту материалистичность не просто понять современному зрителю. Например, рельеф на стенах храма, изображающий фараона, подносящего богам дары и уничтожающего врагов Египта, выражал мысль, что фараон выполняет свою главную обязанность – поддерживать порядок во Вселенной. Египтяне верили, что изображения только посредством их существования способствовали тому, чтобы все изображенное происходило в реальности.
То же можно сказать и в отношении скульптурных изображений, помещенных в храмах и гробницах – они являлись физическими хранилищами для духов. С помощью церемонии «отверзение уст» статуи или мумии древнего Египта становились, как считалось, живыми существами, способными дышать, говорить, принимать подношения. Существуют доказательства, что этот ритуал совершался, начиная со времен Древнего царства и до римского периода. Принципиальным различием между человеком и статуей было то, что статуя обладала вечной жизнью. Поэтому скульптура изготавливалась из прочных материалов – металла, камня, дерева.
Искусство Древнего Египта предписывало строгий формализм и сложные каноны красоты при изображении богов, царей, людей высокого социального положения. Они могли варьироваться от династии к династии в зависимости от преобладающих социальных структур и властных отношений. Осанка человека или бога в человеческом обличье должна быть прямой. Изображалась фигура стоя или сидя; лицо с увеличенным и расширенным глазом и ноги изображали в профиль, верхняя часть туловища была обращена вперед, бедра – повернуты на три четверти. На изображениях мужчины делают шаг вперед, руки держат сжатыми в кулак. Ноги у женских фигур находятся на одном уровне, руки открыты. Цвет кожи мужчин красновато-коричневый, женщин – желтой охры, следовательно, намного ярче. По самим изображениям невозможно определить, какие именно люди на них изображены. Идентифицировали их только по надписанному имени. По этой причине письменность являлась интегральным аспектом искусства. Создание иллюстрированных знаков фактически само по себе было творчеством.
Реализм в египетском искусстве преобладает в изображениях природы, растений, животных, а также объектов, связанных с сельскохозяйственной и другой практической деятельностью (судоходство, рыболовство, охота).
Особенно абстрактны или полны аллегорий иллюстрации сцен из мира богов, космических процессов и загробной жизни. Эта иконография очень сложна для понимания непосвященному зрителю даже при наличии надписей, учитывая и то, что иногда рисунок представляет собой иероглифические надписи. Притом, что все изображенные объекты и предметы вполне конкретны, в разных комбинациях они обретают новый смысл.
В целом искусство Древнего Мира построено в значительной степени на символике, но если сравнить древнегреческие рисунки с древнеегипетскими на одинаковые темы, например, «Восход солнца», то отличия разительны. На эллинском рисунке, скорее всего, будет изображена колесница, запряженная крылатыми конями, в которой бог Гелиос взлетает на небеса. Лучи его короны (символические лучи солнца) золотят морские воды, в которых резвятся юноши, радостно встречая новый день. Если добавить изображение ещё одного юноши или заменить их нереидами, то смысл изображенного не поменяется. Но если проделать похожее с древнеегипетским рисунком и заменить одно изображение другим, то возникнут другие образы и символы.