Социализация личности: это что такое?

Человек – социальное создание и ему необходимо общество для комфортного существования. Приходя в физический мир, ребенок на самой первой ступени своего развития сталкивается с различного рода правилами, убеждениями, догмами, законами, в конце концов, системой, которая существовала задолго до его появления на свет. Делая свои первые шаги, он вынужден принимать правила игры в жизнь и становиться ее активным участником, т. е. социализироваться.

Определение явления

Социализация личности — это процесс присоединения человека к обществу через освоение основных элементов той культуры, к которой он относится по факту рождения с последующим становлением социального «Я». Стоит отметить, что преобразование человека начинается непосредственно со стремления жить и трудиться ради общего блага посредством реализации своих способностей.

Без этого не представляется возможным передача духовного достояния от одного поколения к другому. Именно благодаря традициям и истории человек оказывается способным творить и создавать новое, опираясь на бесценный опыт и достижения его предков.

Эволюция общественной жизни человека

Традиционно выделяют две ступени развития данного явления:

Первичная - устанавливается в небольших сообществах людей, хорошо знакомых друг с другом, таких как, члены семьи, друзья и т. д. Общение с данной категорией влияет непосредственно на формирование личности.

Вторичная - имеет место в сфере деловых отношений.

Первичная социализация личности человека является наиболее значительной, ведь именно на ступени раннего детства у индивида рождается самосознание и закладываются фундаментальные установки поведения в социуме. И именно родители служат первоначальным примером и образцом культурных ценностей. Далее к этому процессу подключаются воспитательные учреждения, школы и т. д.

Юношеский этап - переходный период, который знаменуется возрастающей потребностью в исследовании окружающего мира, проникая во все его малоизученные слои, в стремлении к самоутверждению в этом мире, в поисках качественного эталона поведения. Окончание юности знаменуется утверждением себя как самостоятельной личности, обретением определенного социально-нравственного стержня, осознанием своих истинных интересов и способностей, с началом нового этапа развития в рамках взросления.

Социализация личности - это процесс, который не завершается и в зрелых годах, но уже значительно сбавляет свои обороты. На данной ступени человек примеряет на себя различные социальные роли: супруга или супруги, роль труженика в обществе и т. д., также приобретает статус активного участника общественной и других видов деятельности.

Коллективный разум и индивидуальность

Именно благодаря общению с другими людьми человек раскрывает свою уникальность. Данный опыт, являющийся основой процесса социализации личности, также служит источником ее индивидуализации и творческого применения своих способностей. Человек преобразовывает накопленный багаж знаний в личные установки, жизненные принципы и навык самостоятельного мышления. Это наглядно видно на примере становления речи ребенка и обучения языку: существуют общие правила правописания, грамматика и т. д., но при этом умение говорить и писать является одним из центральных навыков, способным подчеркнуть индивидуальность человека: не все владеют русским словом одинаково и обладают исключительной способностью к писательской деятельности.

Социализация детского населения

Человек – это единица общества, являющаяся двигателем прогресса или его участником, которая вносит свою лепту в формирование общественной реальности с определенным уровнем сознания — и чем она будет насыщена, какими идеалами и стандартами, тем и будет воздействовать на социализацию личности ребенка.

Малыш начинает познание мира со своего непосредственного окружения. И, естественно, самыми близкими людьми выступают родители, а на самом первой ступени жизни – мать. Эти первичные отношения между младенцем и матерью рождают сильные эмоции, которые являются прочным фундаментом и одним из важнейших условий социализации личности.

И первейшей ступенью является формирование ранних привязанностей. Решающую роль здесь играет не столько сам контакт с матерью и ее питание любовью, сколько чувство безопасности, которое дает общение с родным существом. Развитие человека в социальном отношении коренным образом зависит от возникновения устойчивых связей с людьми непосредственно в раннем детстве. Это является основным ключом интеграции в общество для большинства людей различных национальностей, воспитывающихся в разных культурах.

Игра как путь познания мира

Начиная с года, основным каналом познания ребенка выступает игра, общепринятыми категориями которой являются следующие:

  • Одиночная самостоятельная.
  • Параллельные действия – начиная с года ребенок активно копирует действия других, но пока без стремления стать активным участником этой деятельности.
  • Ассоциативная – начиная примерно с трех лет дети все больше сравнивают свое поведение с поведением остальных.
  • Кооперативная – примерно с четырех лет детей уже все больше привлекают действия, которые требуют сотрудничества.

Игра служит для детей инструментом познания взрослого мира. Они обретают новые навыки и следуют за поведением взрослых. Ребенок обращает внимание на то, как мама разговаривает по телефону, папа застегивает ремень и т. д. и переносят эти действия в игровую среду, переводя на свой язык. Развитие и социализация личности идет через непосредственное подражание окружающим людям, особенно взрослым. Насколько он успешно реализует свои действия в игре, настолько плавным и адекватным будет его переход в реальный социум. Это своего рода этап подготовки.

Ребенок в дошкольном возрасте очень восприимчив к разного рода событиям: все, что с ним происходит, оседает в его эмоциональной памяти. И, соответственно, познание окружающей обстановки начинается на уровне чувственного восприятия. Те явления, которые находят эмоциональный резонанс в душе ребенка, составляют основу его первого социального опыта. Развитие психических процессов, в том числе воображения как почвы для творчества, созидания нового наступает именно в этом возрасте. А успешная реализация человека в обществе возможна при условии, что он способен внести в него какой-либо вклад со своей стороны, интеллектуального или иного характера, таким образом, став не просто потребителем, но и производителем.

Для гармоничной социализации личности ребенка необходимо овладение способностью оценивать свое поведение наравне с поступками окружающих, что является неотъемлемыми составляющими в формировании психики маленького человека.

Детство как отдельная реальность

С точки зрения положения, занимаемого человеком в обществе, ранний возраст отличен тем, что именно он является основной ступенью процесса социализации личности, когда происходит закладывание ее основ.

Несколькими столетиями ранее той идеи детства, которая является естественной для современного общества, не существовало. Дети были включены во взрослую жизнь с рождения без присутствия четко очерченных границ между маленьким ребенком и взрослым. Придуманный мир игрушек, в котором сегодня растут и воспитываются ребятишки, стремление купить им милые, симпатичные вещички, уберечь от всего, что по мнению взрослого может как-то навредить, - все это стало нормой в жизни человека относительно недавно. Об этом свидетельствуют произведения искусства, картины, на которых старшие и младшие изображены в одной социальной среде, разделяющих одни и те же занятия, что говорит о преемственности поколений, которой мы в огромном количестве случаев сегодня уже не наблюдаем из-за разрыва и непонимания между членами даже одной семьи. Формирование же новой концепции детства началось после изобретения книгопечатания, совершившего своего рода революцию в культурной жизни общества. А сегодня подобный переворот совершает Интернет с его стиранием рамок и границ, с одной стороны, и еще большим разделением, с другой.

Но под какие бы определения не попадала категория детства, взаимодействие ребенка с обществом начинается на самой ранней стадии его развития. С самого младенчества малыш принимает участие в социальной жизни: он реагирует на настроение родителей, привлекает их внимание плачем, криком по мере возникновения потребностей, тем самым влияя на поведение взрослого. Вся психическая деятельность крохи осуществляется через коммуникацию с близкими людьми.

Ступени социального развития ребенка

На сегодняшний день в литературе представлена следующая точка зрения на изучаемое явление и его информационную составляющую:

  • традиционная: приспособление к окружающему миру;
  • интеграция: сочетание социальных процессов, благодаря которым человек, усваивая определенную идею сложившихся представлений о ценности и равнозначности вещей, приобретает способность разумно действовать в обществе (И. С. Кон);
  • индивидуализация: процесс развития личности человека в обществе людей (А. В. Мудрик).

Данный подход можно соотнести со ступенями социального развития ребенка. Те представления, которые он получает в процессе общения с миром, становятся знаниями - объективным мнением об окружающей действительности. Знания – это теоретическая основа для практической деятельности, которая, в свою очередь, служит почвой для развития творческой активности детей или их индивидуализации.

Условия интеграции в общество

Социализация личности - это вхождение индивида в человеческую среду через принятие им определенной социальной роли, реализация которой может быть осуществлена посредством ряда факторов. Важнейшим условием является нахождение в группе людей, состав которой варьируется в соответствии с возрастной категорией, целями и ценностями как самого субъекта, так и потребностями общества, в котором он пребывает.

Относительно изученные факторы социализации личности принято разделять следующим образом:

  • Мегафакторы. Вселенная, планета, мир, Интернет.
  • Макрофакторы. Страна, государство.
  • Мезофакторы. Поселения, города, субкультуры.
  • Микрофакторы. Семья, друзья, сверстники, детские сады, различные общественные и другие организации.

Агенты социализации

Окружающий мир находится в постоянном движении и обновлении, заставляя просыпаться утром и двигаться вместе с ним. Человек – такое создание, которое способно приспосабливаться к разным жизненным условиям в своем стремлении выжить. И в этом процессе участвуют различные агенты или институты социализации личности.

Под институтами подразумеваются организации, в рамках которых совершается внедрение человека в общество.

  • Семья для ребенка - ключевой агент, поскольку именно с нее начинается знакомство человека с обществом. Родные люди не просто дают возможность встроиться в систему в качестве отдельного индивида, но и обеспечивают определенным социальным статусом, в который были вложены силы и труд предыдущих поколений.
  • Сверстники – это те агенты, которые учат общению на равных, в отличие от других институтов, где взаимодействие выстроено по принципу иерархии. Отношения с аналогичными участниками системы позволяют подрастающему поколению лучше узнать и понять свои потребности и способности, преимущества и недостатки на фоне окружающих.
  • Школа - формальный институт с набором учебных дисциплин и определенной, как некоторые социологи ее называют, скрытой программой, в рамках которой укореняются конкретные прототипы поведения, способствующие сохранению общественного порядка.
  • Средства массовой информации формируют у детей те шаблоны поведения, которые они не наблюдают в семье и среди своих знакомых.
  • Работа - важнейшее окружение взрослого человека, в котором продолжается процесс привыкания к условиям жизни в обществе.

Человеку нужен человек

Маугли – это не случай из сказки, а вполне реальная история, причем не одна. И социализация личности – это способ и путь выживания в современном мире. Несмотря на то, что человек рождается среди людей, тем не менее, любому индивиду требуется социальная адаптация. Она дает человеку возможность влиться в общество за счет умения анализировать происходящее, оценивать свои возможности и реагировать соответствующим образом, корректируя свое поведение в зависимости от ситуации. Все это основано на общепризнанных штампах и нормах, которые с одной стороны, нивелируют индивидуальные различия, но с другой стороны помогают человеку занять свое место под солнцем.

Как известно, человек без прошлого не имеет будущего – эти слова также справедливы в рамках роли социализации личности человека и его становления успешным участником системы, к которой он принадлежит. Чтобы создать что-то новое, нужно вначале научиться имитировать уже существующее, иными словами, изучить опыт, наработанный поколениями. Уже с раннего детства можно наблюдать принцип подражания, заложенный в человеке: ребенок подражает в своих действиях взрослым, как описывалось выше.

На фоне всего вышесказанного, социализация личности в обществе является двусторонним процессом. На начальном этапе развития человек по большей части принимает и использует имеющийся багаж знаний, т. е. является потребителем, но по мере эволюции начинает вносить свой вклад в процветание общества.

Комментарии